p align="left">10. Воспрепятствование должностному лицу таможен-ного органа в проведении таможенного обследования и других процессуальных действий (ст. 446 ТК РФ). Воспрепятствование, т. е. активное противодействие должностному лицу таможенного органа в проведении им таможенного обследования и других предусмотренных Таможенным кодексом РФ процессуальных действий, если такое Воспрепятствование не влечет за собой уголовной ответственности, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда. 11. Пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование (ст. 447 ТК РФ). В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил при невозможности изъятия товаров, транспорт-ных средств и иных предметов, т. е. имущества, обладаю-щего признаками вещественных доказательств, таможен-ные органы в ряде случае в соответствии со ст. 340 ТК РФ вправе наложить арест на такое имущество. Пользование этим имуществом возможно только с разрешения тамо-женного органа и при соблюдении установленных им тре-бований и ограничений на пользование этим имуществом. Данное ограничение прав собственника или иного закон-ного владельца имущества является временным и направ-лено на обеспечение установления истины по делу о нару-шении таможенных правил и реализацию ответственнос-ти за его совершение. Пользование арестованным имуществом без разреше-ния таможенного органа, а также несоблюдение установ-ленных требований и ограничений на такое пользование влечет ответственность в виде штрафа в размере до деся-тикратного размера минимальной месячной оплаты труда или от десяти до ста процентов стоимости использованного имущества. Причем наложение административного взыс-кания не освобождает лицо, совершившее правонаруше-ние, от возмещения причиненного в результате пользова-ния указанным имуществом материального ущерба. Незаконное воздействие или вмешательство с це-лью повлиять на принимаемое решение либо осуществля-емое действие (ст. 448 ТК РФ). Объективная сторона данного правонарушения прояв-ляется в незаконном воздействии или вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц, целью которого является оказание влияния на принимаемые ими решения или осу-ществляемые действия. Обязательным элементом объективной стороны явля-ется наличие причинно-следственной связи между пред-стоящим принятием должностным лицом таможенного органа решения либо осуществлением им какого-либо дей-ствия в рамках своего служебного положения и действия-ми лица, осуществляющего незаконное воздействие или вмешательство в принимаемое решения или проводимое действие. Субъектами данного правонарушения являются руко-водители предприятий, учреждений или организаций, ока-зывающих незаконное воздействие или вмешательство, их должностные лица и иные работники, непосредственно в этом виновные, а также физические лица и лица, зани-мающиеся предпринимательской деятельностью без обра-зования юридического лица, в случае оказания незакон-ного воздействия или вмешательства с их стороны. Субъективная сторона данного правонарушения харак-теризуется умышленной формой вины, а ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения либо штра-фа в размере до трехкратного размера минимальной ме-сячной оплаты труда. Наличие ответственности за совершение рассмотренных выше деяний является не только гарантией правовой за-щиты и охраны деятельности таможенных органов и их должностных лиц от различного рода посягательств (в том числе и от угрозы совершения насильственных действий), но и действенным средством обеспечения правопорядка на таможенной границе Российской Федерации. В то же время, практика такова, что таможенные органы уделяют недостаточно внимания возможности своей правовой за-щите и защите своих должностных лиц посредством ис-пользования норм главы 63 ТК РФ. §4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Таможенные органы и их должностные лица, высту-пая в качестве участников правоотношений, урегулиро-ванных нормами таможенного права, также, как и участ-ники внешнеэкономической деятельности, несут ответ-ственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Ос-нованием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Консти-туции РФ, согласно которой каждый имеет право на воз-мещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государствен-ными органами и органами местного самоуправления». Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным. Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ-ников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными орга-нами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно дей-ствующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противо-правно, т. е. посредством решений, действий или бездей-ствия, совершенных неправомерно. Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего тамо-женного законодательства. Не существует правовой обя-занности таможенного органа по возмещению ущерба (вре-да или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должност-ными лицами таможни правонарушения в сфере таможен-ного дела). Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причин-ной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должност-ного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или без-действие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вы-шестоящего органа или должностного лица, которое ока-залось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должност-ное лицо - уже нет. В соответствии с действующим законо-дательством ответственность таможенных органов насту-пает при наличии следующих условий: а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ-ников; б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу; в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол-жностного лица или иного работника и наступившим вре-дом (убытками). Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или без-действием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою оче-редь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпев-шему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредствен-но виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника. Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ-ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ-ственность в соответствии с действующим российским за-конодательством. Так, к дисциплинарной ответственности привлекают-ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов -- за нарушение трудовой дисциплины. За совер-шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до-рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж-ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу-дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны-ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки -- ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате-риальная ответственность за ущерб, причиненный физи-ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед-ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя-зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен-ности является виновность этих лиц в совершении проти-воправного деяния или принятии незаконного решения. Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга-нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска-ния) и существует свой порядок их применения. Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже -- на дисциплинарной ответственности государственных тамо-женных служащих. И вот почему. Дисциплинарная от-ветственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организаци-ях таможенной службы, но не являющихся при этом го-сударственными таможенными служащими) регламенти-руется нормами трудового права, административная от-ветственность как государственных таможенных служа-щих, так и иных работников таможенных органов -- норма-ми административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем -- нор-мами гражданского и трудового права. А вот дисципли-нарная ответственность государственных таможенных слу-жащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей. Под дисциплинарной ответственностью государствен-ных таможенных служащих следует понимать примене-ние мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государ-ственного таможенного служащего к дисциплинарной от-ветственности является дисциплинарный проступок (нару-шение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполне-ние или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей. Правовую основу дисциплинарной ответственности го-сударственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные за-коны «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Россий-ской Федерации». А вот порядок ее реализации закреп-лен в утвержденном Указом Президента РФ Дисципли-нарном уставе таможенной службы Российской Федера-ции. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных орга-нов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реали-зации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дис-циплины могут быть наложены следующие виды взыска-ний, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов. Правом наложения дисциплинарного взыскания на го-сударственного таможенного служащего обладает началь-ник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь началь-ники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен-ных органов начальника таможенного поста за наруше-ние им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся началь-ником таможенный пост, таким правом не обладает. Увольнение из таможенных органов как мера дисцип-линарного взыскания нуждается еще в некоторых ком-ментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за одно-кратное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|