на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
омимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.

39. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус -- есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как: права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий -- это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

40. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Единство государства и права состоит в том, что они:

возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следующем:

1) они не совпадают по формам, функциям;

2) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

3) если государство выражает силу, то право -- волю;

4) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права -- норма.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором;

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем.

41. Понятие и принципы правового государства

Правовое государство -- это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

42. Разделение властей как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

43. Соотношение общества и государства

Общество, в широком смысле, -- это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком -- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство -- понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство -- лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса -- нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

44. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

• негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

• совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

• общественные объединения и организации; политические партии и движения;

сферу воспитания и негосударственного образования;

систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.

К признакам гражданского общества относятся:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти;

правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

45. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Мораль -- это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же -- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

имеют единый объект регулирования -- общественные отношения;

имеют общую цель -- регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство;

определяют границы свободы личности;

являются достижением цивилизации и культуры;

базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях;

*исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.). Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

46. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание -- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Структура правосознания включает в себя два элемента:

правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

В зав-сти от субъектов правосознание может быть:

индивидуальным (правосознание отдельных граждан);

групповым (правосознание различных социальных групп гос. служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян;

*общественным (правосознание всего общества)

По содержанию правосознание подразделяется на:

обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права);

профессиональное (убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юр. образования);

научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).

47. Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура -- разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности -- это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

психологического (правовая психология);

идеологического (правовая идеология);

поведенческого (юридически значимое поведение).

Правовая культура общества -- это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

уровня правосознания и правовой активности общества;

степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

степени прогрессивности юр.деят-ти (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранител. деят-ти).

48. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание -- это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание -- сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты);

объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.