p align="left">правотворчество органов местного самоуправления. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); *правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов); 2) в зависимости от значимости на: законотворчество (правотворчество высших представительных органов -- законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по принятию для оперативного решения опр. проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представит. органа); подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам). 57. Понятие и стадии законотворчества в РФ Законотворческий процесс -- установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Законотворчество -- сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива -- закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. 2) Подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепции) 3) обсуждение законопроекта -- начинается в ГД с заслушивания доклада представителя субъекта. 4) принятие закона -- достигается с помощью механизмов голосования 5) подписание закона Президентом РФ 6) опубликование закона 58. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация -- это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Выделяют такие виды систематизации, как: инкорпорация -- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. консолидация -- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. кодификация -- систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. 59. Понятие и структурные элементы системы права Система права -- это его структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Элементы: Правовая норма - базовый первичный элемент, регулирующий конкретный вид общественных отношений. Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующий конкретный вид общественных отношений. Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную, относит. самостоятельную сферу общ-ных отношений (констит.,гражданская, администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут образовывать подотрасль - промежуточную совок. норм между правов. инстит. и отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида. 60. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли Предмет правового регулирования -- это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения -- семейно-брачного права. Кроме общественных отношений, в предмет правового регулирования подчас включают: круг потенциальных участников правоотношений; юридические факты; варианты возможной или требуемой деятельности; объекты интересов участников правоотношений и т.п. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод -- как регулирует. Метод правового регулирования -- это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования: императивный -- метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, наказаниях; диспозитивный -- метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; поощрительный -- метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; рекомендательный -- метод совета осущ-ния конкретного желательного для общества и государства поведения. 61. Понятие отрасли права. Краткая характеристика основных отраслей права Отрасль права -- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Существуют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское; административное; уголовное; земельное; трудовое; семейно-брачное; уголовно-исполнительное; аграрное (сельскохозяйственное); экологическое (природоохранное); финансовое; уголовно-процессуальное; гражданское процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Конституционное право --правовое положение личности, форма правления и государственного устройства. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения. 62 Институт права: понятие, виды Институт права -- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институты подразделяются на виды: в зависимости от сферы распространения -- на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности); в зависимости от характера -- на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела); в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности). 63. Соотношение системы права и системы законодательства Между системой права и системой законодательства существует тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям: если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства -- нормативный акт; если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства -- в качестве формы; если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; если система права имеет первичный характер, то система законодательства -- производный (первая служит исходной базой для второй); если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства -- еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам государственного управления. 64. Правовые отношения: понятие и признаки Правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения характеризуются следующими признаками: • это общественные отношения, которые представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами, имеющее известную значимость; • они возникают на основе норм права; • это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; • это волевые отношения, ибо для их возникновения необходима воля участников; • это отношения по поводу реального блага, ценности; • это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством. 65. Виды правовых отношений Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: l) в зависимости от предмета правового регулирования они подразделяются на конституц., админ., уголов., гражданские; в зависимости от характера -- на матер. (финансовые, труд.) и процесс. (уголовно-процесс., гражд.-процесс.); в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности -- на пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа); 5) в зависимости от состава участников -- на простые, возник. между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возник. между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия -- на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон -- на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты -- покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же -- точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица -- все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения). 66. Предпосылки возникновения правоотношений Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения. Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений: материальные (общие); юридические (специальные). К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет) и соответствующее поведение участников правоотношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|