на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
p align="left">правотворчество органов местного самоуправления.

локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

*правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);

2) в зависимости от значимости на:

законотворчество (правотворчество высших представительных органов -- законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по принятию для оперативного решения опр. проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представит. органа);

подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам).

57. Понятие и стадии законотворчества в РФ

Законотворческий процесс -- установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Законотворчество -- сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива -- закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

2) Подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепции)

3) обсуждение законопроекта -- начинается в ГД с заслушивания доклада представителя субъекта.

4) принятие закона -- достигается с помощью механизмов голосования

5) подписание закона Президентом РФ

6) опубликование закона

58. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Систематизация -- это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Выделяют такие виды систематизации, как:

инкорпорация -- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

консолидация -- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

кодификация -- систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

59. Понятие и структурные элементы системы права

Система права -- это его структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Элементы:

Правовая норма - базовый первичный элемент, регулирующий конкретный вид общественных отношений.

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующий конкретный вид общественных отношений.

Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную, относит. самостоятельную сферу общ-ных отношений (констит.,гражданская, администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут образовывать подотрасль - промежуточную совок. норм между правов. инстит. и отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида.

60. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Предмет правового регулирования -- это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения -- семейно-брачного права. Кроме общественных отношений, в предмет правового регулирования подчас включают: круг потенциальных участников правоотношений; юридические факты; варианты возможной или требуемой деятельности; объекты интересов участников правоотношений и т.п.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод -- как регулирует.

Метод правового регулирования -- это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

императивный -- метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, наказаниях;

диспозитивный -- метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

поощрительный -- метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

рекомендательный -- метод совета осущ-ния конкретного желательного для общества и государства поведения.

61. Понятие отрасли права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасль права -- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Существуют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское; административное; уголовное; земельное; трудовое; семейно-брачное; уголовно-исполнительное; аграрное (сельскохозяйственное); экологическое (природоохранное); финансовое; уголовно-процессуальное; гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Конституционное право --правовое положение личности, форма правления и государственного устройства.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения.

62 Институт права: понятие, виды

Институт права -- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Институты подразделяются на виды:

в зависимости от сферы распространения -- на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

в зависимости от характера -- на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

63. Соотношение системы права и системы законодательства

Между системой права и системой законодательства существует тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов.

Систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям:

если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства -- нормативный акт;

если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства -- в качестве формы;

если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

если система права имеет первичный характер, то система законодательства -- производный (первая служит исходной базой для второй);

если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства -- еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам государственного управления.

64. Правовые отношения: понятие и признаки

Правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения характеризуются следующими признаками:

• это общественные отношения, которые представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами, имеющее известную значимость;

• они возникают на основе норм права;

• это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

• это волевые отношения, ибо для их возникновения необходима воля участников;

• это отношения по поводу реального блага, ценности;

• это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

65. Виды правовых отношений

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

l) в зависимости от предмета правового регулирования они подразделяются на конституц., админ., уголов., гражданские;

в зависимости от характера -- на матер. (финансовые, труд.) и процесс. (уголовно-процесс., гражд.-процесс.);

в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

4) в зависимости от природы юридической обязанности -- на пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

5) в зависимости от состава участников -- на простые, возник. между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возник. между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);

6) в зависимости от продолжительности действия -- на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

7) в зависимости от степени определенности сторон -- на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты -- покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же -- точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица -- все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).

66. Предпосылки возникновения правоотношений

Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:

материальные (общие);

юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет) и соответствующее поведение участников правоотношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.