p align="left">77. Толкование норм права: понятие и виды Толкование норм права -- это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: · официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); · неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев- руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая - приговор суда). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт - ГД РФ принимает ФЗ и их же разъясняет) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов - от Констит. Суда РФ). Неофициальное толкование бывает: 1)обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2)профессиональным (дают юристы -- судьи, прокуроры, нотариусы, следователи, адвокаты и т.п.); 3) доктринальным (научное разъяснение юр. норм, даваемое учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях; его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют данное толкование). Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным, так и письменным. 78. Акты толкования права: понятие, особенности, виды Акт толкования права -- это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права состоят в том, что они: представляют собой разъяснение смысла юридических норм; содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания; не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; не являются формой и источником права. В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права: 1) в зависимости от типов официального толкования -- акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования, 2) в зависимости от органов, дающих толкование, -- акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; 3) в зависимости от предмета правового регулирования -- акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости от характера -- материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от формы -- указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в зависимости от юридической природы -- интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. 79. Понятие, признаки и виды правонарушений Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, причиняющее вред интересам общества, гос-ва, личности. К признакам правонарушения относятся: деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность. Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания. Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. 80. Юридически состав правонарушений Юридический состав правонарушения - система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В юридический состав входят: субъект правонарушения (праводееспособное физ. лицо или соц. организация, совершившие данное деяние); объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение -- жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. объективная сторона правонарушения -- совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: деяние; противоправность (формальный аспект); вредный результат (содержательный аспект); причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение -- причиной именно этого результата). 81. Понятие, признаки и основания юридической ответственности Юридическая ответственность - необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Эти меры могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности заключаются в том, что она: • устанавливается государством в правовых нормах; • опирается на государственное принуждение; • применяется специально уполномоченными государственными органами; • связана с возложением новой дополнительной обязанности; • выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера; • является формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция -- часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение); • возлагается в процессуальной форме; • наступает только за совершенное правонарушение. Основания ответственности -- это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д. 82. Цель, функции и принципы юридической ответственности Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие: штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях; правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая не удовлетворенный интерес управомоченного субъекта; воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция). Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности: • справедливость (призвана соразмерно наказывать виновного); • гуманизм (запрет устанавливать, применять такие меры наказания, которые унижают человеч. достоинство); • законность (требует, чтобы юр. ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону); • обоснованность (заключается в объективном и аргументированном исследовании обстоятельств дела); неотвратимость (означает неизбежность наступления юридической ответственности); • целесообразность (предполагает соответствие наказания). 83. Виды юридической ответственности Юридическую ответственность классифицируют по следующим основаниям: 1) в зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяется: • уголовная (применяется только за преступления); • административная (наступает за совершение административного проступка - штраф, лишение спец. права). • гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера). • дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины). • материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению). 2) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами. 84. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юр. ответственность К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие: · невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих действиях); · необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося); · задержание лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения совершения им новых преступлений); · крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного) · физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями); · обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели); · исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам); · малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности; · казус (случай) 85. Понятие, основные элементы механизма правового регулирования Механизм правового регулирования -- система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др. 86. Эффективность правового регулирования Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования. 1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. 2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. 3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка. 87. Законность: понятие и принципы Законность -- система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности: ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе); связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества); целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона); *презумпция невиновности «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»). 88. Гарантии законности: понятие и виды Гарантии законности -- это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Выделяют следующие виды гарантий законности: социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.); политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.); организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов -- прокуратуры, суда, милиции и т.д.); общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства); идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе); специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.). 89. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии Правопорядок -- это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: 1) с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; 2) с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. 90. Правовой нигилизм и правовой идеализм Нигилизм - негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитанности к праву населения. Формы проявления: умышленные преступления, правонарушения; организация преступных групп и сращивание их с гос. аппаратом; неисполнение зак-ва гос. органами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и правоохран. органов. Основ. направления борьбы: - укрепление режима законности; реальное верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда и прав. органов; правовое воспитание. Идеализм - переоценка права и его возможностей. Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы) Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|