на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
p align="left">77. Толкование норм права: понятие и виды

Толкование норм права -- это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

· официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

· неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев- руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая - приговор суда). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт - ГД РФ принимает ФЗ и их же разъясняет) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов - от Констит. Суда РФ).

Неофициальное толкование бывает:

1)обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2)профессиональным (дают юристы -- судьи, прокуроры, нотариусы, следователи, адвокаты и т.п.);

3) доктринальным (научное разъяснение юр. норм, даваемое учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях; его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют данное толкование). Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным, так и письменным.

78. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права -- это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.

Особенности актов толкования права состоят в том, что они:

представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования -- акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования,

2) в зависимости от органов, дающих толкование, -- акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования -- акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

4) в зависимости от характера -- материальные и процессуальные акты;

5) в зависимости от формы -- указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

6) в зависимости от юридической природы -- интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

79. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, причиняющее вред интересам общества, гос-ва, личности.

К признакам правонарушения относятся:

деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность.

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

80. Юридически состав правонарушений

Юридический состав правонарушения - система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

В юридический состав входят:

субъект правонарушения (праводееспособное физ. лицо или соц. организация, совершившие данное деяние);

объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение -- жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям.

объективная сторона правонарушения -- совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: деяние; противоправность (формальный аспект); вредный результат (содержательный аспект); причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение -- причиной именно этого результата).

81. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность - необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Эти меры могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).

Признаки юридической ответственности заключаются в том, что она:

• устанавливается государством в правовых нормах;

• опирается на государственное принуждение;

• применяется специально уполномоченными государственными органами;

• связана с возложением новой дополнительной обязанности;

• выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;

• является формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция -- часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);

• возлагается в процессуальной форме;

• наступает только за совершенное правонарушение.

Основания ответственности -- это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.

82. Цель, функции и принципы юридической ответственности

Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:

штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях;

правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая не удовлетворенный интерес управомоченного субъекта;

воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:

• справедливость (призвана соразмерно наказывать виновного);

• гуманизм (запрет устанавливать, применять такие меры наказания, которые унижают человеч. достоинство);

• законность (требует, чтобы юр. ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону);

• обоснованность (заключается в объективном и аргументированном исследовании обстоятельств дела);

неотвратимость (означает неизбежность наступления юридической ответственности);

• целесообразность (предполагает соответствие наказания).

83. Виды юридической ответственности

Юридическую ответственность классифицируют по следующим основаниям:

1) в зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяется:

уголовная (применяется только за преступления);

• административная (наступает за совершение административного проступка - штраф, лишение спец. права).

• гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера).

• дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины).

• материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению).

2) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.

84. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юр. ответственность

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:

· невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

· необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося);

· задержание лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения совершения им новых преступлений);

· крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного)

· физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями);

· обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели);

· исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам);

· малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;

· казус (случай)

85. Понятие, основные элементы механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования -- система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

86. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

87. Законность: понятие и принципы

Законность -- система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности:

ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

*презумпция невиновности «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

88. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности -- это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов -- прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

89. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

Правопорядок -- это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

1) с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

2) с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

90. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Нигилизм - негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитанности к праву населения.

Формы проявления: умышленные преступления, правонарушения; организация преступных групп и сращивание их с гос. аппаратом; неисполнение зак-ва гос. органами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и правоохран. органов.

Основ. направления борьбы: - укрепление режима законности; реальное верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда и прав. органов; правовое воспитание.

Идеализм - переоценка права и его возможностей.

Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы)

Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.