на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление в акционерном обществе
p align="left">Но даже если признать допустимой конструкцию “собрания акционеров несуществующего юридического лица”, то как определить процедуры его проведения: кворум, порядок голосования и принятия решений, определение состава участников и т.п. Законодатель, упомянув загадочное собрание несуществующего юридического лица, не описал конкретных механизмов его проведения, что также стало источником дополнительных конфликтов. По мнению одних специалистов в этом случае следует руководствоваться процедурами проведения собрания учредителей, по мнению других, процедурами проведения обычного собрания акционеров действующего акционерного общества. Долинская В.В Акционерное право: М., Юридическая литература.2000. Имеются специалисты, которые вполне обосновано высказывают мнение, что участники ”собрания вновь образуемого в процессе реорганизации общества” не являются его учредителями и ещё не стали его акционерами, поэтому нормы закона, посвященные собраниям акционеров и учредителей, в данном случае неприменимы. Сизов Ю.С Совершенствуем законодательство \\ Акционерное общество. №3-2004-март, №1-2004-январь. Процедурные вопросы этого особого “собрания вновь создаваемого общества” следует оговаривать в отдельном документе, по аналогии с договором слиянии и присоединении, регламентирующим порядок проведения совместных собраний акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении.

На мой взгляд, вполне логичной была конструкция, предусмотренная в ранее действующей редакции ФЗ ”Об АО”. Поскольку реорганизуемое общество передаёт обществам, создаваемым в процессе реорганизации, свои активы и обязательства в порядке правопреемства. Поэтому оно в лице своего органа управления-общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации, принимало полноценное решение о создании своего правопреемника, в том числе утверждало его устав и образовывало органы управления. Такая практика действовала достаточно эффективно до внесения 7 августа 2001г. изменений и дополнений в ФЗ ”ОБ АО” ФЗ от 26.12.1995г. с изменениями от 7.08.2001г. №208 // “Об акционерных обществах”. Собрание законов РФ.. Собрание акционеров реорганизуемого общества утверждало устав и избирало органы управления. После регистрации вновь созданного общества у его акционеров есть возможность утвердить новую редакцию устава (внести в неё изменения, дополнения) и изменить состав органов управления.

1.2 Прекращение органов управления в акционерном обществе

Органы управления прекращают свою деятельность вследствие ликвидации акционерного общества или его реорганизации, слияния.

Законодательство последовательно регламентирует порядок ликвидации, подробно определяя содержание и последовательность действий при её осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами. Ведь главное отличие ликвидации юридического лица от его реорганизации заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам.

1. В случае добровольной ликвидации общества его совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Если предложение совета директоров будет одобрено общим собранием акционеров, оно принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии, утверждении ее состава.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. п.2 ст.21 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов Российской Федерации 2003. Положение не вполне точно, т.к. с момента назначения общим собранием акционеров ликвидационной комиссии органы управления общества не упраздняются, поскольку в процессе ликвидации не все полномочия оказываются у ликвидационной комиссии: например, общее собрание акционеров должно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а после завершения расчётов с кредиторами - ликвидационный баланс.Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" (под ред. М.Ю.Тихомирова) - М-НОРМА.: 2002 450 с.

В ряде случаев может иметь место ликвидация акционерного общества по решению суда:

1) осуществление обществом “деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона”;Гражданское право. Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 1998. - Т.1. - С. 349.

4.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФот 13 января 2000 г. N 50

"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" Собрание законов РФ

2) если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, общество должно в течении одного года преобразоваться в открытое или ликвидироваться;

3) общество обязано принять решение о своей ликвидации, если стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала;

4) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Реорганизация акционерных обществ может проводиться в формах слияния, преобразования, присоединения и т.д.

Все общества, участвующие в слияние, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.

Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.

Присоединение также является формой прекращения органов управления акционерного общества. Признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. В договоре присоединения определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.

Инициативу в преобразовании общества проявляет совет директоров, выносящий на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Ст.20.п.2 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов Российской Федерации 2003 Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение по этим вопросам.

После чего участники создаваемого нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления, ревизионной комиссии в соответствии с требования ми федеральных законов об этих организациях. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом

Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством12. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом.

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. К числу задач стратегического характера (решение которых может иметь важные долговременные последствия), отнесенных к компетенции общего собрания, принадлежат:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;

2) реорганизация и ликвидация общества;

3) увеличение и уменьшение уставного капитала;

4) дробление и консолидация акций;

5) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;

6) участие общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях коммерческих организаций.

Законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. Материалы научной конференции «Технологии перехвата управления в акционерных обществах» \\ Эксперт.-2001.-№12. Такая позиция законодателя вряд ли оправданна, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.

Вместе с тем, общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции. Мотивы установления такой нормы не вполне ясны, поскольку:

1) такая норма противоречит общепринятым нормам демократии в управлении: высший орган управления организацией не может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);

2)современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;

3)для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Возможно, именно вследствие этого законодатель не мог включить в компетенцию общего собрания и в компетенцию совета директоров решение многих проблем стратегического характера.

Не менее важным в структуре органов управления и своей компетенции является совет директоров (наблюдательный совет) общества. Он осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

К числу вопросов стратегического характера, отнесенных к компетенции совета директоров, принадлежат:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества (обратим внимание на то, что такая постановка вопроса не предусматривает разработку стратегий и стратегических проектов);

2) принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям (такие рекомендации с точки зрения стратегического управления имеют ограниченное значение, ибо компания нуждается в выработке долгосрочной дивидендной политики как инструмента инвестирования и мотивации деятельности);

3) принятие решений об участии общества в других организациях и заключении крупных сделок, если эти вопросы не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Также в компетенцию совета директоров могут входить и другие вопросы, предусмотренные уставом общества. Это дает возможность сформировать в уставе общества полный комплекс функций и задач стратегического управления, входящих в компетенцию совета директоров и (или) правления общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет правление, председателем которого является генеральный директор (директор), или единолично генеральный директор (директор). Однако помимо правления, в практике предприятий конкретное оперативное управление осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений, которые как субъекты управления должны быть включены в систему управления компании. Организация такого управления строится на основе внутренних документов (положений, стандартов, регламентов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.