Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР
10 http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). Дипломная работа ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕДОМСТВА РУСИ, РОССИИ, СССР Москва 2004г.|
СОДЕРЖАНИЕ Стр | | ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. | 3 | | Глава I. РУКОВОДСТВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ РУСИ ДО СОЗ- ДАНИЯ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУ-ДАРСТВА (IX-XVвв.)……………………………………….………. | 5 | | §1. Руководство внешней политикой Киевской Руси………………….. | 5 | | §2. Внешнеполитическое руководство в Новгороде Великом в XI-XVвв………………………………………………………………… | 8 | | §3. Внешнеполитическое руководство в Великом княжестве Влади-мирском в XIII-XIVвв…………………..………………………….. | 10 | | Глава II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РУКОВОДСТВО В МОСКОВ-СКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ - ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ, ЦАРСТВЕ И В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XV-XIXвв…………………………………………………………… | 14 | | §1. Внешнеполитическое руководство в Московском княжестве …. | 14 | | §2. Посольская канцелярия (1700-1717 гг.)………………………...…. | 20 | | §3. Коллегия иностранных дел (15 декабря 1717г.-8 сентября 1802г.)……………………………………………………………..... | 22 | | §4. Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917гг.)…………………………………………………………..… | 23 | | §5. МИД РОССИИ при Временном правительстве……………….. | 24 | | Глава III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕДОМСТВА СССР и РФ………. | 26 | | §1. Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам (НКИД) (1917-1922 гг.)……………………………………………………… | 26 | | §2. Народный комиссариат иностранных дел СССР (1923-1940 гг.). | 26 | | §3. Министерство иностранных дел СССР……………………………..…. | 29 | | §4. МИД СССР в период перестройки……………………………..…. | 30 | | §5. Министерство иностранных дел Российской Федерации …….….
| 31 | | ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….. | 33 | | ЛИТЕРАТУРА……………………………….……………….…………….….. | 34 | | ВЫВОДЫ…….………………………………….………..………………..…… | 35 | | | ВВЕДЕНИЕСтановление новой системы международных отношений, несмотря на преодоление конфликтной биполярности и новые глобализирующие тенденции, к сожалению не означает торжества в мировой политике стабильности, устойчивости и прогресса. В мире после завершения холодной войны появились новые дестабилизирующие факторы и тенденции; некоторые прежние конфликты сохранились в видоизмененной форме, родились конфликты «нового поколения». Сложность нынешнего этапа заключается в том, что «однополярность», «биполярность» или «многополярность» сами по себе еще не дают сущностных характеристик определенного мироустройства. Эти понятия лишь фиксируют самые общие принципы распределения совокупной мощи, национальных ресурсов и влияний в той или иной системе международных отношений1. Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998); Хрестоматия в 2-х т.; Моск. Общ. Науч. Фонд; Редкол.; Г. А Арбатов и др., Сост. Т А Шаклеина. Т. 1. Кн. 2: Исследования. - М.: Моск. общ. науч. Фонд; Издат. центр науч. и учеб. Программ, 1999. -С.128.. Та же биполярность может быть сугубо конфронтационной (пример тому - холодная война), а может быть кооперативной. Это же относится и к многополярному миру: возможна война всех против всех, существует вариант формирования из нескольких центров противоборствующих коалиций, и, наконец, возможно взаимодействие и сотрудничество различных центров многополярного мира для решения сложнейших проблем, стоящих перед человечеством. Иными словами, формальная структура нового возникающего миропорядка должна обрести сущностные характеристики Внешняя политика России и международное право. / И.И. Лукашук. Ин-т государства и права Рос. АН. - М., 1997. - С.89.. А это в значительной степени будет зависеть и от субъективных факторов, включая конкретные внешнеполитические стратегии и тактики, концепции и доктрины, избираемые международным сообществом и его ведущими субъектами, в том числе и Россией. Отсюда важность для России сохранения положения одного из влиятельных центров силы многополярного мира и выдвижения ею актуальных принципиальных положений для формирования нового справедливого миропорядка. Одним из направлений повышения эффективности решения данных задач, является применение исторического опыта, накопленного в России за всю ее многовековую историю. Наряду с другими государственными учреждениями эту задачу решает и ее внешнеполитическое ведомство - Министерство иностранных дел.Россия как государство существует более 1000 лет (с 859 г.), и руководство ее внешней политикой велось, как указывают не только летописи, но и сохранившиеся международные договоры, по крайней мере с Х- XI вв. В тоже время, как известно из исторических документов, ведомства по руководству внешней политикой России существуют только 500 летНалицо противоречие, вызывающее ряд вопросов: как же осуществлялось руководство внешней политикой России, если не существовало для этого особых учреждений и аппарата, и почему вопрос об учреждении ведомства встал перед государственной властью России лишь спустя 500 лет после основания государства, в XV в.? Как сформировались и какие носили названия, какую имели структуру первые внешнеполитические учреждения России и их последующие модификации?Дать ответ на эти вопросы можно только проведя анализ внешнеполитических ведомств прошлого, их особенностей и отличия друг от друга. Это и предопределило актуальность темы настоящей дипломной работы. Предметом настоящего исследования являются внешнеполитические ведомства России. Целью исследования является анализ трансформации внешнеполитических ведомств России в ходе ее исторического развития, их особенностей и отличия друг от друга. Методологической основой исследования является исторический метод в сочетании с комплексным и системным анализом предмета исследования. Глава I. РУКОВОДСТВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ РУСИ ДО СОЗ-ДАНИЯ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (IX-XV). §1. Руководство внешней политикой Киевской Руси Руководство внешней политикой в Древней Руси в ее домонгольский период, т.е. до 1240 г., в течение 368 лет (862-1240 гг.) осуществлялось лично великим князем или лично удельными князьями в самостоятельных уделах. Это объяснялось следующими обстоятельствами. а) Объектом внешней политики являлись в первую очередь все дела, связанные с династическими отношениями: браки между великими князьями, их потомками, родственниками, членами их семей и иностранными государями, с одной стороны, и членами удельных династий - с другой; дела по наследованию прав и земель от лиц вышеуказанного круга в связи с их личными отношениями с великими князьями. б) Объектом внешней политики являлись все дела, связанные с вопросами войны и мира: завоевание новых земель, уделов, территорий; потеря в результате неудачной войны или уступка, дарение в мирное время части своей территории соседям по тому или иному поводу; колонизация, освоение ранее не заселенных или слабо освоенных земель, приобретенных путем войны; переговоры или обмен пленными с существующим или бывшим военным противником; упорядочение пограничных земель .или иных территориальных вопросов в мирное время на основе личной договоренности великого князя с тем или иным соседом. в) Объектом внешней политики являлась на Руси и вся внешняя торговля, что сложилось исторически: иностранные купцы должны были получить разрешение князя на проезд через его владения; иностранные купцы обязаны были первыми представить все свои ввезенные товары князю, из которых он мог выбирать лучшие, после чего эти товары (их остатки) могли поступать на вольный рынок; иностранные купцы, объединяясь в сообщества по национальному признаку, добивались от князя заключе-ния соглашения, по которому их нации предоставлялись иные (лучшие, особые) права, чем другим купцам. Отсюда купцы разных стран старались сделать такие особые уступки великому князю и его администрации, которые бы обеспечили особо благоприятные права за их нацией. Так внешняя торговля стала частью внешней политики. г) Объектом внешней политики являлись в значительной степени вплоть до установления патриаршества в России (т.е. до 1589 г.) и все дела, связанные с положением различных конфессий, т.е. с отношением великого князя, его государства к иностранным религиозным организациям. Их льготы (как религиозно-идеологические, так и таможенно-имущественные) утверждались княжеской, светской администрацией. Как видно из этого перечня проблем, входивших в область внешней политики, все они требовали личного участия главы государства, т.е. великого князя (а в от-дельных княжествах - их удельных князей), ибо дела ди-настии, военное дело, налоги (или льготы по ним), как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя и не могли быть отделены от его персоны. Вместе с тем, поскольку все эти вопросы касались во многом личных дел (брак, наследство, дарение) или требовали только личного решения князя (война, войско, приобретение вооружения и боеприпасов за границей, отпуск на это денег из казны) и к тому же по своему характеру должны были быть секретными, тайными, то ведение внешней по-литики, дипломатии неизбежно с первых же дней свое-го зарождения приобрело строго секретный, узкий по кругу лиц характер. Практически все дела решал князь в совете с двумя-тремя особо близкими людьми, не занимавшими никакой официальной должности. Это могли быть близкий военный деятель, доверенный боярин или даже дворецкий, жена или любовница князя, его казначей, иногда какой-либо весьма умный и доверенный слуга (иногда даже повар!) Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Медунар. отношения, - 1995. - С.17. и, наконец, чаще обычного - духовник князя. Но всегда этот круг людей менялся, был непостоянным и неофици-альным, все зависело от личности его участников, от степени их личного таланта, влияния и практического значения для того или иного князя, которого они обслу-живали, а не от их номинальной должности и положения при дворе. Таким образом, мы можем смело утверждать, что фактическим и номинальным руководителем внешней политики на Руси, чье имя фиксировалось в документах, был в домонгольский период только сам великий князь, имевший в каждом отдельном случае эпизодических и во многом случайных доверенных советчиков-непрофессионалов. Год 862-й берется для начала отсчета как год начала правления Рюрика в Новгороде. Год 1238-й берется как формальный год конца удельной Руси в домонгольский период, потому что в этом году произошла битва при реке Сить, окончившаяся разгромом и порабощением Владимиро-Суздальского княжества - последнего, независимого от татар (не вассального, суверенного) русского по-литического государственного образования. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской и Владимиро-Суздальской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определявшаяся с 1240 г, в Орде великим ханом. С 1240 г., после нашествия татаро-монголов и падения Киева, Русь фактически уже не представляла единой державы. В этот переходный период действовало несколько русских государств, из них крупных оставалось все время два: Владимирское великое княжество; Новгородская феодальная республика. Поэтому, чтобы получить правильное и последовательное представление о том, как они взаимодействовали между собой и в какой форме являлись наследниками друг друга, какую линию внешней политики вели и в какой степени их внешнеполитический курс, их организация дипломатической службы, их метод выработки и принятия внешнеполитических решений, их дипломатия нашли продолжение, отражение и стали традиционными для всей последующей внешнеполитической службы России, необходимо рассмотреть их внешнюю политику.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|