p align="left">Со временем Посольский приказ как учреждение быстро креп, а его функции разрастались, что отражало степень рас-ширения его задач, объема дел и личного состава. Наиболее законченные, развитые формы Посольский приказ приобрел к 50-70-м гг. XVII в В самом конце XVII в. при В.В. Голицине на фронтоне Посольского приказа был исполнен девиз посольского Приказа и внешней политики России "Правда, мудрость, воздержание, крепость" и вылеплены соответствующие аллегории, отражающие эти понятия. . Именно в этот период определились его структура, его службы, а состав персонала и его функции приобрели стабильный, тради-ционный характер, в силу чего о Посольском приказе и его деятельности чаще всего судят именно по этому периоду (особенно в исторической популярной и энциклопедичес-кой литературе) и нередко смешивают ее, "контаминируют" (объединяют) с деятельностью Посольского приказа в другие эпохи - ранее и позднее этого периода, - когда она выглядела несколько иначе. Уже в период десятилетия 1671-1681 гг. руководители Посольского приказа обнару-жили тенденцию еще более повысить ранг своего учрежде-ния в государственном управлении, выделив его особым названием от других "министерств". В популярной исторической литературе сохраняется также тенденция считать Посольский приказ единым учреждением за все время его 170-летнего существования или, во всяком случае, не подчеркивать, что внешнеполи-тические дела в Московском государстве наряду с Посольским приказом вели и другие ведомства, тесно связанные с ним, и что сам по себе Посольский приказ как центральное учреждение занимался не только чисто дипломатическими, посольскими делами, но и массой административных и хозяйственных, финансовых. Лишь реорганизация в начале XVIII в., перестройка Посольского приказа в Кол-легию иностранных дел привела к "очищению" этого ве-домства от ряда не свойственных ему функций и к превращению его (да и то не сразу) в чисто внешнеполитическое, дипломатическое ведомство. Ниже приводится полный перечень учреждений (в алфавитном порядке), которые в XVI-ХVIIвв. наряду с Посольским приказом в разной степени ведали иностранными делами, и создавались временно, на определенные периоды, как специализированные подведомства в помощь Посольскому приказу для решения особых, конкретных внешнеполитических задач: Иноземный приказ; Казанский дворец; Литовский приказ; Лифляндский приказ; Малороссийский приказ; Новгородская четь; Панский приказ; Полонянничий приказ; Сибирский приказ; Смоленский приказ; Приказ тайных дел казны; Приказ Великий России. Как главное внешнеполитическое ведомство фактически Посольский приказ, основанный в 1549 г., просуществовал до 1700 г., т.е. 151 год. На его месте было создано иное учреждение по структуре, но сохранившее свое главное назначение внешнеполитического ведомства, - Посольская канцелярия при царской особе. Формально же Посольский приказ, т.е. его другие отделения и службы, кроме дипломатической, просуществовал до 15 декабря 1717г. Посольский приказ за всю 150-летнюю историю своей деятельности установил отношения с 10 новыми европейскими государствами и 8 азиатскими, в то время как до образования Посольского приказа всего за 70 лет, т.е. за вдвое меньший срок, были установлены отношения с 18 странами. Если же учесть, что из 10 стран, вошедших в отношения с Россией в период деятельности Посольского приказа, реальными странами, с которыми "работал" Посольский приказ, можно считать лишь 5 (поскольку Мальтийский орден не мог считаться "страной", а Бавария, Ганновер, Генуя и Сардиния могут быть фактически записаны в актив Посольской канцелярии Петра I, а не аппарата Посольского приказа), то надо признать, что Посольский приказ почти "бездействовал". В Азии количественные результаты деятельности Посольского приказа по установлению дипотношений с новыми странами выглядят еще более обескураживающе: если исключить марионеточные полугосударства-полуколонии, которые спустя полвека были поглощены Москвой, то остаются Персия и Грузия, отношения с которыми поддерживались крайне нерегулярно и превратились в постоянные лишь с ХVIII в., т.е. за хронологическими рамками деятельности Посольского приказа. Эти количественные результаты работы Посольского приказа позволяют сделать вывод о характере и направлении деятельности этого ведомства. Ведомство, разумеется, не бездельничало, а работало в полную силу и даже, как мы знаем из документов, с большим напряжением. Но главной задачей русской дипломатии были контроль и наблюдение за сношениями с заграницей, а не поощрение этих сношений, не их развитие и стимуляция. Наоборот, ставилась задача держать сношения с любой державой в жестких, строго определенных рамках. И за соблюдением этих правил неусыпно следили дьяки и подьячий внешнеполитического ведомства. Другая важная задача русской дипломатии заключалась в постепенном собирании державы, в неустанном приобретении и присоединении к Русскому государству новых территорий. В этом деле русские дипломаты проявляли исключительное рвение, настойчивость и целеустремленность, последовательность и терпение и нередкосамоотверженность, т.е. самые лучшие, самые светлые государственные и человеческие качества. Этот факт нельзя не отметить и не подчеркнуть, ибо памятником деятельности именно дипломатов Посольского приказа является Русское государство, Россия как великая держава. Десятилетиями, даже порой полустолетиями, веками шли они упорно, настойчиво к поставленной цели, не форсируя событий, чтобы не допустить какой-либо промашки, что всегда считалось в русской дипломатии непро-стительной ошибкой. Лучше меньше, да лучше, тише едешь - дальше будешь - вот принципы, которыми всерьез руководствовались в Посольском приказе, никогда не стремясь к быстрому, но преходящему и эфемерному успеху, к внешним эффектам. Так, например, полное присоединение племенных государств Приобья - задача, казалось бы, заранее "обреченная" на успех, - тем не менее растянулось на 50 лет, но прошла исключительно гладко, без всяких эксцессов; присоединение Грузии (Кахетии, Карталинии, Имеретии) потребовало столетия с лишним, но зато прошло в полном согласии и единстве с правящими кругами и сословиями этого государства, с согласия и одобрения всего грузинского народа. Именно в этой поистине пчелиной, кропотливой работе по сбору и приобщению новых территорий к Русскому государству и состояли смысл и историческое значение всей деятельности Посольского приказа как внешнеполитического ведомства Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. - М.: Медунар. отношения, - 1995. - С.231.. Следовательно, не будет преувеличением сказать, что Посольский приказ, несмотря на всю его архаичность, оказался эффективным и передовым учреждением и подготовил исподволь своей скромной, но целеустремленной работой основной хребет, крепкий фундамент внешнеполитического ведомства России, с которым было не стыдно и вполне надежно вступать в новый, просвещенный XVIII в. §2. Посольская канцелярия (1700-1717 гг.) Наметив перенести на 1 января 1700 г. начало Нового года в России, Петр I решил с этого же времени начать и все административные преобразования, которые планировались им еще в период 1697-1699 гг. Реформу органов центрального управления необходимо было осуществлять как можно скорее, поскольку грозила возникнуть дисфункция старых учреждений (которыми Петр I все более пренебрегал, но которые никто не отменял) и новых, фактически незаконных и сугубо личных, группировавшихся вокруг персоны царя и составлявших его рабочий орган и его свиту. Лишь наличие самодержавной власти в России и решающее слово царя во всех делах государства сдерживали развитие тех практических противоречий, которые возникали между терявшими реальную власть и значение старыми Приказами как полноправными ведомствами и теми новыми структурами, которые возникали как личные кружки царя, с их мобильностью, крайне небольшим штатом компетентных людей и с постоянной поддержкой и контролем со стороны царя лично. В первую очередь это касалось военных и внешнеполитических дел. Посольский приказ с его сложной и разветвленной структурой, включающей наблюдение не только за иностранными делами, но и за внутренними, хозяйственными, которые касались разного рода "автономных" членов Российской империи, нуждался в скорейшей реорганизации, ибо малая Посольская коллегия вокруг царя и под его управлением, фактически взявшая в свои руки наиболее важные текущие дела Посольского приказа, не могла далее функционировать как некое временное, неофициальное учреждение. Она должна была либо подчиниться Посольскому приказу и вести свои дела лишь от его имени, либо отделиться от него и даже ликвидировать его и встать на его место. Петр I пошел по менее радикальному пути: оставив за Посольским приказом ведение всех внутренних, хозяйственных и регионально-территориальных вопросов, касающихся Малороссии, Смоленщины и других имперских "молодых" территорий, он решил совершенно выделить актуальные внешнеполитические вопросы (Западная Европа, Прибалтика и Швеция, Турция, Польша) в ведение особого ведомства, назвав его Посольской канцелярией. При этом с 18 февраля 1700 г. и до июля 1709 г., т.е. до Полтавской битвы, происшедшей 27 июня - 8 июля 1709 г., новое внешнеполитиче-ское ведомство в официальных документах называлось Посольской походной Канцелярией, а с июля 1709 г. -просто Посольской Канцелярией, сохраняя это наименование вплоть до 15 декабря 1717г. В период с 1710 г. по 1718 г. Посольская канцелярия получила не только фактически, но и формально значение главного органа внешних сношений России. Однако Посольский приказ продолжал также существовать и работать, как штат чиновников с номинальными руководителями формально до 15 декабря 1717 г., а фактически вплоть до 13 февраля 1720 г., когда все его дела окончательно были переданы и приняты в Коллегию иностранных дел. Вот почему в ряде документов указания на Посольский приказ продолжают встречаться вплоть до 1720г., наряду с указаниями на Посольскую канцелярию, как на ведомство внешних сношений. Последняя не имела постоянного местопребывания, располагаясь не только в строящемся Петербурге, но и постоянно следуя за передвижением императора по России («Пребывает там, где его величество») Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. - М.: Медунар. отношения, - 1995. - С.238.. О структуре Посольской канцелярии как учреждения временного и переходного, да к тому же полуофициального сохранились крайне неясные сведения, поскольку нет документа о ее основании в виде Положения о По-сольской канцелярии. Вместе с тем известно, что она состояла из: президента; вице-президента; четырех старых канцеляристов (начальников отделов); семи молодых канцеляристов (их помощников). Можно утверждать, что это учреждение было гибридом Посольского приказа и еще лишь намечаемых, планируемых Петром I Коллегий. §3. Коллегия иностранных дел (15 декабря 1717г.-8 сентября 1802г.) Руководство: Президент Коллегии - канцлер. Вице-президент Коллегии - подканцлер (до 1725 г.), с 1725 г. - вице-канцлер. Совет Коллегии - Коллежский совет: 1-й советник Коллегии; 2-й советник Коллегии; асессор. Канцелярия Коллегии в Петербурге (делилась на два департамента: Департамент по внешним сношениям и департамент счетных дел); Московская контора Коллегии иностранных дел (до 4 ноября 1781г.); Высшее управление Малороссией; Управление делами калмыков и уральских казаков; Экспедиция для управления гольштинскими - ангальтцербскими и эвернскими делами; Контора по выдаче заграничных паспортов и видов для иностранцев на проживание в России; Экспедиция для сношения с азиатскими народами; Училище для обучения восточным языкам. §4. Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917гг.) Образовано 8 сентября 1802 г. Ликвидировано 1 марта 1917г. Создание МИД не отменило вовсе Коллегию иностран-ных дел, которая сохранялась внутри МИД со своим осо-бым главой - управляющим Коллегией еще в течение 30 лет. Однако уже в 1812 г, ее функции были изменены - она занималась исключительно вопросами дипломати-ческого церемониала - внешней, показной стороной дипслужбы, т.е. выполняла роль Протокольного управления МИД и одновременно министерства Двора. Структура Министерства иностранных дел России фак-тически в течение всего XIX в. сохранялась стабильной, за исключением небольших частных изменений. В 1802 -1812 гг. руководство МИД было нечетким: в его дела вмешивался царь, функции министра и его зама не раз-граничивались, в период 1812-1816 гг. в МИД существова-ли параллельно три министра. Лишь с 1816 г. МИД обрел четкую структуру: Глава МИД - министр иностранных дел в звании канцлера (высший государственный чин империи - 1-й класс), фактически второе после императора лицо в государственном управлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|