на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Возбуждение уголовного дела по контрабанде наркотиков
p align="left">Большинство следственных действий имеет аналоги в стадии возбуждения уголовного дела. Например, объяснению соответствует допрос; принятию и представлению предметов и документов - обыск и выемка; специальным исследованиям - экспертиза и т.д. Как и ранее, сведения, полученные в стадии возбуждения уголовного дела, в последующем добываются вторично уже путем осуществления следственной деятельности. Это сопровождается многочисленными повторными вызовами в органы расследования свидетелей и потерпевших.

Для того чтобы получить действительную экономию сил и средств, необходимо отказаться от производства фактически одних и тех же действий в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии расследования.

Характерно, что во всех западных странах до возбуждения уголовного преследования производятся многие следственные действия. Так, во Франции при первоначальном дознании судебная полиция проводит любые следственные действия: осмотры, обыски, выемки, допросы подозреваемых и свидетелей и т. д. Правда, ст. 76 УПК устанавливает, что для производства обыска, выемки или осмотра жилого помещения требуется получить согласие заинтересованных лиц и, следовательно, принуждение применено быть не может. Однако когда заинтересованное лицо отказывается дать такое согласие, "должностные лица судебной полиции могут задержать его, поскольку отказ дает основание для серьезных подозрений" [15, с. 7].

Таким образом, в большинстве западных стран следственные действия проводятся как до официального возбуждения уголовного преследования, так и после, но при этом доказательственное значение их результатов определяет суд.

Отказ от дублирования по сути одних и тех же действий до возбуждения уголовного дела и после приведет к реальной экономии сил и средств. В случае последующего возбуждения уголовного дела их не придется производить повторно. Решение же об отказе в возбуждении уголовного дела будет более обоснованным.

2. В качестве перевозчиков наркотических средств через границу часто выступают граждане иностранных государств.

Россия, являясь непосредственным членом мирового сообщества, таким образом, признает и закрепляет на конституционном уровне общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека и, в частности, принцип равенства всех людей перед законом и судом, а не только граждан своего государства.

Однако уголовно-процессуальная деятельность органов дознания и следователя, осуществляемая в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина на территории Российской Федерации, регламентируется нормами, закрепленными в ст.ст.140-149 УПК РФ, а также дополнительными правилами, обусловленными особенностями правового статуса иностранных граждан в России и детально не регламентированными УПК РФ.

Следует отметить, что при оформлении протоколов и объяснений, получаемых от иностранных граждан, следователи и дознаватели зачастую не указывают дополнительные сведения об иностранном гражданине. И это не удивительно, так как ст.141 УПК РФ на это не указывает. А вместе с тем, не занося в протокол дополнительные сведения об иностранном гражданине, затруднены не только последующие вызовы иностранных граждан для проведения с ними следственных действий, но и обращение в инстанции по каналам их пребывания либо в следственные органы других стран в соответствии с договорами о правовой помощи.

Предлагается в случае обнаружения признаков преступления, к совершению которого причастны иностранные граждане (гражданин), безотлагательно принять меры к точному установлению их личностей, а также выяснить, пользуются ли они дипломатическим или иным иммунитетом и, если пользуются, то в каком объеме. Т.е. получить следующие сведения:

- гражданином или подданным, какой страны является заявитель;

- каким языком владеет;

- основания пребывания в России;

- постоянное место жительства за границей и временное в России;

- время планируемого выезда из России и куда именно планируется выезд;

- срок действия визы (ссылка на документ, по которому удостоверялась личность иностранного гражданина);

- место работы и должность за границей и в России;

- пользуется ли заявитель дипломатическим или иным иммунитетом [19, с. 25]. Если да, то необходимо зафиксировать просьбу иностранного гражданина о производстве с его участием тех или иных процессуальных действий.

Материально-правовым основанием решения об отказе в возбуждении уголовного дела является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции РФ, а процессуальным - отсутствие согласие аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом.

3. Язык уголовного судопроизводства - принцип уголовного процесса, реализация которого представляет собой гарантию осуществления многих других процессуальных принципов (гласность, обеспечение права обвиняемого на защиту и др.) (ст.18 УПК РФ). Настоящий принцип является одним из проявлений в уголовном судопроизводстве государственных гарантий национального равноправия граждан во всех сферах жизни и свободного употребления ими национальных языков. Его исходные положения сконцентрированы в ст.26 и ст.68 Конституции РФ. Устанавливая русский язык в качестве государственного, Конституция РФ вместе с тем гарантирует каждому право пользоваться родным языком (ч.2 ст.26 Конституции РФ).

Иностранные граждане вправе давать показания, делать заявления, возбуждать ходатайства, приносить жалобы на действия органов расследования и суда на своем родном языке или на любом другом языке, которым они владеют (ст.18 УПК РФ).

Действие принципа национального языка судопроизводства в стадии возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, требует определенного уточнения. В настоящее время право пользоваться родным языком предоставлено "участникам уголовного судопроизводства" (ч.2 ст.18 УПК РФ). Однако, действие этого принципа не распространяется на такого участника уголовного судопроизводства как понятой. Ст.60 УПК РФ не закрепляет право понятого пользоваться родным языком или другим языком, которым он владеет. В смысле рассматриваемого вопроса этот пробел является немаловажным, так как процессуальные и следственные действия, производство которых возможно в стадии возбуждения уголовного дела (например, осмотр места происшествия, назначение экспертизы и т.п.), могут проводиться в специализированных учреждениях (местах), где проще привлечь в качестве понятого иностранного гражданина, который может не владеть или не достаточно владеть языком, на котором ведется уголовное судопроизводство России.

Кроме того, отрицательно на качестве расследования сказывается оформление объяснений и протоколов заявлений без переводчиков, хотя затем при допросах иностранных граждан (потерпевших, свидетелей, подозреваемых) переводчики в деле участвуют.

В целях устранения отмеченных недостатков целесообразно к протоколу первого же совершенного с участием переводчика действия прилагать анкету, которая должна содержать все необходимые данные о переводчике: фамилия, имя, отчество (полностью), гражданство, национальность, год рождения, общее и специальное образование, каким языком владеет, где и когда изучал иностранный язык, данные о практической работе переводчика, отношение к опрашиваемому, домашний адрес и телефон, место работы должность и телефон. Здесь же целесообразно сделать отметку о том, что в порядке ст.11 УПК РФ переводчику разъяснены его права, и он предупрежден по ст.307 УК РФ об ответственности за заведомо неправильный перевод и по ст.59 УПК РФ - за уклонение от явки или от исполнения своих обязанностей, и это должно подтверждаться его подписью.

4. Специфика расследования дел о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ заключается в том, что успех в выявлении и изобличении лиц, совершивших это преступление, закрепление доказательств во многом предопределяются эффективностью работы оперативных сотрудников, дознавателей и следователей именно в процессе проверки сообщения о выявленных фактах преступной деятельности. Однако УПК РФ не регламентирует порядок проверки сообщений о преступлениях, не говорит о способах этой проверки. В этой связи автор полагает, что этот пробел может быть восполнен в криминалистической методике расследования посредством включения в нее рекомендаций по работе следователя.

Анализ уголовных дел о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ показал, что в ходе проверки сообщений о данном преступлении наиболее часто используются такие проверочные мероприятия как: получение объяснений граждан и должностных лиц (97%), истребование документов и иных материалов, получение суждений специалистов. Однако порядок получения и фиксации объяснений, истребования документов и иных материалов, а также получение суждений специалистов не регламентированы УПК РФ. Отсутствие процессуальной регламентации вышеназванных проверочных действий значительно осложняет использование полученных с их помощью данных в процессе доказывания по делу [31, с. 20].

В случаях обнаружения наркотических веществ в специально оборудованных тайниках особых проблем на стадии возбуждения уголовного дела не возникает. Совершено иначе складывается ситуация при обнаружении наркотических веществ, перемещаемых внутриполостным способом. В силу физиологических особенностей человека капсулы с наркотическим веществом находятся у "глотателя", как в желудке, так и в кишечнике. При этом первая капсула может выйти из желудочно-кишечного тракта по прошествии от 6 до 12 ч с момента доставления подозреваемого в таможенный орган. В этот период времен и сотрудниками таможенного органа принимаются меры по проверке и закреплению доказательств, а именно:

- подозреваемый проверяется на частоту перелетов, устанавливаются цели посещения и его связи;

- проводится обследование в медицинском учреждении.

И даже если подозреваемый чистосердечно признается в совершенном преступлении, основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 188 УК РФ служит только заключение эксперта. На проведение экспертизы уходит в среднем от 2 до 4 ч. В результате подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, находится в таможенном органе как задержанный свыше 16 ч, до фактического вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и составления протокола задержания. Данные обстоятельства противоречат требованиям ст. 91 - 92 УПК РФ.

Из приведенных примеров, видно, что сотрудниками таможенного органа совершаются действия выходящие за рамки действующего законодательства, так как:

- медицинское обследование проводится вне зоны таможенного контроля и после завершения таможенного оформления;

- нарушены процессуальные сроки составления протокола задержания подозреваемого;

- отсутствует процессуальное оформление перевозки подозреваемого в контрабанде наркотиков от таможенного органа в лечебное учреждение для обследования и обратно;

- медицинское обследование произведено принудительно [14, с. 345].

Данные факты дают основание признать полученные доказательства недопустимыми, а также дают поводы для обжалования действий сотрудников таможни стороной защиты. Однако реального решения данной проблемы до настоящего времени не найдено, так как законодательная база не позволяет урегулировать проблему, опираясь на нормативную правовую базу Российской Федерации и ведомственные акты ФТС Российской Федерации.

Решением имеющихся проблем может стать лишь пересмотр статей 21 главы УПК РФ, а также решение вопроса о применении малодозных цифровых рентгеновских установок в ходе таможенного оформления пассажиров.

5. Практика применения уголовно-процессуального законодательства дознавателями Сибирской оперативной таможни показывает, что окончить предварительную проверку в установленные сроки в большинстве случаев не представляется возможным. Так как при задержании контрабанды наркотических средств требуется продолжительное время для их осмотра, изъятия образцов и проведения химико-физических экспертиз. В ходе предварительной проверки возникает необходимость в получении информации их иностранных государств. В указанные законом сроки получить и проверить данную информацию практически невозможно. Более того, гл. 53 УПК не предусматривает возможность направления международных поручений органами дознания [44, с. 54].

6. ФТС России раз за разом поднимала вопрос о необходимости наделения таможенных органов правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к нашей компетенции, однако дальше инициатив дело сдвинуть не удавалось. Направлялись обращения в Правительство РФ, Генеральную прокуратуру. Во взаимодействии с иными правоохранительными органами готовились соответствующие поправки в УПК РФ [54].

В конечном итоге законодатель принял своего рода соломоново решение, сохранив за ФТС России статус органов дознания, но существенно увеличив сроки производства по уголовным делам. Теперь есть возможность в случае назначения экспертизы ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков дознания до шести месяцев, а при направлении международного запроса о правовой помощи - до одного года. Понятно, оба этих мероприятия в силу специфики расследуемых ФТС России уголовных дел проводятся очень часто.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.