на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита прав потребителей при продаже товаров
p align="left">В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 469 ГК покупатель должен сообщить о конкретной цели приобретения товара до заключения договора. Поэтому если такая цель становится известной продавцу после заключения договора, передача покупателю товара, не соответствующего этой цели, должна признаваться надлежащим исполнением обязательства.

Безопасность товара.

Требования Закона к безопасности товара распространяются на весь период существования товара от начала использования до утилизации. Несоблюдение норм безопасности делает изготовителя (продавца) товара ответственным за вред, причиненный вследствие несоблюдения этих правил. Охраняемыми Законом объектами, которым не должен быть причинен вред, являются жизнь, здоровье, окружающая среда и имущество потребителя.

Требования о безопасности товара являются основными среди всех требований о качестве. Такой вывод напрашивается сам собой после проведения сравнения наступающих последствий в случае несоблюдения требований безопасности и любых других требований к качеству товара. Так, в случае недостатков или существенных недостатков товара последствием станет возникновение у потребителя права на осуществление на выбор одного из полномочий, предусмотренных ст. 18 Закона. В случае же несоответствия требованиям, влияющим на безопасность товара, предусмотрены меры по изъятию товара из оборота, отзыву от потребителя и прекращению производства.

Следствием особой значимости статьи 7 Закона стала и императивность ее норм, т.е. они обязательны для исполнения и не предоставляют альтернативы в действиях обязанным лицам.

Следует отметить, что Закон не только закрепил право потребителя на безопасность товара, но и максимально освободил его от ответственности за возможное причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде при использовании товара. Приобретаемый потребителем товар должен быть таким, чтобы потребитель, используя его по назначению, не мог причинить вред себе или окружающим, т.е. для потребителя самый обычный способ использования товара должен быть безопасен. Потребитель, используя товар, даже не должен задумываться о безопасности, он должен быть изначально уверен, что она ему обеспечена. Обязанность по обеспечению такого положения полностью возложена на изготовителя. В случае же когда для безопасного использования необходимо соблюдение специальных правил, о которых потребитель может и не знать, на изготовителя возложена обязанность сопроводить такой товар правилами использования, которые должны присутствовать в документации на товар, а на продавце лежит обязанность по доведению этой информации до потребителя.

Так, например: Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. № 163 производителям и импортерам до 31 декабря 2005 г. рекомендуется использование при выпуске и импорте табачных изделий упаковки (пачки) с указанием основной предупредительной надписи «Минздрав России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью» и дополнительных надписей о вреде курения табака: «Курение - причина раковых заболеваний», «Курение - причина смертельных заболеваний», «Оградите детей от табачного дыма», «Курение табака вызывает никотиновую зависимость», «Курение - причина заболеваний сердца» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. № 163 «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака» // «Российская газета» от 7 апреля 2005 г. № 70..

Информация об изготовителе (продавце).

Приобретая товар, потребитель вправе получить следующую информацию:

1) сведения об изготовителе (продавце);

2) режим работы изготовителя (продавца);

3) реализуемые товары.

Устанавливаются также требования к самой информации: она должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной, и способ доведения данной информации до потребителя - в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи на русском языке и по усмотрению изготовителя (продавца) на иных языках народов РФ.

О языках, используемых в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» в ст. 22 говорит следующее: «Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Закон РФ от 25.октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50.

Обязанность изготовителя (продавца) своевременно предоставлять потребителю информацию о товарах, надо воспринимать исходя из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний об их свойствах и характеристиках.

Следует также отметить, что несоблюдение правил о предоставлении информации в необходимом объеме на русском языке, даже если она имеется на иностранном языке, следует воспринимать как непредставление такой информации.

Изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

1) фирменное наименование своей организации;

2) место ее нахождения (юридический адрес);

3) режим работы;

4) информацию о лицензии и (или) свидетельстве о государственной аккредитации (номер, срок действия, выдавший орган), если осуществляется деятельность, подлежащая лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

«C 30 марта 2005 года продавцы вдобавок к перечисленным реквизитам должны сообщать потребителю наименование и адрес импортера. Такая информация понадобится покупателю, если он решит подать на него в суд» Макарова Е. Что покупателю хорошо, то фирме штраф // «Московский бухгалтер», март 2005 г..

Информация по п.п. 1-3 располагается в конкретно указанном месте - на вывеске. В торговле вывеска является основным средством индивидуализации продавца и основным источником, откуда потребитель может почерпнуть о нем информацию.

Рассмотрим вопрос: чем же вывеска отличается от рекламы?

Вывеска - это информация о предприятии (название, адрес, профиль и т. д.), размещенная перед входом в здание. Задача такой информации - сообщать неограниченному кругу лиц о том, что данная организация находится именно в этом, а не в каком-либо другом месте.

Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», рекламой может быть признана только та информация, которая формирует и поддерживает интерес к предприятию и его товарам в целях их реализации Шабанова Т.В., Гуккаев В.Б. Как правильно рекламировать свою продукцию? // "Вершина", 2003 г..

Вывеска может содержать наименование организации и иную идентифицирующую информацию: режим работы, адрес, профиль деятельности, наименование учредителей, товарные знаки и др. Также вполне допустимо указание на вывеске группы реализуемых товаров или услуг без выделения их каких-либо особых положительных качеств. Например, указание на вывеске такой информации, как «Продукты питания» или «Мебель», не является рекламой, поскольку такая информация является идентифицирующей и относится к профилю деятельности предприятия.

Но когда вывеска содержит дополнительную информацию, призванную вызывать интерес потребителей товаров и услуг, то это уже реклама. Например, вывески, содержащие выражения «Самые лучшие и надежные компьютеры» или «Самый широкий выбор качественных сыров», безусловно, будут являться рекламой. В таких случаях не избежать налогообложения.

Важно, чтобы вывеска находилась по местонахождению организации, на здании или в пределах помещений, занимаемых предприятием. При необходимости предприятие может разместить несколько вывесок, поскольку действующее законодательство не предусматривает на этот счет каких-либо ограничений Д.В. Морозов, «Главбух», № 22, ноябрь 2000 г..

Но бывают и такие ситуации:

ООО «Ньюс Аутдор» размещало наружную рекламу - отдельно стоящие двусторонние щиты с рекламой алкогольной продукции «MARTEL. Искусство выбирать лучшее», «Cognac COURVOISIER. Клуб любителей настоящего коньяка», «Johni Walker. Red Label», «THE CHIVAS REGAL» на улице Миклухо-Маклая, на пересечении Ленинградского шоссе и улицы Правобережная, на Каширском шоссе. Это территории, прилегающие к магазинам «Рамстор».

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

Реклама алкогольной продукции размещалась ООО «Ньюс Аутдор» на рекламных щитах на улице, а не в помещении, что определяло ее воздействие на неопределенный круг лиц, не являющихся потребителями данной рекламы и потенциальными покупателями алкогольной продукции, в том числе и на несовершеннолетних. Таким образом, ООО «Ньюс Аутдор» нарушило рекламное законодательство в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Реклама, размещаемая этим рекламораспространителем, является ненадлежащей и противоречит принятым в Российской Федерации подходам к нравственно-этическому воспитанию подрастающего поколения, установленным статьей 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьей 2 ФЗ «О рекламе», пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Письмо Территориального управления МАП РФ по г. Москве и Московской области от 3 февраля 2004 г. № 4-806. Информация для включения в справочные правовые системы ГАРАНТ..

Информация о товаре.

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Объем обязательной информации о товаре определен в ст. 10 Закона «О защите прав потребителя».

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший) Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г..

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.

Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

В Закон включены положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях, по радио, по телевидению, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Установлены дополнительные гарантии соблюдения прав потребителей при осуществлении таких продаж, специальные требования к информации о товаре и способу ее предоставления и др. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 февраля 2005 г. № 0100/830-05-32 «О Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» Например, при заказе товаров через различные «магазины на диване», «интернет-магазины» люди не видят их заранее. Многие боятся приобретать товары таким образом. Вдруг вещь только в каталоге или на экране компьютера выглядит привлекательной, а на самом деле вовсе не стоит тех денег, которые за нее просит продавец? Но теперь покупателя так просто не проведешь. Статья 26.1 Закона обязывает фирму-продавца еще до заключения договора с клиентом предоставить ему информацию об основных потребительских свойствах товара, своем адресе, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца и изготовителя, о цене и об условиях приобретения товара. Также потребителю нужно сообщить сведения о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке на товар, порядке его оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.