на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Актуальные проблемы маркетинговой деятельности высших учебных заведений современной России

Выпуск

специалистов

очных

отделений,

человек

Обратились в службу занятости

Признаны безработ-ными,

человек

человек

% к выпуску

АГУ

1265

354

28

144

АГТУ

1787

397

22,1

129

АГАУ

713

242

33,9

91

Бийский технологический институт

111

31

Барнаульский государственный педагогический университет

825

244

29,6

65

Бийский государственный

педагогический

университет

556

192

34,5

91

Рубцовский индустриальный институт

201

46

АГУ филиал в г.Рубцовске

173

29

Единичны обращения в службу занятости выпускников Алтайского государственного медицинского университета и Алтайской государственной академии культуры и искусств.

В разрезе специальностей обратились в службу занятости в 2005 году (человек): Всего 2171

экономист, финансы и кредит 420

менеджер, маркетолог 235

специалист по социальной работе 27

эколог - природопользователь 16

юрист 148

специалист в области международных отношений и регионоведение26

Доля выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве, от общего количества выпускников увеличилась с 18 % в 2002 г. до 27,8 % в 2005 году. Так, более 2100 выпускников высших учебных заведений 2005 года обратились в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве, из них на 1.01.2006 г. 805 чел, зарегистрированы в службе занятости как безработные. Направление на работу получили 4362 выпускника обучающихся по госбюджету (76 % от выпуска).

Анализ статистических данных показывает, что число выпускников высших учебных заведений, обратившихся в службы занятости города Барнаула Алтайского края достаточно высок (в частности, 28 % из Алтайского государственного университета). Однако, по мнению экспертов, эти цифры условны, поскольку проблема состоит в определении понятия «востребованность»: работа по полученной в вузе специальности, или нет. Применительно к социальному эффекту маркетинговой деятельности вузов, целесообразно говорить о качественном трудоустройстве молодых специалистов. Составляющими качественного трудоустройства являются: работа по полученной в вузе специальности и заработная плата, соответствующая выпускнику высшего учебного заведения. Фактором, определяющим качественное трудоустройство, является качество образования, как совокупность характеристик образовательного процесса и содержания обучения, обладающих способностью обеспечивать определённую степень удовлетворённости образовательных потребностей обучаемых, кадровых потребностей работодателей и социальных потребностей общества и государства.

Главной проблемой в трудоустройстве молодых специалистов, по мнению специалистов отдела, является несоответствие требований, выдвигаемых работодателями, и возможностями выпускников с одной стороны, и несоответствие предлагаемых условий труда желанию соискателей рабочего места с другой.

Перспективным направлением деятельности видится организация «вторичной занятости» студентов.

Анализ современного состояния маркетинговой деятельности в Алтайском государственном университете позволил выделить следующие проблемы в её осуществлении и предложить рекомендации по оптимизации:

- отсутствие методики расчёта социальной эффективности маркетинговой деятельности вуза. В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг выявление социальной эффективности маркетинга в образовании представляется особенно важным. Это позволит избежать негативных последствий маркетинговой деятельности с одной стороны, и проследить динамику положительных результатов с другой.

- поскольку одним из показателей социальной эффективности маркетинга образовательных услуг является востребованность выпускников вуза на рынке труда целесообразно проведение: мониторинга трудоустройства и оценки специалистов работодателями.

- одним из факторов, понижающих эффективность работы в содействии трудоустройству выпускников являлось отсутствие координирующего органа, в компетенции которого бы находились решения вопросов по организационным, правовым и другим проблемам, интересующие вузы в сфере занятости. Необходимость такого органа обусловлена проблемами, которые вуз самостоятельно не может решить: организация взаимодействия между образовательным учреждением и работодателем, убеждение работодателя в необходимости постоянного сотрудничества с образовательным учреждением и других. Функционирование такой структуры, куда бы входили другие образовательные учреждения, работодатели, рекрутинговые компании, органы управления различного уровня, способствовало бы выбору общей стратегии взаимодействия с работодателями и скоординированности усилий в решении вопросов социальной защищённости выпускников на рынке труда. Возможно, такой структурой станет образованный в 2006 году Региональный центр содействия трудоустройству выпускников, который охватил все вузы края. Примечательно, что базой для создания Центра стал Отдел содействия выпускников Алтайского государственного университета.

- в условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных и присоединения России к Болонскому процессу принципиально является мониторинг качества образовательных услуг. В этой связи вызывает интерес предложенная экспертом модель управления качеством образовательных услуг Николаевой М.А.:

1. Маркетинг образовательных услуг для выявления и формирования запросов абитуриентов и работодателей.

2. Разработка и совершенствование государственных требований к качеству содержания образования.

3. Разработка и модернизация учебно-методического обеспечения и материально-технической базы образовательных учреждений.

4. Обеспечение образовательных учреждений кадрами.

5. Организация и проведение образовательного процесса с использованием методически обоснованных педагогических технологий.

6. Контроль уровня усвоения знаний и умений их применения.

7. Выпуск и трудоустройство молодых специалистов.

8. Поддержание связей с выпускниками и их консультирование.

9. Мониторинг использования и оценки специалистов работодателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время правомерно говорить о распространении рыночных отношений во многие сферы жизни общества, в том числе и в образование. В этой связи принципиально важным является применение маркетингового подхода в управлении учебным заведением.

В наиболее общем виде маркетинг в сфере образования может быть представлен как средство выявления конкретных потребностей в профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов через организацию комплекса исследований, планирование разработки содержания, методов и форм обучения, налаживание и поддержку устойчивых связей с потребителями своих образовательных услуг.

Поскольку рынок образовательных услуг в России еще только формируется, в его инфраструктуре отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Явно мал практический опыт применения методологии и инструментария маркетинга в сфере образования. Только наиболее дальновидные организаторы и коллективы российских образовательных учреждений уже всерьёз занимаются маркетингом. В основном же исследования российского рынка образовательных услуг и продуктов, изучение потенциальных потребителей, разработка маркетинговой стратегии и подбор средств её реализации носят стихийный, бессистемный характер и проводятся в основном неподготовленными для этой работы специалистами. Традиционно используемые элементы комплекса маркетинга - товар, цена, методы распространения и стимулирования - в маркетинговой практике российских вузов слабо увязаны между собой и ещё в меньшей степени ориентированы на целевой рынок потребностей целевых потребителей. Профориентационная деятельность вузов, как коммерческих, так и некоммерческих, направлена на захват большей доли рынка услуг образования. Конкуренция между вузами учитывает некоторое разнообразие в предоставлении таких услуг (различные формы обучения), ценовой фактор, использование элементов комплекса стимулирования (реклама, пропаганда, связи с общественностью). Тем не менее, бессистемность в организации маркетинговой деятельности в сфере высшего образования приводит к перепроизводству специалистов по отдельным специальностям, невозможности для них найти сферу приложения своим профессиональным знаниям и умениям.

Открытие вузами новых специальностей и направлений в большинстве случа-ев основывается не на прогнозах развития рынка занятости, а на отдельных статистических данных прошлых лет, касающихся тен-денций развития рынка труда (повышение или снижение спроса на какие-либо профессии или специальности), и еще реже учитывает результаты опросов выпускников школ о выборе профессий.

Несмотря на то, что существуют теоретические исследования по проблемам выбора критериев позиционирования услуг образо-вания, вузы мало используют их выводы в своей практической профориентационной деятельности.

Маркетинговые мероприятия, проводимые вузами, слабо ори-ентированы на долгосрочную перспективу. Целью рекламной деятельности, мероприятий по связям с общественностью, пропаганды является привлечение внебюджетных средств, которые помогают вузам в условиях дефицита бюджетных ассигнований улучшать материальную базу, пополнять библиотечные фонды современной учебной литературой, повышать квалификацию и заработную плату ППС и т.д.

Проведённое исследование в Алтайском государственном университете позволило выделить некоторые недостатки в его маркетинговой деятельности.

Для обеспечения долговременного благополучия вуза в условиях формирования рынка образовательных услуг очевидной является необходимость грамотного использования комплекса маркетинга, учёта потребностей потребителя, интересов учебного заведения и интересов общества в целом в маркетинговой деятельности вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александравичюте Б, Крауютайтите Л, Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №6. - с.23-31.

2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.

3. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.

4. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№4. - с. 3-12.

5. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 2002. - 320 с.

6. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.-№2. - с. 14-26.

7. Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. - 2003. - №8. - с. 22.

8. Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования // Профессиональное образование.- 2006.- №8.- с.31-32.

9. Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №1. - с. 22-37.

10. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

11. Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.

12. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. -- М., 1999.

13. Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство снижения рисков высшего учебного заведения // Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.