на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Анализ валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия торговли ООО "Лента"
собое внимание в процессе анализа уделяется изучению взаимовлияющих факторов, формирующих прибыль от реализации товаров. Одни воздействуют на прибыль прямо, другие - косвенно. К факторам прямого воздействия относятся товарооборот, валовой доход и издержки.

Товарооборот является главным фактором, от которого зависит формирование не только прибыли от продаж валового дохода и издержек. Его рост способствует увеличению прибыли и рентабельности. При этом более высокие темпы роста прибыли имеют те предприятия, которые осуществляют инновации, направленные на реализацию новых товаров, продукции, услуг более высокого качества, освоение нового рынка, новых источников поступления товаров, а также ориентируются на удовлетворение приоритетов потребителей, имеющих множество различных компонентов, начиная от критериев покупки до экономических систем.

Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: ценностью товара, значимостью и постоянством потребителей, удовлетворяемых данным товаром, характером деятельности, патентно-лицензионным законодательством в стране, общей стратегией, проводимой предприятием на рынке, состоянием конкурентной среды.

Получение высоких доходов и прибыли на предприятиях торговли и общественного питания зависит не только от объема реализации товаров (продукции), услуг, но и от эффективности проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого ценообразования, а также зависит от выбора поставщиков товаров, сырья. Стремление осуществлять их закупки непосредственно у производителей вознаграждается более высокими доходами и приводит к увеличению прибыли.

На предприятиях, осуществляющих рациональное использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных), формируется более низкий уровень издержек. Позволяющий получить больший объем прибыли и уровень рентабельности, упрочить финансовое положение, повысить конкурентоспособность. В этом случае качество образования прибыли оценивается как высокое.

Влияние товарооборота, валовых доходов и издержек определяется методом разниц. Для того чтобы найти величину изменения прибыли от продаж, полученную за счет товарооборота, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на отклонение фактического товарооборота от базисного и разделить на 100. Влияние на прибыль от реализации товаров валовых доходов и издержек находят как произведение фактического товарооборота и разницы между фактическим и базисным уровнями (в процентах к товарообороту) и делят полученный результат на 100.

Большое значение при проведении факторного анализа придается изучению того, как влияет изменение цен на реализацию товаров, продукции, услуг. С их ростом величина прибыли повышается, и наоборот. Проведение подобного анализа позволяет также охарактеризовать качество получаемой прибыли. Если исследования покажут, что прибыль получена только или большей частью за счет повышения цен, то делается вывод не только о низком качестве ее формирования, но и о потере определенной доли рынка потребительских товаров и части прибыли. Если в процессе анализа будет установлено, что вся прибыль или большая ее часть сформирована за счет роста продаж товаров, продукции, услуг в сопоставимых ценах, то признается, что качество полученной прибыли высокое, а положение предприятия на рынке более устойчивое.

Определить влияние ценового фактора на прибыль от реализации можно путем сопоставления валовых доходов, полученных за счет изменения цен с издержками, находящимися от них в зависимости (методика расчета приведена в соответствующих разделах).

На образование прибыли от реализации товаров (продукции) оказывает воздействие состав капитала и связанная с ним оборачиваемость. Чем выше доля оборотного капитала, а в нем товарных запасов, соответствующих спросу потребителей, тем быстрее происходит оборачиваемость, а вследствие этого растут товарооборот, прибыль и рентабельность.

Фондовооруженность - фактор, характеризующий оснащенность работников техническими средствами, необходимыми для осуществления продажи товаров, продукции. Его влияние на прибыль косвенно отражается на производительности труда. Высокая доля активной части основных фондов, участвующих в процессе реализации, приводит к росту производительности труда работников предприятий торговли и общественного питания, способствует увеличению товарооборота, прибыли и рентабельности.

Важным фактором, влияющим на формирование прибыли, является численность работников. Ее рост сопровождается увеличением прибыли в том случае, если предприятие имеет возможность расширить свою деятельность на рынке потребительских товаров. При наличии высокой конкуренции одним из условий получения прибыли служит сокращение численности и связанных с нею расходов на заработную плату и отчислений на социальные нужны.

Чтобы определить, как влияют на прибыль состав капитала, оборачиваемость, фондовооруженность и численность, нужно сначала рассчитать изменение товарооборота за счет каждого из перечисленных факторов, а затем полученный результат умножить на базовый уровень рентабельности продажи и разделить на 100.

Значительное влияние на прибыль предприятий торговли и общественного питания оказывают налоги. С их ростом прибыль снижается, поэтому предприятия стремятся минимизировать предстоящие налоговые платежи за счет налоговых льгот, уменьшающих базу налогообложения. Воздействие налогов на прибыль определяется с помощью показателя налогоемкости, рассчитываемого как отношение суммы уплаченного налога на прибыль к прибыли до налогообложения и характеризующего величину налоговых платежей на 1 руб. прибыли до налогообложения. Его изменения свидетельствуют об эффективности налоговой политики на предприятиях торговли и общественного питания. Влияние налога на прибыль на показатель налогоемкости определяется с помощью метода цепных подстановок.

Влияние факторов на формирование показателей рентабельности определяется способом долевого участия. Для этого сначала устанавливают долю каждого фактора в общей сумме их приростов, которую затем умножают на общий прирост результативного показателя. Особое внимание должно уделяться анализу рентабельности продажи по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных подтоварного учета валового дохода и издержек. Такой анализ позволит установить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять соответствующие управленческие решения по расширению или сокращению закупки (производства) и реализации этих товаров (продукции). Вычитая из сложившегося уровня валового дохода уровень издержкоемкости проданного товара, товарной группы (продукции), получим рентабельность его реализации.

Наличие информации о рентабельности продажи по каждому товару, товарной группе (продукции) позволяет исследовать влияние структуры товарооборота на рентабельность продаж по предприятию в целом с помощью метода процентных чисел. Для этого сумму процентных чисел делят на 100, получая изменение уровня рентабельности реализации за счет изменения структуры товарооборота. Умножением полученного результата на фактический товарооборот и делением его на 100 определяют влияние структуры товарооборота на сумму прибыли от реализации.

Результаты факторного анализа помогают выявить резервы роста прибыли и рентабельности. Резервы роста прибыли - это количественно измеряемые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Резервы роста прибыли определяют по научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. В процессе этой работы выявляют и количественно оценивают резервы, далее разрабатывают комплекс мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, а затем реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Для успешного развития любого предприятия необходимо изучать соотношение объема реализации товаров, продукции с издержками и прибылью. Это соотношение анализируется для исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших показателей конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.

Если на предприятии происходит постоянное снижение объемов реализации, то перед руководителем возникают вопросы: может ли вообще быть достигнута прибыль в следующем периоде, какие решения следует принять, чтобы они служили гарантией достижения прибыли, несмотря на изменение условий?

Для ответа на эти вопросы можно воспользоваться анализом точки безубыточности, или порога рентабельности, т.е. объема реализации товаров, при котором средств хватает лишь на покрытие издержек обращения. Его называют критическим объемом или критической точкой. Такой анализ можно использовать и как инструмент планирования, и как инструмент контроля. При анализе фактического состояния порог прибыли служит критерием доходности предприятия.

Анализ точки безубыточности не обязательно точно указывает на порог прибыли, а, скорее, дает исходные данные или определяет интервал, в котором должен лежать порядок величин минимального объема реализации. Этот инструмент при известных ограничениях позволяет также показывать влияние изменений цен и количества реализуемых товаров, продукции, издержек, структуры товарооборота на величину целевой прибыли. Он поможет установить воздействие изменений переменных и постоянных издержек, а также цен на порог прибыли. Кроме того, этот анализ может показать, например, в каком объеме повышение цен может привести через экономию издержек к первоначальной точке безубыточности. Можно также оценить, на какую величину необходимо сократить издержки обращения в случае сокращения объема реализации, чтобы предприятие не несло убытки.

На втором этапе анализа прибыли производится изучение ее распределения и использования на предприятиях торговли и общественного питания

Первая стадия анализа включает в себя изучение направлений распределения прибыли по сравнению с планом и в динамике (горизонтальный анализ) в абсолютных показателях и по темпам их изменения. Так, более низкие темпы роста платежей в бюджет и во внебюджетные фонды по сравнению с темпами роста прибыли до налогообложения характеризуют действия руководства предприятия торговли и общественного питания, направленные на минимизацию налогов. При проведении анализа уплаты налогов, во-первых, резервы снижения налогов (в рамках, определенных налоговым законодательством).

Вертикальный анализ позволяет определить изменения соотношения направлений распределения валовой прибыли: платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, фонды накопления и потребления и др.

Определение степени эффективности распределения и использования полученной предприятием прибыли осуществляется с помощью R-анализа, показатели которого приведены в табл. 2.2. Для обобщающей оценки эффективности распределения прибыли используются следующие основные показатели: коэффициент налогообложения прибыли. Коэффициент чистой прибыли, коэффициент капитализации прибыли, коэффициент потребления прибыли. Рост коэффициента налогообложения прибыли свидетельствует об ужесточении налоговой политики государства и, как следствие, - о снижении прибыли, направляемой на производственное и социальное развитие предприятий торговли и общественного питания. Снижение ставки налога на прибыль повышает эффективность распределения прибыли. Рост эффективности достигается только при увеличении доли капитализируемой прибыли, позволяющей реализовать стратегические задачи производственного развития предприятия за счет его собственных финансовых ресурсов.

Таблица 2.2

Показатели эффективности распределения

И использования прибыли

Показатель

Методика расчета

Условные обозначения

Экономическое

содержание

Коэффициент налогообложения прибыли Кнп

НПп

Кнп=-----------

П(до/н)

НПп - сумма текущего налога на прибыль П(до/н) - сумма прибыли до налогообложения в рассматриваемом периоде

Характеризует влияние налоговой системы в рассматриваемом периоде

Коэффициент чистой прибыли Кчп

Пч

Кчп=----------

П(до/н)

Пч - сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде

Характеризует долю чистой прибыли после налогообложения

Коэффициент капитализации прибыли Ккп

Пк

Ккп=----------

Пч

Пк - сумма капитализированной прибыли

Характеризует эффективность деятельности, направленной на производственное развитие и на создание финансовых резервов

Коэффициент потребления прибыли Кпотр

Пп

Кпотр=-------

Пч

Пп - сумма прибыли, направленной на потребление

Характеризует эффективность деятельности, направленной на социальное развитие

Коэффициент инвестирования прибыли Кип

Пи

Кип=-----------

Пк

Пи - сумма капитализированной прибыли, направленной на инвестирование прироста активов в рассматриваемом периоде

Характеризует долю инвестиций, направленных на производственное развитие

Коэффициент резервирования прибыли Крп

Пкр

Крп=-----------

Пк

Пкр - сумма капитализированной прибыли, направленной в резервный и другие страховые фонды предприятия в рассматриваемом периоде

Характеризует долю капитализированной прибыли, направляемой на создание финансовых резервов

Коэффициент выплаты прибыли собственникам Квс

Пс

Квс=----------

Пч

Пс - сумма прибыли, выплаченной собственникам предприятия в рассматриваемом периоде

Характеризует долю прибыли, выплачиваемую собственникам

Уровень прибыли собственников на вложенный капитан Упск

Пс

Упск=----------

СК

СК - средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде

Характеризует величину прибыли на 1 руб. собственного капитала

Коэффициент участия персонала в прибыли Купп

Пр

Купп=----------

Пч

Пр - сумма прибыли, выплаченной работникам предприятия в рассматриваемом периоде

Характеризует долю прибыли, выплачиваемую работникам из фонда потребления

Коэффициент стимулирования труда за счет прибыли Кстп

Пмп

Кстп=----------

Пр

Пмп - сумма прибыли, израсходованной на материальное поощрение работников

Характеризует долю прибыли, выплачиваемую работникам по результатам труда

Средний уровень выплат прибыли Увпп

Пр

Увпп=---------

Ч

Ч - среднесписочная численность работников предприятия в рассматриваемом периоде

Характеризует величину прибыли, приходящуюся на одного работника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.