Цены и ценообразование
Министерство образования Российской Федерации Тульский государственный университет Региональный центр повышения квалификации Кафедра «Финансы и менеджмент» Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Цены и ценообразование» Тула 2008 1. Система цен В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды: оптовые цены на продукцию промышленности; цены на строительную продукцию; закупочные цены; тарифы грузового и пассажирского транспорта; розничные цены; тарифы на платные услуги населению; цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям. В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) и цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности). Свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рисунок 1). Рисунок 1. - Состав свободной отпускной цены На основе свободных отпускных цен производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности) - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рисунок 2). Оптово-сбытовая скидка (оптовая надбавка) возмещает издержки обращения снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и образует их прибыль. Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рисунке 3. Рисунок 2. - Состав оптовой цены промышленности (цены оптовой закупки) Рисунок 3. - Состав розничной ценыВключенный в розничную цену акциз - это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.Налог на добавленную стоимость, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. По отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие) установлены льготные ставки НДС. Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль. Задача 1 Определить свободную отпускную (оптовую цену предприятия), цену закупки (оптовую цену промышленности) и розничную цену изделия при следующих исходных данных: 1. Затраты: сырье и основные материалы - 18 руб. вспомогательные материалы - 2 руб. 50 коп. топливо и электроэнергия на технологические цели - 50 коп. заработная плата производственных рабочих - 16 руб. начисления на заработную плату - 37% от заработной платы производственных рабочих расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 50% к заработной плате производственных рабочих цеховые расходы - 20% к заработной плате производственных рабочих общезаводские расходы - 80% к заработной плате производственных рабочих внепроизводственные расходы - 0,5% к производственной себестоимости транспортные расходы - 15% к производственной себестоимости 2. Рентабельность - 20% к полной (коммерческой) себестоимости. 3. НДС - 15% к свободной отпускной цене (без НДС). 4. Акциз - 40% к свободной отпускной цене (без НДС) 5. Оптовая надбавка (наценка сбытовых организаций) - 3 руб. 80 коп. 6. Торговая надбавка - 4 руб. 75 коп. Решение: Определяем себестоимость изделия: Таблица 1. - Калькуляция себестоимости изделия |
Статьи затрат | Сумма, руб. коп. | | 1 | 2 | | сырье и основные материалы | 18.00 | | вспомогательные материалы | 2.50 | | топливо и электроэнергия на технологические цели | 0.50 | | заработная плата производственных рабочих | 16.00 | | начисления на заработную плату | 16.00*0,37=5.92 | | расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | 16.00*0,50=8.00 | | общезаводские расходы | 16.00*0,80=12.8 | | Итого производственная себестоимость | 63.72 | | внепроизводственные расходы | 63.72*0,005=0.32 | | транспортные расходы | 63.72*0,15=9.56 | | Итого полная (коммерческая) себестоимость | 73.6 | | | Определяем прибыль в цене: 73 руб. 60 коп. * 0,20 = 14 руб. 72 коп.Определяем свободную отпускную цену (без НДС):73 руб. 60 коп. + 14 руб. 72 коп. = 88 руб. 32 коп.Определяем НДС: 88 руб. 32 коп. * 0,15 = 13 руб. 25 коп.Определяем свободную отпускную цену (с учетом НДС):88 руб. 32 коп. + 13 руб. 25 коп. = 101 руб. 57 коп.Определяем акциз: 88 руб. 32 коп. * 0,4 = 35 руб. 33 коп.Определяем оптовую надбавку: 101 руб. 57 коп.*0.37= 3 руб. 80 коп.Определяем цену оптовой закупки (оптовую цену промышленности): 101 руб. 57 коп. + 35 руб. 33 коп. +3 руб. 80 коп. = 140 руб. 70 коп.Определяем торговую надбавку: 115 руб. 96 коп. * 0,25 = 28 руб. 99 коп.Определяем розничную цену: 162 руб. 34 коп. + 28 руб. 99 коп. = 140 руб. 70 коп.2. Ценообразование на стандартную продукцию Одной из проблем ценообразования является установление цен на стандартную продукцию, которая регулярно реализуется покупателям в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В ценообразовании на стандартную продукцию ключевым является признание того, что продажная цена должна быть достаточной, чтобы возместить все затраты (постоянные и переменные) на производство, управление и реализацию продукции, а также обеспечить приемлемую прибыль на инвестиции. Можно выделить два основных этапа ценообразования на предприятии: - определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов и др.; - определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и др. Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом. 1. Метод полных издержек; 2. Метод стоимости изготовления (переработки); 3. Метод маргинальных (предельных) издержек; 4. Метод рентабельности (доходности) инвестиций; 5. Семейство методов маркетинговых или рыночных оценок. Метод полных издержек состоит в том, что к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Несмотря на то, что этот метод ценообразования называется «затраты плюс надбавка», часть затрат скрыта в надбавке. Скрытыми являются те затраты, которые связаны с процессом реализации и управления. Некоторые предприятия выделяют эти затраты отдельно и добавляют их к базовым затратам на производство, затем прибавляя сумму надбавки в части только ожидаемой прибыли от реализации продукции. Задача 2 Предприятие устанавливает продажную цену на один из своих стандартных видов продукции, в которую были внесены незначительные изменения. Данные бухгалтерии о затратах на проектируемую продукцию приведены в табл. 2. При установлении продажной цены предприятие предлагает применять надбавку к сумме затрат на производство, равную 50%. Таблица 2. - Затраты по проектируемому продукту |
Затраты | Сумма, руб. | | | на единицу продукции | всего | | Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные (на 10000 ед. продукта) Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и административные (на 10000 ед. продукта) | 5.70 3.80 2.85 6.65 1.90 0.95 | 66500 9500 | | |
Решение На первом этапе определяется сумма совокупных поглощенных затрат на производство единицы продукции (табл. 3). Таблица 3. - Совокупные поглощенные затраты на производство |
Затраты | Сумма, руб. | | Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (2.85 руб. переменных затрат плюс 6.65 руб. постоянных затрат, что составляет 250% от прямых затрат на оплату труда) | 5.70 3.80 9.50 | | Общие поглощенные затраты на производство единицы продукции | 19.00 | | |
На втором этапе производится расчет цены единицы продукции (табл. 4). Таблица 4. - Форма калькуляции цены продукта |
Затраты | Сумма, руб. | | Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (250% от прямых затрат на оплату труда) | 5.70 3.80 9.50 | | Итого затрат на производство | 19.00 | | Надбавка (50% от суммы затрат на производство) | 9.50 | | Устанавливаемая продажная цена | 28.50 | | |
На третьем этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 5), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение производственных затрат и получение прогнозируемой прибыли. Следует иметь в виду, что предприятие получит эту прибыль только в том случае, если оно не только произведет, но и продаст 10000 единиц своей продукции по цене 28.50 руб. за единицу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|