p align="left">Таблица 5. - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия|
Показатель | Сумма, руб. | | Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 28.50 руб. за каждую) Себестоимость реализованной продукции (10000 ед. продукта по 19 руб. за каждую) Валовая (балансовая) прибыль Реализационные и административные расходы (на каждую из 10000 ед. продукта приходится 1.9 руб. переменных и 0.95 руб. постоянных расходов) Чистая прибыль | 285000 190000 95000 28500 66500 | | |
Преимуществом метода полных издержек можно назвать обеспечение полного покрытия всех затрат и получение планируемой прибыли. К недостаткам следует отнести: игнорирование эластичности спроса; снижение конкурентных стимулов к минимизации издержек; невозможность установления цены до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в общей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены. Метод стоимости изготовления заключается в том, что к полной сумме затрат на покупное сырье, материалы, комплектующие изделия, узлы, полуфабрикаты (в расчете на единицу продукции), добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия. Задача 3 Воспользуемся данными о затратах из предыдущего примера. Рентабельность данного продукта к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат составляет 45%. Решение На первом этапе определяется полная себестоимость единицы продукции (табл. 6). На втором этапе определяется величина надбавки и цена единицы продукции (табл. 7). Преимуществом данного метода является то, что он учитывает собственный вклад предприятия в наращивание стоимости товара, а недостатком-то, что он не применим для ценовых решений на длительную перспективу. Метод стоимости изготовления применяется в специфических условиях и в особых случаях: при принятии решений о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства; при принятии решений об отказе или продолжении конкурентной борьбы; при принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении структуры продаж); при принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам. Таблица 6. - Калькуляция себестоимости единицы продукции |
Затраты | Сумма, руб. | | Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и административные | 5.70 3.80 2.85 6.65 1.90 0.95 | | Итого полная (коммерческая) себестоимость единицы продукции | 21.85 | | |
Таблица 7. - Форма калькуляции цены продукта |
Затраты | Сумма, руб. | | Полная себестоимость Прямые материальные Себестоимость за вычетом прямых материальных затрат Надбавка (45% от себестоимости за вычетом прямых материальных затрат) | 21.85 5.70 16.15 7.27 | | Итого продажная цена (полная себестоимость плюс надбавка) | 50.97 | | |
Данный метод не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Метод маргинальных издержек состоит в том, что к переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. При определении затрат на единицу продукции используется метод переменных затрат, в соответствии с которым базовые затраты состоят исключительно из переменных затрат, а именно, переменных реализационных и административных затрат, а также переменных затрат на производство. При этом сумма надбавки, прибавляемая к базовым затратам, включает суммы постоянных затрат и ожидаемой прибыли в расчете на единицу продукции. Задача 4 Используя исходные данные задачи 2 (за исключением надбавки к сумме затрат на производство), определите отпускную цену изделия методом маргинальных издержек, если предприятие предполагает применять надбавку к сумме переменных затрат - 100%. Составить финансовый отчет. Решение На первом этапе определяется сумма переменных затрат и производится расчет цены единицы продукции (табл. 8). Таблица 8. - Форма калькуляции цены продукта |
Затраты | Сумма, руб. | | Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Переменные реализационные и административные | 5.70 3.80 2.85 6.65 | | Итого переменных затрат | 19 | | Надбавка (100% от суммы переменных затрат) | 19 | | Устанавливаемая продажная цена | 38 | | |
На втором этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 9), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение произведенных затрат и получение прогнозируемой прибыли. Таблица 9. - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия |
Показатель | Сумма, руб. | | Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 28.50 руб. за каждую) Переменные затраты (10000 ед. продукта по цене 19 руб. за каждую) Доход (в виде разницы между суммой выручки и переменными затратами) Постоянные затраты: - производственные - реализационные и административные Чистая прибыль | 285000 190000 95000 66500 9500 66500 | | |
Метод рентабельности инвестиций основан на том, что продукт должен обеспечивать рентабельности не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Задача 5 Предприятие устанавливает цену на один из своих видов продукции. Прогнозируемый годовой объем производства - 38000 единиц; предполагаемые переменные затраты на единицу продукции - 28.5 руб.; общая сумма постоянных затрат - 760 тыс. руб. Изменения, вносимые в продукцию, потребуют дополнительного финансирования (кредита) в размере 0.95 млн. руб. Процентная ставка коммерческого банка - 50% годовых. Определите отпускную цену методом рентабельности инвестиций. Решение Таблица 10. - Форма калькуляции цены продукта |
Затраты | Сумма, руб. | | Переменные затраты на единицу изделия Постоянные затраты на единицу изделия (760000 руб.: 38000 ед.) | 28.50 20.00 | | Суммарные затраты на единицу изделия | 48.50 | | Желательная прибыль (950 000 руб. * 0.50: 38 000 ед.) | 12.50 | | Устанавливаемая продажная цена (не ниже) | 60.00 | | |
Метод рентабельности инвестиций является единственным методом, учитывающим платность финансовых результатов, необходимых для производства и реализации продукта. К семейству методов маркетинговых оценок можно отнести следующие: - метод оценки реакции покупателя (продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар); - метод сходной цены (цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат); - метод «предложения втемную» или тендерный метод (покупатели анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере); выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль). В формуле «затраты плюс надбавка» надбавка является одним из основных элементов, так как отдельные элементы затрат скрыты в этой надбавке. Данная надбавка является функцией нескольких переменных, одна из которых - ожидаемая предприятием прибыль на инвестированный капитал (так называемый «ROI» - return on investment). Показатель ROI используется для определения величины надбавки, если применяется метод полных издержек или метод маргинальных издержек. В случае использования метода поглощенных затрат (частный случай метода полных издержек) формула определения надбавки (процентная надбавка) имеет следующий вид: Задача 6 Предприятие предполагает, что для производства 100000 ед. продукции в год необходимы инвестиции (для закупки оборудования, приобретения производственных запасов) в сумме 3.80 - млн. руб. В целом бухгалтерия предприятия предполагает, что производство и реализация продукции будет характеризоваться следующими показателями: затраты на производство единицы продукции составят 57.0 руб.; реализационные и административные расходы - 1140.0 тыс. руб. Предприятие предполагает получить 30% прибыли на инвестированный капитал. Определить размер надбавки. % надбавка = [(3800000*0.30+1140000)/(10000*57)] = 40 Исходя из этого уровня процентной надбавки будет установлена продажная цена единицы продукции (табл. 11). Таблица 11. - Калькуляция цены продукции |
Показатель | Сумма, руб. | | Затраты на производство Надбавка (57 руб. * 40% / 100%) | 57.0 22.8 | | Устанавливаемая продажная цена | 70.8 | | |
Данная цена подлежит корректировке с учетом ситуации на рынке с этим товаром. В доказательство того, что 70.8 руб. устанавливаемой продажной цены продукции позволит предприятию получить 30% прибыли на инвестированный капитал, приводится отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 12). Таблица 12. - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия |
Показатель | Сумма, руб. | | Объем продаж (70.9 руб. * 100000 ед.) Затраты на производство продукции (57 руб. * 100000 ед.) | 7090000 5700000 | | Валовая прибыль | 1390000 | | Реализационные и административные затраты | 1140000 | | Чистая прибыль | 250000 | | |
Прогнозируемая величина ROI (исходя из вложенного капитала 3.8 млн. руб.) может быть определена с помощью формулы Дюпона:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|