Исследование мнения потенциальных абитуриентов о качестве высшего образования в городе Сыктывкаре
37 Курсовая работа На тему: "Исследование мнения потенциальных абитуриентов о качестве высшего образования в городе Сыктывкаре"Введение Каждый год тысячи выпускников школ поступают в вузы с целью удовлетворения своих потребностей в образовании, в творчестве и самореализации, получении в будущем работы. Эти базовые потребности оформляются в виде запросов к наименованию специальности, к характеристике учебного заведения, цене и качеству образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Новая ситуация, складывающаяся в высшем образовании, требует серьезных исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов привлечения абитуриентов, повышению качества профессионального образования и его доступности для подготовленной молодежи. Изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях. Особенностью современного рынка образовательных услуг также является возрастающая конкуренция вузов за привлечение потенциальных студентов. В феврале 2010 года студентами Сыктывкарского лесного института было произведено анкетирование учащихся выпускных классов с целью получения данных о потенциальных абитуриентах института, их предпочтениях и мотивах выбора вуза и специальности. Цели нашего исследования: ь Выяснить какой информацией владеют потребители услуг высшего образования, и какой она должна быть, чтобы повысить роль вуза в управлении этим процессом; ь Выработка «мотивационного профиля» абитуриента; ь Выработать рекомендации вузу по изменению уровня, качества, системности информации о высшем образовании. Задачи исследования: 1. выявить степень и характер информированности абитуриентов о высшем образовании в г. Сыктывкаре; 2. определить основные источники, каналы информированности абитуриентов о вузах и высшем образовании; 3. изучить характер влияния внешних факторов на образовательные стратегии и выбор вуза. Объект исследования: ученики выпускных классов Предмет исследования: влияние уровня и качества информированности на предпочтения абитуриентов в выборе вуза, мнение абитуриентов о Сыктывкарском лесном институте. Эмпирическая база - анкетный опрос учащихся 11 классов, МОУ школа №36 (Сыктывкар) с углубленным изучением отдельных предметов. Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы: Сыктывкарским лесным институтом при формировании программ развития внешних коммуникаций, центрами профессионального ориентирования при составлении программ по повышению информированности абитуриентов на этапе выбора профессии и вуза; школами, при разработке плана профориентационной деятельности. 1. Маркетинговые исследованияМаркетинговые исследования - это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения. 1.1 Анкета в системе маркетингового исследованияНа втором этапе при сборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как анкетирование является одним из основных инструментов именно данного метода маркетингового исследования. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются: 1) по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.); 2) по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью); 3) по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус)); 4) по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная); 5) по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос). При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом: · да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»); · альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько; · ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ; · шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов. Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака. При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да - нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы. Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого. Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые…». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения. В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса. Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет): · возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия; · возможно получение добавочной информации. Недостатки подобных опросов: · трудно протоколировать ответы; · плохая сравнимость результатов; · трудность в обработке данных; высокие затраты. При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований - эта анкеты и механические устройства. Анкета - более распространенное орудие. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: - Закрытые - Открытые Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих. 1.2 Разработка анкеты. Сбор ответов. Обработка и анализ результатовАнкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна: - облегчить ответ опрашиваемого лица; - сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого; - позволить легко провести анализ. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто «для галочки», не зная предмета. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом. Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью. 2. Общая информации о СЛИ и школе №36, где проводилось исследованиеСыктывкарский лесной институт - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова» является обособленным структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова», находящимся вне места ее расположения.
Страницы: 1, 2, 3
|