на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование мнения потенциальных абитуриентов о качестве высшего образования в городе Сыктывкаре
p align="left">5.3. с высоким конкурсом при поступлении;

5.4. с высоким качеством образовательных услуг;

5.5. с высокой стоимостью образовательных услуг.

По данному вопросу были получены следующие результаты:

5.1 - средний балл 3,167 (5 - 9 чел., 4 - 3 чел., 3 - 2 чел., 2 - 3 чел., 1 - 7 чел.)

5.2 - средний балл 2,542 (5 -6 чел., 4 - 1 чел., 3 - 4 чел., 2 - 2 чел., 1 - 11 чел.)

5.3 - средний балл 2,583 (5 - 6 чел., 4 - 0 чел., 3 - 6 чел., 2 -2 чел., 1 -10 чел.)

5.4 - средний балл 2,792 (5 - 6 чел., 4 - 3 чел., 3 -4 чел., 2 -2 чел., 1 - 9 чел.)

5.5 - средний балл 2,375 (5 - 5 чел., 4 - 2 чел., 3 - 2 чел., 2 - 3 чел., 1 - 12 чел.)

Рисунок 11 - Восприятие школьниками СЛИ как вуз

По данному вопросу можно сказать, что Сыктывкарский лесной институт не имеет сильного влияния на рынке образовательных услуг в городе Сыктывкаре, т. к. все пункты получили достаточно маленькие баллы, ниже среднего. Большинство абитуриентов считает что СЛИ - это вуз с широкой известностью, со средним качеством образовательных услуг и средней стоимостью обучения.

6. На формирование моего мнения о Сыктывкарском лесном институте наибольшее влияние оказали (5 - наиболее значимому показателю, 1 - наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1)

6.1. Газеты, журналы, телевидение (СМИ)

6.2. Мнения тех, кто там учится

6.3. Мнения моих родителей

6.4. Мнения учителей

6.5. Другое (напишите, что или это)

Здесь были получены следующие ответы:

6.1 - средний балл 2,75 (5 - 8 чел., 4 - 1 чел., 3 - 3 чел., 2 - 1 чел., 1 - 11 чел.)

6.2 - средний балл 4,083 (5 - 16 чел., 4 - 2 чел., 3 - 2 чел., 2 - 0 чел., 1 - 4 чел.)

6.3 - средний балл 2,208 (5 - 5 чел., 4 - 1 чел., 3 - 2 чел., 2 - 2 чел., 1 - 14 чел.)

6.4 - средний балл 1,75 (5 - 3 чел., 4 -1 чел., 3 -1 чел., 2 -1 чел., 1 -18 чел.)

6.5 - средний балл 1,75 (5 -3 чел., 4 -0 чел., 3 - 3 чел., 2 - 0 чел., 1 -18 чел.)

В т.ч. в п/п 6.5. «Другое» указывалось: мнение друзей / родственников - 3 человека, а также «перечень специальностей, по которым производят обучение» - 1 человек.

Рисунок 12 - На формирование мнения о СЛИ повлияли

Как видно из результатов, на формирование мнения будущих абитуриентов о СЛИ в большей степени оказало влияние мнение тех, кто там учится, а менее всего мнение учителей.

7. Наиболее привлекательные в Сыктывкарском лесном институте для меня следующие специальности; (Выбрать 3 наиболее привлекательных)

7.1. Машины и оборудование лесного комплекса

7.2. Лесное и лесопарковое хозяйство

7.3. Технология деревообработки

7.4. Экономика и управление на предприятии

7.5. Технологий химической переработки древесины

7.6. менеджмент организации

7.7. Бухгалтерский учет и аудит

7.8. Другое (напишите какая)

По данному вопросу были получены результаты:

7.1 - 5 голосов (20,83%), 7.2 - 3 голоса (12,5%), 7.3 - 2 голоса (8,33%), 7.4 - 14 голосов (58,33%), 7.5 - 2 голоса (8,33%), 7.6 - 12 голосов (50%), 7.7 - 7 голосов (29,16%), 7.8 - 3 голоса (ПГС - 2, инженер -1) - 12,5%.

Рисунок 13 - Наиболее привлекательные в СЛИ специальности

Можно сделать вывод, что для абитуриентов наиболее привлекательными являются специальности: «Машины и оборудование лесного комплекса», «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации». А наименее привлекательными являются специальности «Технология деревообработки» и «Технологий химической переработки древесины».

8. Основным критерием выбора специальности считаю: (5 - наиболее значимому показателю, 1 - наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1)

8.1. Возможность найти работу

8.2. Интересное обучение

8.3. Наличие бюджетных мест или невысокая стоимость обучения на коммерческой основе

8.4. Престижность профессии.

8.5. Качественное обучение по этой специальности

По 8-му вопросы мы получили следующие результаты:

8.1 - средний балл 4,75 (5 - 22 чел., 4 - 0 чел., 3 - 1 чел., 2 - 0 чел., 1 - 1 чел.)

8.2 - средний балл 4 (5 -16 чел., 4 - 1 чел., 3 - 2 чел., 2 - 1 чел., 1 -4 чел.)

8.3 - средний балл 3,792 (5 - 15 чел., 4 - 1 чел., 3 - 1 чел., 2 - 2 чел., 1 - 5 чел.)

8.4 - средний балл 4,25 (5 - 16 чел., 4 - 4 чел., 3 - 1 чел., 2 - 0 чел., 1 -3 чел.)

8.5 - средний балл 4,25 (5 - 17 чел., 4 - 2 чел., 3 - 1 чел., 2 - 2 чел., 1 - 2 чел.)

Рисунок 14 - Основной критерий выбора специальности

Как видно из диаграммы, для школьников основным критерием выбора специальности является возможность найти работу, после окончания данного высшего учебного заведения, а менее важный критерий - это наличие бюджетных мест или невысокая стоимость обучения на коммерческой основе.

9. Здесь потенциальным абитуриентам было предложено сравнить Вузы г. Сыктывкара по следующим показателям.

Таблица 2 - Сравнение СЛИ с другими вузами г. Сыктывкара

Показатели

Сыктывкарский лесной институт

Другой ВУЗ (указать, какой)

В каком ВУЗе г. Сыктывкара обучается больше студентов

В каком ВУЗе г. Сыктывкара самые лучшие учебные корпуса

В каком ВУЗе г. Сыктывкара самые востребованные специальности

В каком ВУЗе г. Сыктывкара более профессиональные преподаватели

В каком ВУЗе г. Сыктывкара самый большой конкурс при поступлении

После окончания какого ВУЗа г. Сыктывкара выпускники легче находят работу

По данному вопросу были высказаны следующие мнения:

1) В каком ВУЗе обучается больше студентов: СЛИ - 7 голосов (31,82%), СГУ - 15 голосов (68,18%).

2) В каком ВУЗе самые лучшие учебные корпуса: Сли - 7 голосов (41,18%), СГУ - 9 голосов (52,94%), Мед. академия - 1 голос (5,88%).

3) В каком ВУЗе самые востребованные специальности: СЛИ - 9 голосов (47,37%), СГУ - 8 голосов (42,11%), Мед. академия - 2 голоса (10,53%).

4) В каком ВУЗе более профессиональные преподаватели: СЛИ - 11 голосов (50%), СГУ - 8 голосов (36,36%), Мед. Академия - 2 голоса (9,09%), КГПИ - 1 голос (4,55%).

5) В каком ВУЗе самый большой конкурс при поступлении: СЛИ - 9 голосов (50%), СГУ - 8 голосов (44,44%), КГПИ - 1 голос (5,56%).

6) После окончания какого ВУЗа выпускники легче находят работу: СЛИ - 14 голосов (66,67%), СГУ - 5 голосов (23,81%), КГПИ - 1 (4,76%), Мед. академия - 1 голос (4,76%).

Более наглядно эти данные можно представить на следующей гистограмме:

Рисунок 15 - Сравнение вузов г. Сыктывкара

Как мы видим, основная конкуренция по представленным показателям идет между двумя вузами Сыктывкара - Сыктывкарским лесным институтом и Сыктывкарским государственным университетом, а роль Медицинской академии и Коми государственного педагогического института, по мнению опрашиваемых, в общей доле рынка образовательных услуг незначительна.

10. Выскажите свое мнение о качестве образовательных услуг в г. Сыктывкаре.

По данному вопросы мы получили следующее: «Отличное» - 2 чел. (8,33%), «Хорошее» - 6 чел. (25%), «Удовлетворительно» - 9 чел. (37,5%), «Плохое» - 4 чел. (16,67%), «Затрудняюсь ответить» - 3 чел. (12,5%)

Рисунок 16 - Мнение о качестве образовательных услуг в г. Сыктывкаре

В частности, некоторыми школьниками были высказаны более развернутые мнения по поводу качества образовательных услуг в г. Сыктывкаре. Вот некоторые из них:

· «Я считаю, что в Сыктывкаре не очень высокий уровень образовательных услуг, но он выше, чем в других небольших городах России».

· «Я считаю, что в нашем городе нет хорошего места для получения хорошего образования. Самые распространенные - это СГУ и СЛИ, но в них не высокий уровень и само отношение к студентам тоже. Хотя СЛИ имеет хорошую репутацию. Просто в нем нет некоторых важных практических специальностей».

· «В целом хорошее. Но некоторые вузы потеряли свою престижность. Это не относится к СЛИ».

· И т.д.

4. Выводы по проведенному исследованию

Как удалось выяснить в ходе нашего исследования, среди факторов, влияющих на поведение потребителей в сфере высшего образования, особо выделяется степень информированности абитуриента о том или ином вузе. В процессе принятия решения о выборе высшего образовательного учреждения отмечается специфика в восприятии, отборе, использовании различной информации абитуриентом.

Характер влияния информированности на выбор образовательной стратегии и вуза в качестве дальнейшего места обучения: при столкновении с проблемой выбора высшего учебного заведения, современный абитуриент, прежде всего, сталкивается с проблемой поиска информации о вузах, а также отбора этой информации для принятия осознанного решения. Важную роль играют сложившееся в обществе мнение о том или ином вузе, представления ближайшего окружения, мнения учителей, преподавателей, родителей и знакомых.

Период сбора абитуриентом информации о вузах можно разделить на несколько этапов:

1. Обращение к СМИ. К ним относятся наиболее доступные каналы массовой информации - это случайно просмотренные телевизионные передачи. Несмотря на осознание необходимости обращения к специальной информации, такая форма сбора информации используется бессистемно из-за временных и других затрат: «просто надо еще дойти до киоска, почты, заполнить какие-то бланки, потратить время…»

Современные исследователи, изучающие последствия воздействия массовой коммуникации на поведение людей, выделяют несколько концепций и теорий. Прежде всего - это влияние на установки. Оно включает в себя интеллектуальный компонент и компонент доверия, значительная часть психологической динамики носит эмоциональный характер. Иногда интеллектуальный и эмоциональный компоненты могут приходить в противоречие друг с другом. Абитуриенты негативно относятся к организации обучения в некоторых вузах, качеству знаний, которые дает вуз, но выбирают его из-за престижности. По их словам, через средства массовой информации проходит в основном только имиджевая информация, которая не раскрывает сути образовательного процесса в вузе.

Хотя сообщения, которые нацелены только на формирование положительного имиджа вуза не дают всей необходимой информации для принятия решения о выборе вуза, часто вызывают недоверие к вузу. Особое недоверие закрепляется при обнаружении расхождении сведений с действительностью.

2. Обращение к мнениям учителей, родителей, знакомых. В школе на мнение абитуриентов влияют учителя, которые часто заодно с родителями. Это объясняется высокой степенью доверия к данному источнику получения информации - абитуриенты верят, прислушиваются к мнениям людей из ближайшего окружения потому, что у последних намного больше опыта.

Как показал анкетный опрос, большинство респондентов, ответили, что на них при выборе вуза повлияло мнение самих студентов - их знакомых - более 80%.

Проведенное исследование позволило прийти к следующему утверждению. Информированность напрямую влияет на предпочтения абитуриентов в сфере высшего образования.

1. Информация, выполняя множество функций, помогает современному абитуриенту адаптироваться в быстроменяющихся условиях рынка образовательных услуг. Особое значение имеет уровень и степень информированности: обладая достоверными и полными сведениями об условиях обучения, перечне специальностей и конкурсе на них, формах вступительных экзаменов, программе обучения, возможностях дальнейшего трудоустройства, достижениях вуза, абитуриент принимает осознанное решение о выборе вуза и выработке дальнейшей образовательной стратегии.

2. Проблема низкой информированности характеризуется:

* Отсутствием системной информационной политики в вузах. Высшие учебные заведения зачастую не имеют четкой стратегии позиционирования своего учреждения, рациональных методов управления каналами информации и информирования населения о предоставляемых услугах;

* Существованием барьеров разного происхождения в получении информации о вузе. Экономические - необходимость тратить дополнительные средства на получение достаточного количества информации для принятия решения о поступлении. Временные - требуется время на поиск дополнительных сведений о вузах. Когнитивные - отсутствие полного и подробного описания имеющихся специальностей и содержания профессиональной деятельности, льгот при поступлении, конкурсов на различные специальности, форм вступительных экзаменов, а также семантические - неадекватная интерпретация сведений о вузах;

* Большим влиянием обыденного общественного сознания на предпочтения в выборе вуза и специальности, сложившихся в обществе стереотипов об уровне престижности профессии и доступности высшего образования.

5. Рекомендации СЛИ по результатам опроса

В условиях формирования новых механизмов функционирования рынка образовательных услуг перед руководством высших учебных заведений остро встаёт вопрос о необходимости считаться с законами и требованиями современного рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной и управленческой деятельности к меняющейся ситуации в образовательной среде.

Сыктывкарский лесной институт занимает достаточно уверенные позиции на рынке образовательных услуг, как в самом Сыктывкаре, так и в Республике Коми. Однако большинство сегодняшних абитуриентов не обладают достаточной информацией о вузе, на их мнение в основном влияет мнение тех, кто учится в данном учебном заведении. СЛИ в глазах абитуриентов и их родителей не самый престижный вуз, т. к. относительного данного вуза ходят различные негативные слухи, которые ничем не подкреплены, например, что СЛИ не прошел обязательную государственную аттестацию и аккредитацию, что в ближайшем времени институт перейдет из разряда высшего учебного заведения в разряд техникума, хотя данные сведения абсолютно не имеют никаких оснований.

Для увеличения желающих обучаться в СЛИ, для повышения престижности и конкурентоспособности вуза можно предложить следующие рекомендации:

· СЛИ необходимо давать как можно больше информации в СМИ об образовательных услугах, условиях поступления, о достижениях вуза, о его научных заслугах и наградах, т. к. это может способствовать формированию положительного имиджа вуза, а, следовательно, увеличить его престижность;

· Необходимо вести работу с абитуриентами, проводить тестирования на профессиональную пригодность и предлагать абитуриентам возможные направления для поступления, варианты специальностей, которые доступны в СЛИ, т. к. некоторые школьники до последнего момента не могут определиться со специальностью, которую они хотели бы получить в вузе;

· Важно, чтобы вуз информировал население о востребованности выпускников в разрезе специальностей, т. к. абитуриенты должны быть уверены в том, что их образование значимо для общества и что они смогут найти соответствующую работу;

· Следует внедрять систему скидок и надбавок на платные образовательные услуги, т. к. большинство абитуриентов все-таки поступают в вуз на условии полного возмещения затрат на обучение, потому что очень мало бюджетных мест и конкурс на эти места очень большой;

· Т.к. большинство респондентов ответили, что на формирование их мнения о СЛИ наибольшее влияние оказало мнение тех, кто там учится (более 80%) необходимо вести работу и в самом институте, проводить исследования среди студентов и выяснять их проблемы, их претензии, их пожелания по усовершенствованию работы преподавательского состава в частности и всего института в целом.

· При сравнении вузов большинство респондентов указали, что учебные корпуса СГУ лучше, чем СЛИ, поэтому нужно совершенствовать учебные корпуса и кабинеты, внедрять новые технологии, инновации. Например, в большей мере переходить на компьютерные технологии в подготовке лекций и семинаров, уходить от обычной и неинтересной «начитки» материала.

· Для формирования положительного имиджа и надежности СЛИ также можно вести работу с бывшими студентами института, которые после окончания вуза открыли свое дело или имеют престижные должности, чтобы те в свою очередь способствовали будущим выпускникам в прохождении практик, устройстве на работу, а также можно завести на страницах сайта СЛИ вкладку о выпускниках, которые бы рассказывали как им в жизни помог институт и чего они достигли благодаря учебе в СЛИ.

· Кроме того, можно вести работу по выпуску газеты о СЛИ (не внутри вуза, а за его пределами), которую можно распространять по школам для старшеклассников и их родителей. Выпуск газеты можно производить несколько раз в год. В данной газете можно печатать маркетинговые исследования СЛИ, достижения вуза, а также информацию по различным специальностям, с комментариями преподавателей и выпускников вуза.

· Также можно проводить различные конференции с участием преподавателей, студентов СЛИ и потенциальных абитуриентов, где бы обсуждались вопросы учебы и поступления в вуз и «горячие линии» со школьниками и их родителями, где те могли бы задать интересующие вопросы, касающиеся института. Причем информацию об этих мероприятиях необходимо освещать в СМИ и в самих школах.

Заключение

Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение потенциальных студентов, наиболее актуальная для государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования так называемых провинциальных городов, вынужденных вести конкурентную борьбу на два фронта: как с «местными» негосударственными вузами, так и с многочисленными филиалами столичных «собратьев». Очевидно, что отношение к данной проблеме не может быть однозначным, поскольку определяется совокупностью факторов, главными из которых выступают неудовлетворенная потребность локального рынка труда в профильных специалистах и качество их подготовки, обусловливающее уровень фактической востребованности выпускников учебных заведений.

Проведя данное исследования мы:

ь Выяснили какой информацией владеют потребители услуг высшего образования, и какой она должна быть, чтобы повысить роль вуза в управлении этим процессом;

ь Выработали «мотивационный профиль» потенциального абитуриента;

ь Разработали рекомендации для Сыктывкарского лесного института по изменению уровня, качества, системности информации о высшем образовании, по повышению конкурентоспособности вуза, а также по повышению престижности института.

К основным рекомендациям по усилению маркетинговой политики можно отнести следующее:

1. Повышение активности в области PR-публикаций в областных газетах, особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу.

2. Проведение работы в области информированности абитуриентов о востребованности специальностей, предлагаемых для получения в СЛИ.

3. Внедрение системы скидок и льгот для студентов, поступающих на платной основе.

4. Внедрение компьютерных технологий, расширение роли сети Интернет.

5. Проведение работы с абитуриентами, студентами, а также выпускниками вуза.

Сыктывкарский лесной институт - один из самых крупных и известных вузов не только в г. Сыктывкаре, но и во всей Республике Коми. Выпускники СЛИ широко востребованы на рынке труда. Однако кризис в системе образования дает о себе знать, поэтому как бы ни был хорош институт необходимо вести напряженную работу по привлечению абитуриентов, повышению его конкурентоспособности, формированию положительного имиджа. Именно на это должна быть направлена маркетинговая политика СЛИ.

Библиографический список

1. Большаков, Н.М. Учебно-методическое пособие по подготовке рефератов, контрольных и курсовых работ [Текст]: для студ. всех спец. и форм обучения / Н.М. Большаков, Ю.С. Новиков. - Сыктывкар: СЛИ, 2001. - 20 с.

2. Маркетинг в России и за рубежом [Текст]: журнал / Издательство «Финпресс». - 2005, №5. - М.: Финпресс, 2005. - 144 с.

3. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) [Электронный ресурс]: http://www.dis.ru/library/market/archive/2005/5/3905.html

4. Сайт Сыктывкарского лесного института [Электронный ресурс]: http://www.sli.komi.com/

5. Маркетинг: электронное пособие [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books/m21/

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.