p align="left">- нестабильность цен на мировых рынках сырья, составляющего основу республиканской экономики; - угроза остаться сырьевым придатком Центра России, если не развивать высокотехнологичные отрасли экономики. Таким образом, для полноценного развития региона необходимо применения маркетингового подхода. Следовательно, построение бренда республики необходимо начинать с повышения конкурентоспособности продукции местных производителей, насыщения внутреннего рынка и на основе достигнутого - позиционирование региональных товаров на межрегиональном пространстве. Поэтому для создания преуспевающего образа территории первоначально необходимо сформировать внутренний имидж Бурятии. Б) Внутренний имидж РБ. На сегодняшний день от обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависит стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, следовательно, и уровень и качество жизни людей. Рассматривая внутреннюю составляющую бренда нашего региона как некоторую идеологию населения, можно использовать его в качестве инструмента воспитания гордости к родному краю, следовательно, и всему, что несет региональную символику. В зависимости от того как воспринимает развитие территории проживающее на ней население и какую информацию передает во вне, зависит многое. Как справедливо заметил профессор РАГС Панкрухин А.П.: «Пока мы к иностранцам (в данном случае - ко всем нерезидентам) относимся лучше, чем к себе, они будут относиться к себе лучше, чем к нам». Полученные данные опроса, проводимого среди населения РБ в Интернете Данные сайта www.forum.buryatia.ru , могут ответить на вопрос: с чем, прежде всего, ассоциируется Бурятия у ее собственных жителей? Основным образным элементом для населения является оз. Байкал и Президент Республики, реже вспоминается восточная культура и буддизм, а в экономическом плане определенных ассоциаций вообще не возникает. Приведенные данные подтверждают тот факт, что образ Бурятии в сознании даже проживающего на её территории населения не обладает целостностью и своеобразием, которое отличало бы наш регион от прилегающих к нему территорий Иркутской и Читинской области. По данным экспертов Министерства экономики и социального развития РБ специально разработкой и построением благоприятного и привлекательного имиджа региона в Бурятии никто не занимался, и данный вопрос остается открытым[13]. Рассмотрим различные стратегии маркетинга территории применительно к нашему региону и в сравнении с Иркутской областью в целях выявления особенностей и наиболее оптимального варианта развития Бурятии. Как уже было рассмотрено выше, выделяют четыре основные стратегии маркетинга региона. Для РБ их реализация выглядит следующим образом. Так как маркетинг имиджа состоит в создании, распространении и обеспечении общественного признания положительного образа территории, то она не требует больших затрат на ее осуществление и реализуется посредством создания положительного информационного поля и пропаганды ранее созданных преимуществ территории. Основными преимуществами Республики Бурятия является географическое местоположение (близость к Байкалу, разнообразие флоры и фауны) и самобытность и уникальность культуры (центр буддизма в России, восточные традиции, уникальный этнос, историческое наследие). Однако усиленной пропаганды и информационного шума вокруг образа РБ не существует. В отличие от нашего региона, Администрация Иркутской области придерживается именно стратегии маркетинга имиджа, проводя презентации региона в Москве и зарубежных странах в рамках укрепления связей и демонстрации собственного потенциала территории, а также поиска новых инвесторов. Реализация стратегии маркетинга привлекательности с точки зрения резидентов для Республики Бурятия в ближайшее время невозможна, так как наш регион относится к депрессивным и показатели качества жизни населения довольно низкие. По оценкам экспертов наша республика занимает не выгодное положение - только 62 место по доле ВРП на душу населения[12]. Отставание от средне российского уровня в 1,77 раз. Даже на фоне соседнего Иркутска Бурятия выглядит не благоприятно. Отставание среднедушевого денежного дохода РБ на 30% от федерального уровня, численность населения с доходами меньше прожиточного минимума составляет 58% от общей численности населения (для сравнения по России -24,4%)[13]. Данный факт подтверждает и рост миграции населения в центральные районы России, особенно данная тенденция характерна для квалифицированных молодых кадров. То есть рассматриваемая стратегия подразумевает определенные затраты на создание привлекательных условий для жизни людей, к которым относятся развитая городская инфраструктура, наличие рабочих мест, достаточно высокий средний уровень оплаты труда, высокий уровень урбанизации, наличие системы сильной социальной поддержки населения. А вот для нерезидентов данная стратегия может быть осуществима, так как в её основе лежат особенности культуры и традиции региона. В туристском аспекте достопримечательностей у РБ много, а проявленный в последнее время интерес органов управления к историческому и культурному наследию Бурятии и выделение средств на восстановление, развитие и строительство новых зданий и сооружений (реконструкция Одигитриевского Собора, строительство главной улицы г. Улан -Удэ, выставочного комплекса) существенно наращивает важнейший козырь республики - культурную привлекательность. Бурятия - важнейшая составная часть туристских коридоров Москва - Владивосток - Япония, Москва - Улан-Батор - Пекин. Её туристская роль формировалась двумя факторами - удобным географическим положением (Транссибирская магистраль, Байкал, близость Монголии и Китая) и исторической судьбой. Поэтому опыт обслуживания интуристов в Республике Бурятия насчитывает уже более полувека. За это время сформировалась некоторая инфраструктура туризма, а также определенная культура, включающая в себя такие нематериальные активы, как кадры, профессиональные связи, проверенные временем экскурсии, методические материалы и т.д. Необходимо отметить следующий факт: в предложениях западных тур фирм по России, на международных выставках и в Интернете бренд "Байкал" очень популярен и пропускает вперед только такие российские туристские марки, как "Москва", "Санкт-Петербург", "Золотое кольцо", "Алтай", "Дальний Восток"[11]. Есть основания предполагать, что Алтай и Приморье более предпочтительны благодаря их лучшему географическому положению относительно главных российских въездных центров. Так, Алтай - это ближайший к Москве центр экологического туризма, а Приморье и Хабаровск близки Японии и Южной Корее. Но и туристическая отрасль развивается не такими быстрыми темпами как хотелось бы. По данным СМИ[22]: существует особенность сибирского региона, которая выражается в следующем - найти различия между брендом близлежащих регионов (Иркутска и Бурятии) очень трудно, так как эти регионы характеризуются одинаковым географическим положением, наличием одинаковых природных ресурсов, даже мировое наследие - оз. Байкал - бренд, который используется одинаково. Бренды «Иркутск» и «Бурятия» в предложениях тур операторов звучат значительно реже, и обычно как приложение к Байкалу. Поэтому, говоря об иностранном туризме в нашем регионе, будет целесообразно эти понятия - объединить и позиционировать совместно как Байкальский регион. Отдаленность Байкальского региона от российских ворот ограничивает число желающих посетить наш регион, особенно в последние годы, когда стоимость проезда по российским железным дорогам и авиационных перевозок почти сравнялась с мировыми ценами. Огромные российские пространства, отделяющие Сибирь и от западных границ нашей страны, и от восточных, делают неконкурентоспособной стоимость пассажирских и туристских перевозок по ним. Но с другой стороны эти пространства сами по себе являются мотивацией для западных туристов, что выражается, например, в относительной стабильности немецкого транзитного железнодорожного туризма. Байкальский регион, и Бурятия в первую очередь, для иностранных туристов остается транзитным (въездным/выездным) центром по отношению к таким, динамично развивающимся, рынкам, как Монголия и Китай. Однако, по оценкам экспертов[11] Бурятия нуждается в комплексном туристическом бренде. Байкал, безусловно, очень интересен для западного покупателя, однако совершенно ясно угадывается отсутствие четко продуманного бренда нашего региона, который бы сразу привлекал потенциального клиента. Пока нет четкой позиции в самоидентификации, что, в конечном счете, приводит к тому, что интересный в туристическом плане регион теряется на фоне других предложений. «Сибирь и Дальний Восток - наиболее перспективная территория для продвижения Байкальского горнолыжного продукта», - считает менеджер компании Green Express Ольга Рослякова[11]. У Байкальского региона есть ряд преимуществ, на которые необходимо опираться при продвижении горнолыжного продукта - регион может предложить натуральный снег, большой пространственный потенциал, комплекс уникальных услуг, идущих в сопровождение к собственно горнолыжному отдыху - катание на собаках, дайвинг, подледная рыбалка, фестиваль зимних игр. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся туристские ресурсы необходимо учитывать не только достоинства нашего региона, но и его недостатки. Таким образом, стратегия привлекательности может принести плоды только при ориентации на нерезидентов и постоянного усовершенствования условий жизни в республике. Некоторые вопросы предыдущей стратегии перекликаются и со стратегией маркетинга инфраструктуры, но здесь акцент делается на повышение притягательности территории для бизнеса. От предшествующего примера данная стратегия отличается ориентацией на бизнес-процессы и предпринимателей, на высокую степень цивилизованности рыночных отношений на территории. Здесь применяются такие механизмы как развитие и популяризация потенциала инфраструктуры, ее правовое, научно-техническое и кадрово-организационное обеспечение. По экспертным оценкам[14], Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пятерку лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций. За последние годы в столице РБ г. Улан - Удэ появилось немало деловых и торговых центров (Сагаан Морин, Центр красоты, Дом моды). Хороший аргумент маркетинга инфраструктуры Улан-Удэ - динамика и результаты развития аэропорта, железно - дорожного вокзала и автовокзала, а также появление новых операторов сотовой сети (МТС). Многократное расширение вокзального комплекса, рост качества услуг пассажирам и облегчение режима работы авиакомпаний становятся важными конкурентными преимуществами региона в борьбе за клиентов. Создание структур по поддержке предпринимательства - выделение из Союза промышленников Союза малого предпринимательства благоприятно влияет на продвижение их интересов на территории региона. Принятие законов Народным Хуралом, направленных на поддержку предпринимательства, проведение администрацией ежегодных конкурсов: 100 лучших товаров Бурятии, «Предприниматель года» приводят к повышению престижности и популярности бизнеса среди населения. С начала 90-х годов в Республике Бурятия ведется целенаправленная работа по повышению инвестиционной привлекательности территории. Привлечение иностранных инвестиций в республику осуществляется в виде прямых иностранных инвестиций (создание предприятий с иностранными инвестициями и филиалов) и иностранных кредитов, удельный вес которых составляет 0,5%[14] от общего объема инвестиций. Наиболее распространенной формой иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия, что характерно в целом для России, являются прямые инвестиции - вложения в создание предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), включая предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Наибольшее количество совместных предприятий создано со странами АТР[14]. Несмотря на то, что Бурятия имеет благоприятный инвестиционный климат, некоторые позиции делают республику малопривлекательной для иностранных инвесторов вследствие слабого производственного потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры и низких потребительских возможностей. К тому же сохраняется тенденция сокращения количества предприятий с иностранными инвестициями и в целом притока иностранных инвестиций. Необходимо осуществить комплекс мер, направленных на активизацию инвестиционного процесса в республике. От того, насколько успешно будет решаться эта проблема, зависит будущее экономическое развитие республики. Реализация стратегии инфраструктуры напрямую связана с развитием экономики региона. Экономикообразующий сегмент в регионе - промышленный сектор. Здесь сконцентрирована основная часть производственных фондов, занято большое количество работающего персонала, формируется более половины налоговых поступлений в бюджетную систему. В настоящий период экономическая структура республики представлена различными отраслями, как исторически традиционными - промышленность, сельское хозяйство, торговля, так и новыми, укрепляющими свои позиции в рыночной среде, - финансы, кредит, страхование, информационно - вычислительное обслуживание. Специализацию реального сектора экономики в регионе определяют агропромышленный, промышленный комплексы и строительство, на долю которых в отраслевой структуре ВРП приходится более 44 %. На сферу торговли, транспорта и связи -32,7%. С учетом данной специфики наиболее перспективными и динамично развивающимися являются: электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая и легкая промышленность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|