p align="left">И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие . Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипно-тизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика. И в этой связи весьма важной является следующая проблема: 3. ГИПНОЗ И СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ В ПОСТУПКАХ Система личности каждого человека представляет собой кар-кас ценностей типа «это -- хорошо», «это -- плохо» («любить лю-дей -- это хорошо», «красть -- это плохо», «чистить зубы -- это хо-рошо», «делать недобросовестно -- это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководству-ется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает пло-хим. Но состояние гипноза -- это состояние блокирования созна-ния не только для информации извне, но и для информации «из-нутри» -- из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо). Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слу-шателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сде-лать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психи-ческий диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» -- это не соответствует одной из их ценностных ориентации -- «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а за-чем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дис-комфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» -- приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку -- профессору реали-зовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» -- вот так он воспитан: «надо слушаться старших»). Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления -- собственная ценностная ориента-ция «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту бро-шюрку1», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» -- более силь-ная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее -- разорвали брошюрку, принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас до-минирует -- ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои ко-манды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, -- разорвали. Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности че-ловек может под гипнозом принести в жертву ради ценности по-слушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет? ...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по сво-ему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выпол-нил команду -- ценность «послушания» оказалась все-таки мень-шей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил ко-манду -- плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «по-слушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека». А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказа-ли, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «по-слушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали цен-ность «послушания») и, наконец, он выполнил команду -- «ударил ножом в грудь», но -- рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И та-ким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» -- удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого че-ловека (не убил). Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно вы-сокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и про-тиворечит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая -- «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации -- по его характеру). И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в соз-нании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соот-носится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость -- это плохо» -- это в сознании человека), а от системы ценностей под-сознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическо-му состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагно-стики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей. 4. ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИПНОЗА Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации -- инактивации сознания и, как следствие, активи-зации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека. И получается, что одна из основных целей гипноза -- выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психо-патологической диагностики. Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с челове-ком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осоз-навал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ре-бенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «за-былось» (оказалось, благодаря психологической защите вытеснен-ным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила ре-альная угроза»). Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсоз-нательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гип-ноз в этом случае называется регрессионным гипнозом). Более того, существует предположение, что подобная психоди-агностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней. В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фак-тор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это -- только приснилось однаж-ды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя -- эриксонианский гипноз. Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность -- заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль -- наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских мани-пуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, на-пример, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять. В гипнозе можно не только изменить физические способно-сти, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способ-ности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоя-нии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдува-нии стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны. Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну прак-тическую цель гипнотизации -- введение в состоянии гипноза учеб-ной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна). Определенное место в практическом приложении гипноза при-надлежит автогипнозу. 5. ГИПНОЗ, АВТОГИПНОЗ И МЕДИТАЦИЯ Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогип-ноз -- гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе -- введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гип-нозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основ-ном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по тех-нике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо инфор-мации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и тех-ника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации. 6. ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ГИПНОТИЗАЦИИ Под «технологией» в данном случае понимаются общие прин-ципы и условия гипнотизации, а под «техникой» -- конкретные дей-ствия гипнотизера. Одно из важных условий эффективного достижения цели гип-нотизации -- наличие у гипнотизера и гипнотизируемого особых черт личности. Поскольку известно, что ведущую роль в успешной гипнотиза-ции играет авторитет гипнотизера в глазах гипнотизируемого, то можно полагать, что сам процесс гипнотизации наступает до вну-шения сна -- за счет тех действий гипнотизера, которые направлены на формирование у гипнотизируемого, с одной стороны, доверия к себе (позитивное отношение в большей мере на рациональном уровне), а с другой -- расположение к себе (позитивное отношение на эмоциональном уровне). Обладание способностью (или -- вла-дение техниками) расположения людей к себе -- техниками ат-тракции -- залог успеха при гипнотизации. Другой важной чертой характера гипнотизера для достижения эффекта гипнотизации является уверенность в себе (в успехе свое-го дела) и способность к директивному (приказному) воздействию. Наличие этих качеств -- необходимое условие для достижения со-стояния гипноза. С другой стороны, наличие определенных черт личности у гипно-тизируемого может способствовать эффекту гипнотизации. Прежде всего речь идет о таком качестве, как гипнабельность, которая яв-ляет собой частный вид другого качества -- внушаемости. При этом следует отметить, что внушаемость бывает как состоянием личности (временным явлением у данного человека), так и свойством лично-сти (относительно постоянным -- в течение многих лет). В послед-нем случае говорят о внушаемой личности, которая характеризуется прежде всего склонностью к подчинению, конформизму (следова-нию за мнением других людей), а также и другими качествами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|