p align="left">Отсюда, чем более выражены перечисленные выше черты у гип-нотизируемого, тем эффективнее гипнотизация. Видели, наверное: на сцену к выступающему с опытами гипнотизеру поднимаются из зала люди, которые (многие из них) буквально за секунды оказы-ваются в гипнозе -- это происходит благодаря совпадению необхо-димых качеств гипнотизера и потенциального гипнотизируемого. Поскольку основной принцип гипнотизации -- создание усло-вий для уменьшения притока информации в сознание гипнотизи-руемого, то эффективность этого процесса зависит от эффектив-ности средств достижения инактивации сознания. Все методы «изоляции» сознания от «ненужной» информации можно разделить на две группы. Первую группу методов можно было бы назвать группой мето-дов «центрального действия». Принцип: вызвать торможение нерв-ных клеток центральной нервной системы, в частности -- коры го-ловного мозга, поскольку они ответственны за сознательную деятельность. К числу конкретных техник сюда относятся прежде всего вербальное внушение, осуществляемое как в гетерогипнозе, так и в автогипнозе («Вы очень хотите спать... спать...»; «Я очень хочу спать... спать...»). Кроме того, тот же эффект можно вызвать сенсорной перегрузкой -- посылкой непрерывно действующего сиг-нала: постоянный звук метронома, звук падающих капель, моно-тонный звук прибоя либо сигнала, воздействующего постоянно и достаточно сильно, что достигается непрерывным всматриванием в какую-либо блестящую поверхность. Вторую группу методов инактивации сознания можно было бы назвать методами «периферического воздействия». Принцип: блоки-ровка рецепторов органов чувств (зрения, слуха...), что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в мозг, в кору головного мозга; результат -- инактивация. В самом деле: закройте глаза -- и будет блокировка зрительных рецепторов, в мозгу умень-шится число активно действующих нейронов. А если еще и уши заткнуть... -- еще лучше для инактивации сознания. А если при всем при этом лишить человека обоняния, осязания (погружением тела в специальную жидкость), то наступит полная сенсорная деприва-ция и человек просто уснет (сознание инактивируется полностью) и будет видеть сны -- продукты активного подсознания. К этой же -- второй -- группе следует отнести и приемы само-расслабления, в частности приемы миорелаксации -- самопроиз-вольного расслабления скелетных мышц, что также уменьшает при-ток импульсов в мозг человека. Отсюда и конкретные техники гипнотизации: а) создать условия в помещении (приглушенный свет, возможность использовать монотонные звуковые сигналы и т.п.); б) испытуемого лучше положить, чем посадить в кресло, а тем более -- гипнотизировать стоя, поскольку релаксация достигается лучше, когда нет необходимости напрягать мышцы тела; в) одежда не должна стеснять, давить где-либо; г) испытуемому предлагают либо закрыть глаза (при технике сенсорной депривации), либо неотрывно смотреть на яркий пред-мет (не на электрическую лампочку, а, например, на стеклянный шар); д) производится вербальное внушающее воздействие:«Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смот-рите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд «теряет» предмет, Вы снова направляете его на предмет и удержи-ваете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, что-бы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмет и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено. А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А те-перь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное теп-ло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло охва-тывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне только о сне, о сне и ни о чем другом. Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать, Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд туманится, глаза жжет, Вы плачете. <...> Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вдохом Ваш сон все глубже, Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите» . Или -- более короткая формула: «Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяже-лым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тя-желыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!» . При этом важно отметить особенности речи гипнотизера: он должен строить свои фразы таким образом, чтобы свести к мини-муму напряжение, связанное с пониманием слов; чем проще фраза, тем легче реализовать заложенную в нее команду. Вызывая гипнотическое торможение подобными техниками, гипнотизер стремится сохранить при этом контакт с гипнотизиру-емым, добиваясь наличия раппорта -- особого вида связи гипноти-зера с гипнотизируемым, когда последний слышит только слова первого и выполняет только его команды. Вот пример внушения раппорта: «Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете от-вечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне». И именно наличием раппорта гипнотический сон отличается от физиологического сна, во время которого у спящего нет обратной связи с окружающими его людьми. К числу специальных техник для поддержания раппорта можно отнести подстройку (своеобразное копирование поведения гипно-тизируемого гипнотизером на первой стадии усыпления). Эффективность речевого воздействия повышается при учете каналов доступа -- своеобразного внутреннего языка мышления гипнотизируемого, который можно выявить до начала гипноза через анализ его взгляда. После наступления гипнотического сна нередко гипнотизер проводит диагностику его глубины следующей техникой: «Вы не сможете поднять руку, она очень тяжелая, она налита свинцом. По-пытайтесь ее поднять, и Вы не сможете это сделать... Попробуйте ее поднять... Попробуйте... и Вы не можете это сделать... Попро-буйте...» или то же самое на попытку расцепить руки или открыть глаза. Для той же цели используется весьма объективный показа-тель -- наличие или отсутствие анестезии (потери чувствительности к боли): «Вы ничего не чувствуете... Вы не чувствуете боли... Я колю Вас иглой, но Вы не чувствуете боли...», и если при уколе не срабо-тает защитный безусловный рефлекс отдергивания руки -- человек находится в достаточно глубоком гипнотическом сне. Осуществив во время гипнотического сна (или гипнотического транса) необходимые внушения и таким образом достигнув постав-ленной цели, гипнотизер переходит к технике выведения гипноти-зируемого из состояния сна, произнося примерно следующее: «Сей-час я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчится, я буду считать от пяти до одного. Когда Вы проснетесь, Вы будете чувствовать себя здоровым, отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали. А теперь я считаю и на счет «один» Вы проснетесь: пять... четыре... Вы начинаете просыпаться... три... два... один! Откройте глаза!». Говоря о технике гипнотизации, нельзя не затронуть проблему, поднимаемую практически каждый раз, когда речь заходит о гип-нозе: любого ли человека можно загипнотизировать? 7. ГИПНОТИЗАЦИЯ ПОМИМО ВОАИ ГИПНОТИЗИРУЕМОГО (ИЛИ: ИСПЫТАЙТЕ СЕБЯ) Вне всякого сомнения, если гипнотизация будет происходить против воли (желания) гипнотизируемого, то вероятность дости-жения гипноза почти нулевая. Но -- «почти», ибо если гипнотизи-руемый достаточно гипнабельный по своему складу личности че-ловек (см. предыдущий раздел), а у гипнотизера резко выражены необходимые ему черты личности, то при достаточно длительном воздействии можно достичь цели гипнотизации -- вызвать гипно-тический сон. И этого же эффекта можно достигнуть при постоян-ном воздействии на человека монотонными раздражителями (звук падающих капель, метроном и т.п.) Представьте себе: человек на-ходится в изолированном небольшом помещении, слабый, слегка приглушенный.свет, постоянный звук метронома или иной мало-дифференцированный звук (но не резкий, не громкий, а монотон-ный, постоянно «тикающий»). Одновременно в динамике также постоянный, слегка приглушенный голос гипнотизера, произнося-щий: «Вы хотите спать... Вас тянет в сон...». И все это не пять ми-нут, а час, второй, третий... И надо уметь «отключаться» от внешних раздражителей (владеть теми же приемами медитации), уйти в свои мысли, поставить вполне осознанно своеобразный блок между сво-им сознанием и этими внешними сигналами, чтобы противостоять этому суггестивному (внушающему) воздействию. Не каждый это сможет сделать. И если Вы хотите знать, можете ли Вы также бло-кировать подобные воздействия, то проведите эксперимент: читая эту книгу, включите телевизор, чтобы там что-то говорили, вклю-чите достаточно громко... Можете осознавать прочитываемое? Не мешает диктор телевидения? Если не мешает, -- хорошо, можете противостоять внешним воздействиям, уйти от внешних раздражи-телей (как это делает автор: пишет эти строки при говорящем те-левизоре... о чем это он там? -- о съезде какой-то партии). Несколько легче достигнуть гипнотизации, когда она осуществля-ется помимо (а не против) воли человека, т.е. когда человек не выра-жает стремления к взаимодействию с гипнотизером, но и не проявляет активного сопротивления. И совсем легко это сделать (опытному гипнотизеру) тогда, когда человек согласен гипнотизироваться. Вот так можно ответить на достаточно часто задаваемый вопрос: любого ли человека можно загипнотизировать? Любого, если будет его желание гипнотизироваться, а гипнотизер будет обладать для этого профессиональными качествами; практически любого, не со-противляющегося гипнотизации; некоторых даже сопротивля-ющихся, но при создании особых условий (например, сенсорной депривации и т.п.), следовательно, невозможно загипнотизировать некоторых сопротивляющихся (владеющих техникой «медитацион-ной изоляции») даже при создании особых условий; невозможно загипнотизировать в очень редких случаях не сопротивляющихся сознательно гипнозу (вполне возможно, что этому сопротивляется их подсознание); невозможно загипнотизировать в очень редких случаях, когда гипнотизер и гипнотизируемый обладают выражен-ными чертами характера, которые прямо противоположны необхо-димым для гипноза; всех остальных загипнотизировать профессио-налу не стоит никакого труда (даже Ваш покорный слуга в 19 лет, только что назначенный старшим фельдшером в дом психохроников, без труда загипнотизировал больную, отказывавшуюся есть, и скор-мил ей целую тарелку оставшегося от ужина пюре... Правда, он при этом не смог сразу вспомнить, как выводить из гипноза (вот страху натерпелся), но потом вспомнил, и все кончилось хорошо. Так что это не сложно, если, конечно, не забыть технику...). 8. ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ В постгипнотическом состоянии различают два аспекта: пост-гипнотическую амнезию и постгипнотическое внушение. Рассмотрим каждый из них в отдельности. 8.1. Постгипнотическая амнезия Как правило, после гипнотического сеанса наступает гипноти-ческая амнезия -- забывание того, что происходило с человеком во время гипноза. На самом же деле человек не «забыл», что было, а не знает, что с ним происходило во время гипноза, поскольку его со-знание было выключено, а все, что внушалось, адресовалось ин-формационному полю подсознания. Однако если гипнотическое состояние было не глубоким, т.е. сознание выключено не полностью (как это бывает при гипнотическом трансе), то, пробудившись, че-ловек может «вспомнить» -- воспроизвести некоторые фрагменты этого сеанса гипноза. Чтобы этого не произошло (когда это необ-ходимо в психотерапевтических целях), человеку, прежде чем про-будить его, внушают, что он «ничего не помнит, что с ним происхо-дило в гипнозе». В результате, различают спонтанную постгипнотическую амне-зию (самопроизвольную, когда гипноз был глубоким) и внушенную постгипнотическую амнезию. А теперь -- о постгипнотическом внушении. 8.2. Постгипнотическое внушение Здесь речь пойдет не о процедуре внушения после гипнотиче-ского сна, а о действии того внушения, которое проводилось во время гипноза, действии, которое проявляется уже после гипноза. Отсюда, точнее было бы говорить о «постгипнотическом состоянии», а не о «постгипнотическом внушении»; но сильны стереотипы, принято говорить именно так («постгипнотическое внушение»), а не иначе. Мы же с Вами, говоря «постгипнотическое внушение», будем всегда иметь в виду «постгипнотическое состояние» (постгипнотические действия) -- состояние психики человека, вызванное предшеству-ющим гипнотическим внушением. Дело в том, что внушенные в гипнозе установки, желания, по-требности могут действовать и после выхода человека из гипноза («Когда Вы проснетесь и если увидите..., то у Вас возникнет желание сделать...»). При этом важно, что, совершая поступки, внушенные в гипнозе, человек, не зная их истинной причины, начинает при-думывать для себя объяснение, почему он сделал так. Вот пример, используемый Вашим покорным слугой на лекциях для доказатель-ства своим слушателям, как часто мы придумываем себе объясне-ние своего поведения. «Послушайте "Притчу о зонтике"1. Некая женщина лечилась у психотерапевта от нервного заболевания. Он ее лечил гипнозом. Женщина пришла на очередной сеанс лечения. Правда, день был дождливый, поэтому она пришла с зонтиком, сложила его, повесила в приемной на вешалку и прошла к врачу в кабинет. Тот ее усадил в кресло, усыпил (выключил сознание) и стал ей внушать то, что было положено по лечению. А затем решил провести небольшой опыт. Он ей внушил, что, когда она проснется и выйдет в прием-ную, она возьмет свой зонтик и раскроет его. Вот такую программу поведения он заложил в ее подсознание. Естественно, женщина об этом ничего не знала, она проснулась, поблагодарила врача, вышла в приемную, сняла с вешалки зонтик и... раскрыла его (естественно). -- Простите, зачем Вы это сделали? -- спросил ее врач. Женщина была в замешательстве, ибо она сама не знала, почему она так сде-лала. Но надо знать психологию людей! Наверное, больше всего на свете они не любят говорить, что не знают, почему они поступили так, а не иначе. "Что ж, я уж совсем того, что ли..." - и придумыва-ют объяснение. Придумала и эта женщина. Но поскольку она была в некотором замешательстве, то сначала она придумала явную не-лепость: Я хотела посмотреть, нет ли в нем дырки. Да, но ведь это Ваш зонтик, -- продолжал вести свою "игру" врач, -- и Вы знаете, что в нем никакой дырки нет. -- Верно, верно, доктор! Конечно же!.. Я раскрыла его, чтобы посмотреть: высох он или нет, -- наконец нашлась женщина. Понятно. Женщина придумала вполне приемлемое объяснение своему поведению. Но не это интересно (хотя и любопытно). Воз-никает другой вопрос: можно ли, не прибегая к помощи врача, ей доказать, что она придумала это объяснение, что она говорит не- 1 Этой «Притче о зонтике» в данном «Приложении» посвящена специаль-ная статья, и можно было бы попросить уважаемого читателя обратиться к ней, а не представлять ее здесь, в статье о гипнозе. Однако здесь, в этой статье ак-цент делается совсем на ином понимании той притчи. А посему автор повто-ряет ее здесь (с иной, разумеется, интерпретацией), за что он просит извине-ние у своих редакторов (и читателей), не любящих повторов в тексте. правду? Нет и нет. Ибо она сама теперь в это придуманное объясне-ние верит. В самом деле, возможно ведь такое, что мы открываем зонтик, дабы убедиться, что он уже просох? Вполне возможно. Следо-вательно, это придуманное объяснение в отличие от первого (явная глупость: "посмотреть, нет ли в нем дырки") может иметь право на существование. А раз может -- значит, имеет, решает сознание (как видим, и оно не без пороков). Ибо в нем нет истинного мотива по-ведения. Но оно -- сознание -- не хочет выглядеть плохо в глазах других людей, поэтому путем перебора возможных объяснений (за-чем люди открывают в помещении зонтик) находит вполне прием-лемое. И теперь женщина свято верит в это объяснение, на костер пойдет убежденная, что именно поэтому она его раскрыла в при-емной. Но мы-то с вами знаем, что это не так. Но доказать ей -- невоз-можно (не прибегая к помощи врача). И эта ситуация -- причина многих конфликтных ситуаций вроде той...» Прервем на этом лекцию, поскольку наш интерес в данном слу-чае -- не то, как люди придумывают объяснение своего поведения в конфликтной ситуации, а что люди вообще могут «вести себя» не по своей воле, под влиянием гипноза и -- главное -- не знать об этом (и придумать для себя, для окружающих причину, как это женщина с зонтиком. Запомните этот пример.) А для нас сейчас важно следующее: так в принципе можно вну-шить многие действия (а не только раскрыть зонтик в помещении). И будут ли они -- эти действия -- реализованы или нет, это зависит от двух факторов: а) от силы внушения (величины ценности послу-шания гипнотизеру) и б) от степени выраженности тех собственных ценностей, с которыми может вступить в противоречие ценность послушания (ведь не для всех же людей ценность «не убий» является сверхвысокой ценностью, для кого-то она «просто высокая», а для кого-то -- «так себе... средняя»). Вот, например, человеку внушили, что, после того как он проснется и увидит, как гипнотизер снимает очки, он должен подойти к окну и его раскрыть. Как очевидно, в постгипнотической реализации этой команды не было проблемы, поскольку действие «открыть окно» не вступало в конфликт с ка-кими-либо собственными ценностями. А если: «когда гипнотизер снимет очки, то Вы должны подойти к человеку, одетому в... взять у него из рук брошюрку и разорвать ее...»? И это скорее всего будет реализовано, ибо у большинства «брошюрка» -- не Бог весть какая ценность. А тогда вот еще: «когда по телефону Вы услышите мелодию песни "Летите голуби, летите", Вы должны подойти к окну, открыть его и полететь, как птица. При этом Вы никуда не упадете, Вы полетите, как птица...» и человек в результате такого гипноза, сняв после телефонного звонка трубку и услышав мелодию, подходит к окну, открывает его и... бросается вниз! «Нелепое самоубийство!» -- в вечерних газетах. Да, это то, что называют зомбированием. Причем современная техника гипнотизации достигла такого совершенства, что вовсе нет надобности человека предварительно погружать в гипнотический сон, все делается тоньше и «изящнее». Но принцип тот же -- след-ствие гипнотического внушения, зомбирование. Например, перед человеком ставит такую проблему, для решения которой ему сей-час необходимо максимально сконцентрировать свое внимание; в результате -- в бодрствующем состоянии -- возникает состояние нормальной доминантности, что сопровождается сужением созна-ния -- благоприятным условием для словесного внушения, проговаривания кем-либо определенных фраз, но таким образом, чтобы человек их слышал (ухом), но не обращал бы на них внимания (ибо решал в этот момент сложную задачу). И тогда эти фразы проникают в подсознание, и оттуда начинают влиять на поведение человека. Происходит зомбированность поведения (на этом принципе по-строен и «эффект 25-го кадра»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|