на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие рекламы в Азербайджане
p align="left">Азербайджан как рекламная страна, впервые за свою историю была представлена на 35-ом съезде МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМНОЙ АССОЦИАЦИИ (МРА) в Сеуле. А в 12-го декабря 1996-го года на собрании исполнительного комитета МРА, в Чикаго, 15 азербайджанских рекламистов были выбраны членами Ассоциации. В том же собрании был основан отдел МРА в Азербайджане.

В 1997-ом году, Милли Меджлисом Азербайджанской республики был принят закон о рекламе. Этим законом была сформирована нормативно-правовая база относительно отношений складывающихся на рекламном рынке Азербайджана.

В 1997-ом году завершился первый этап формирования рекламного рынка Азербайджана и начался переход ко второму этапу который продолжается по сей день. За прошедшие 13-14 лет со дня распространения первой коммерческой рекламы на этом рынке появились сотни рекламных фирм, организаций и агентств которые достигли успехов не только на отечественном рынке, но и за его пределами.

В 2007-ом году рекламному агентству McCann Erickson Azerbaijan удалось впервые за всю историю азербайджанского рекламного рынка, вывести свою работу на международный уровень и добиться признания со стороны известной мировой компании.

Рекламная кампания «Ьnsiyy?t? Qarэю» («Окунись в Общение») торговой марки NESCAFЙ® 3 в1 победила в номинации «Best practice» («Лучшее исполнение») получив высокую оценку специалистов Стратегического Бизнес-подразделения по Кофе и Напиткам компании Nestlй.

Данная кампания была разработана рекламным агентством McCann Erickson Azerbaijan в 2006 году для торговой марки NESCAFЙ® 3 in1 и была успешно реализована в Азербайджане и странах Центральной Азии.

В конце 2009-го года Азербайджанский Маркетинговый Журнал MAK.AZ представил итоги года.

По версии MAK.AZ, самым лучшим рекламным роликом года с точки зрения позиционирования был признан рекламный ролик “Unibank”-а по денежным переводам.

Самая креативная наружная реклама - автобусные держалки “Cherry Cola” и “Chitto Gurito”

Рекламное лицо года - Айсель Теймурзаде / Danone

Спонсорство года - Unibank Премьер Лига

Некоммерческая реклама года - Бакинский Фестиваль Мугама

Ребрендинг года - Bakcell

Печатная реклама года - Hyundai Genesis - Mercedes v? BMW-y? meydan oxuyur (Hyundai Genesis - кидает вызов Mercedes и BMW)

2010-й год, запомнился еще одним успехом для отечественной рекламы.

Управляющий отдела корпоративной ответственности компании Azercell, Ульвия Гасанзаде стала финалисткой конкурса “PR People Awards” проводимой агентством “PR NEWS ONLINE”.

Этот успех компании стал неслучайным. Так, за историю своего существования, компания систематически реализовывала такого рода проекты, среди которых можно выделить “Mobil Diю Klinikasэ”(Мобильная Стоматологическая Клиника), “ H?r uєaрэn ail?y? ehtiyacэ var”(Каждый ребёнок нуждается в семье), конкурс “Skills@Work” и т.п.

Глава 2. РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК АЗЕРБАЙДЖАНА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ

Реклама в Азербайджане представлена во всех основных медиа. Большая часть рекламных бюджетов уходит традиционно на телевидение, на каналы с национальным охватом. Сейчас наши компании в основном тратят 95% рекламного бюджета на Телевидении и на радио. Интернет получает символический процент. Также приоритетным у рекламодателей является размещение наружной рекламы в столице, г. Баку. Это стратегическая ошибка маркетинговых отделов многих азербайджанских компаний. Во всем остальном мире уже давно пришли к выводу, что между разными вариантами рекламы нужно выбирать по их эффективности, а не по старой привычке.

В Азербайджане львиная доля рекламы приходится на ТВ и рекламные щиты. При этом, ТВ аудитория сильно разделилась, большинство целевой аудитории с покупательной способностью переключилось на кабельное телевидение или свело просмотр ТВ к минимуму, получая новости, информацию и даже просматривая фильмы по интернету.

Рекламные же щиты - это очень пассивный вид рекламы, по сравнению с частичной интерактивностью ТВ и абсолютной интерактивностью Интернета.

Это вызывает с одной стороны постоянный рост цен на этих носителях, а с другой стороны, как следствие, слабое развитие рекламы в регионах Азербайджана.

Сегодня на азербайджанском рынке рекламная деятельность цивильно не осуществляется. Если некая крупная компания в стране занимается производством той или иной продукции или же оказанием услуг, то в то же время создает свою рекламную компанию. В целом, порядка 80% рынка приходится на долю подобных компании. Как говориться, компания сама «сеет», сама «собирает» и сама же продает. Но это не правильный подход.

Таким образом, существующие в стране рекламные компании остаются в стороне. Поэтому на независимые рекламные агентства и компании подпадает весьма незначительный рыночный пай. В результате потребность в рекламных компаниях в стране стремительно уменьшается.

Так, например если за последние три года (2006-2008), число рекламных компаний увеличивалась в среднем на 26 компаний в год, то в 2009 году рекламный рынок страны пополнился всего на одну компанию и составил в целом 352 предприятий.

С другой стороны, в Азербайджане помимо крупных компаний, действуют и другие монопольные структуры. В частности, уличную рекламу в столице монополизировало Управление рекламы и информации Бакинской городской мэрии. Эта структура создала свои рекламные компании, и практически монополизировала уличную рекламу в городе, и не допускает другие компании к этому рынку. Даже если допускает, то другие рекламные компании и агентства с большими сложностями получают не более 3-10% от объема рынка.

Правда, положение на рынке рекламы на транспорте более нормальное. После получения регистрации в ведомстве Государственной дорожной полиции и частные рекламные агентства могут работать. Но в последнее время некоторые компании монополизировали рекламу и в новом столичном общественном транспорте. И не каждое агентство и компания может дать рекламу на этих автобусах. Причем, в общественном транспорте указывается, что рекламу на автобусе можно дать, только обратившись в конкретную рекламную компанию. Поэтому рекламистам для дачи рекламы в общественном транспорте необходимо обратится к компании, имеющей возможность дачи рекламы в автобусах.

В Азербайджане сложность заключается в том, что монополии фактически находятся «в руках» чиновников, работающих в руководящих должностях. То есть, по сути, сегодня чиновник и предприниматель объединились, таким образом, сформировалась монополия. Это понятная формула. В то время как, должна быть разница между чиновником и предпринимателем.

Неудивительно что, общий доход от продажи товаров, продуктов и услуг в стране стабильно рос до 2006-го. Начиная с 2007-го по 2009-ый наблюдался спад, т.к. в 2007-ом начался мировой финансовый кризис, что повлиял и на наш рынок.

Необходимо создать такое положение, чтобы чиновник делал свою работу, а предприниматель на рынке свою. Чиновникам необходимо разрабатывать надлежащие законы для деятельности на рынке, а предпринимателям важно руководствоваться этими законами для деятельности и развития на рынке. В таких условиях, на Азербайджан, который является небольшой страной, не будет оказывать влияние некий кризис. Но есть на рынке монополия, то будет и инфляция, и кризис. Рынок необходимо разделить, разграничить. В одной стороне должны быть рекламодатели (рыночные субъекты, компании), в другой - рекламные агенты, которые на основе заказа составляют рекламу, и передают так называемому производителю (телевидение, уличная реклама и пр.) структуре, занимающейся размещением рекламы.

Хотя первый удар кризиса принимает на себя реклама, в Азербайджане это не наблюдалось, по крайней мере этому свидетельствуют данные об общем доходе от рекламной деятельности наших предприятий. К 2009-му году он, составил 19 724 800 манат в то время как в 2001-ом году данный показатель был почти в 19 раз меньше. Если в 2006-ом году, наблюдался некий спад, то начиная с 2007-го года доходы только росли.

Доходы от планирования, создания и размещения же рекламы менялись относительно общего дохода от рекламной деятельности.

Тем не менее, для исправления ситуации на рынке, в частности, в плане уличной рекламы необходимо полномочия по размещению уличной рекламы передать столичным муниципалитетам, забрав их у Управления рекламы и информации Бакинской городской мэрии. В Баку действуют 49 муниципалитетов, и единственная структура, которая может размещать уличную рекламу, а именно управление при мэрии, при таком положении естественно может быть сформирована монополия. Такое монопольное положение во вред общему развитию страны.

Хотя доходы от продажи и аренды рекламного времени и места с 2005-го года стремительно росли, но это не показатель развития рынка рекламы в пользу рекламного предпринимательства, если учесть что наружную рекламу и рекламу на транспорте и пр. законодательно контролируют органы исполнительной власти. Что касается рекламного времени, то это относится в первую очередь рекламе в ТВ, а во вторую рекламе на радио, в долю первого относится львиная доля рекламного рынка страны поэтому их доходы в этой сфере были также не малы.

Сейчас необходимо развивать рынок рекламы, сформировать конкурентную среду. Порой различные предприниматели различными «скрытыми» путями ввозят на рынок Азербайджана продукцию, и потребители не знают - покупать ее или нет. До сих пор пока в Азербайджане нет конкуренции, нынешняя ситуация будет продолжаться.

Считаю, что больше рекламы должно быть именно в газетах. В то время как, в газетах по сути рекламы нет, они разделились на оппозиционные и проправительственные газеты. Если в стране будет сформирована нормальная среда, то вероятно придется создать новые печатные издания.

Сегодня ни в одной стране мира, нет такой практики, чтобы рекламная отрасль была сконцентрирована в руках одной структуры, что, по сути, означает монопольное положение. С другой стороны, в Азербайджане фактически отсутствует так называемый «средний бизнес», точнее «среднее предпринимательство», которые и составляет основу рекламного бизнеса. Мы же не можем в масштабах мировой экономики рекламировать нефть, как продукт. Необходимо развивать производство, предпринимательство для увеличения количества рабочих мест.

Несмотря на все вышеуказанные показатели нельзя полагать что кризис не повлиял на отечественный рынок рекламы. Многие азербайджанские компании в последние годы стараясь сэкономить свои расходы, вдвойне уменьшили свои расходу на рекламу, чтобы устоять кризису. К тому же снижение расходов более всего просачивается в отраслях более подверженных влиянию кризиса, таких как банки, строительство, продажа автомобилей.

В основном на создание рекламы расходуется лишь 20-30% рекламного бюджета, а оставшаяся большая часть расходуется на ее распространение.

На фоне уменьшающихся расходов на распространение рекламы, во время кризиса, доходы от него, а также от прочих услуг в рекламной деятельности значительно уменьшились - 1 905 600 и 446 500 манат соответственно на 2009 год.

Многие международные и транснациональные компании а также их дистрибьюторы уменьшили свой рекламный бюджет на 15-20%, а более мелкие отечественные компании в последние годы размещают свою рекламу в более дешевом, но в достаточно эффективном интернете. Данная ситуация на рынке поставило в трудное положение рекламные агентства, у которых уменьшилась работа. А если нет работы и прибыли не будет. Единственным выходом из данного положения может быть снижение цен. В Союзе Рекламистов сообщается что, из-за высоких цен на наружную рекламу в стране, многие компании отказываются давать сюда рекламу. По этой причине отмечается что в Совете Тарифов ( Tarif Юurasэ) необходимо уменьшить цены в данной сфере на время кризиса.

Снижения наблюдаются также в рекламе бытовой технике, в сфере в которой раньше рекламе уделялось большое внимание. Тут уменьшения колеблятся в пределах 40-50%. Но следует также отметить что, реклама бытовой техники начиная с 2010 года, постепенно набирает свои силы и стремится вернуть себе былое лидерство на рынке. В развитии рекламы в данной отрасли велика работа таких компаний как Baku Electronics, Bakond, Soliton и т.д.

Что касается расходов на рекламную деятельность, то надо отметить, что начиная с 2007-го года, рекламная деятельность, занимала достаточно высокий удельный вес в смете расходов наших предприятий в данной сфере и увеличиваясь из года в год, на фоне уменьшающегося влияния кризиса, составив в 2008-ом году 16 019 100 манат, когда больше всего рекламировались квартиры, банковские услуги и товары больше всего итересующие домохозяек. 2009-ом, же году, расходы на рекламу составили 96% общих расходов предприятий - 17 030 400 манат, в данный период более активными оказались реклама компьютерной и бытовой техники, последняя продолжает рекламную активность и по настоящее время.

А в рекламе некоторых товаров, в отличии от банков, строительства и автомобильного бизнеса, напротив наблюдается рост, к таким товаром относятся, в основном продукты питания, а точнее молоко и молочные продукты, где можно отметить отечественных производителей (PalSud и Sevimli Dad) и продукты повседневного использования, где выделяется рекламная активность Procter & Gamble. В этих отраслях наблюдается рост в пределах 10-11%.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.