p align="left">По словам председателя Совета Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиева, подобный рост наблюдался также и в рекламе одежды и продуктов детского питания, однако реклама в данных отраслях сравнительно слабее чем в вышеуказанных сферах и ниже по уровню. Рекорд в общей стоимости заключенных договоров принадлежит 2008-му году. А в количестве заключенных договоров по выполнению рекламных услуг рекордсменом является 2006-ой год, - 3162 договоров. Из выше сказанных можно сделать такой вывод что 2006 - являлся пиком азербайджанской рекламы, и не только рекламы, но многих других отраслей экономики т.к. общая прибыль наших предприятий также достиг своего пика в 2006-ом году, - 9 680 300 манат. Если считать 2006-ой год золотым годом отечественной рекламы, то 2008-ой мы обязаны назвать серебренным, именно в 2008-ом году общая прибыль конкретно от рекламной деятельности равнялся 3 298 900 манат, что является самым высоким показателем в данном контексте. На сегодняшний день на рынке Азербайджане практически нет квалифицированных кадров, достаточно хорошо знающих рекламное дело. Одни создают для себя нечто вроде мастерской в домашних условиях, другие в различных гаражах. Поэтому союз рекламистов уделяет особое внимание проведению периодических мероприятий по повышению квалификации рекламных работников. В то время как, рекламное дело требует у персонала образования и знаний. На пространстве СНГ и в различных регионах мира проводятся конференции на рекламную тематику, а из Азербайджана в эти мероприятия практически никто не едет, за исключением представителей транснациональных компаний и “Azercell”. Среди таких мероприятий можно особо отметить такие конкурсы как “Golden Drum”, “London International Awards” и т.п. Нужно усилить работу в этом направлении. ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В настоящее время, из-за наличия скрытых реклам, точный объем рынка рекламы определить сложно. Количество рекламных предприятий в стране, на 2010-ый год, составляет 352. Как уже отмечалось выше, самая большая доля рынка приходится на телерекламу, на скромном, втором месте идет реклама на территории метрополитена, на третьем наружная реклама, на четвертом реклама в газетах, на пятом радиореклама, а на шестом реклама в интернете. Важную роль в таком расположении средств рекламы играет фактор цены. Обладая высокой интерактивностью, телереклама считается самой эффективным средством распространения рекламу и именно поэтому тут цены тоже очень высокие. Однако надо отметить, что в последнее время всё больше зрителей переключаются на кабельное телевидение, а некоторые вообще не смотрят телевизор, что в значительной мере снижает эффективность данного средства рекламы. В тоже время не существование интереса к рекламе как средства информации со стороны населения или недоверие к ней, приводит к тому, что зрители просто переключают канал во время рекламы. Всё это и ещё многое другое отрицательно влияет на телерекламу в стране и ставит под вопрос его будущее. Более точно цены в ТВ меняются следующим образом: Таблица 1 |
В зависимости от времени и профиля передачи | 1,10 - 22,50 AZN | | В информационных и общественно-политических передачах | 3,25 - 22,50 AZN | | В культурных, музыкальных, а также в прочих развлекательных передачах | 4,30 - 8,70 AZN | | В кино и сериалах | 3,25 - 10,90 AZN | | В молодежно-спортивных передачах | 2,15 - 6,55 AZN | | В выигрышных играх | 11,10 AZN | | |
Т.к. выигрышные игры значительно уступают сериалам в периодичности вещания, можно сделать вывод что, большая часть дорогой рекламы вешается именно во время сериалов. Цены в метро сравнительно дешевле: Таблица 2 |
Месячная плата за одну рекламную вывеску на станциях метро | 64AZN | | Внутри вагонов (в зависимости от места) | 2 AZN-d?n 10 AZN-d?k | | 1 кв. метр рекламы в станциях метро, за неделю | 30 AZN | | 1 кв. метр рекламы на эскалаторах, за нделю | 35 AZN-dir | | |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html Также отметим что, в станциях Низами и Элимляр Академиясы размещены звуковые рекламы на эскалаторах. Этим делом занимается компания “Banner”. Планируется размещение рекламы и в других станциях. 1 лента рекламы может распространяться минимум 1 месяц, 5 раз в день. Таблица 3 |
Стоимость звучания в рабочии дни | 50 гяпик | | В выходные и праздничные дня, а также в часы пик | 50-70 гяпик | | |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html Как видно из таблицы 2. Цены в метро сравнительно низкие. Если еще учесть что каждый день услугами Бакинского метрополитена пользуются достаточно большое количество людей, то рекламу в метро можно считать вполне выгодным средством распространения рекламы. И не удивительно, что оно занимает второе место, после телерекламы, на рынке рекламы страны. Наружная реклама, в Азербайджане в основном представлена рекламой на транспорте, которая размещается чисто по собственному желанию заказчиков, рекламными щитами, афишами и т.п. Отметим что в стрне насчитывается более чем 150 билбордов (неподвижных, односторонних) и призменных (двухсоронних) щитов. Минимальный срок рекламы один месяц, а цены выглядят следующим образом: Таблица 4 |
Билборд | Начиная с 400 AZN | | Призма | Начиная с 360 AZN | | |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html Самым дорогим место для размещения рекламы в столице является «Площадь фонтанов». Самой проблемным средством рекламы в стране является реклама в прессе. По словам председателя Союза Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиева, поддержка нужна в первую очередь газетам. Они должны поднять свой жизненный уровень за счет реклам. В Америке или Европе в газетах 80% площади занимается рекламная информация. Можно воспользоваться опытом Ирана, Турции, России и других стран. Тамошние газеты наряду с полезной информацией размешают огромное количество рекламных объявлений, которые весьма полезны людям. Газеты бесплатно раздаются в общественных местах. Это возможно благодаря окупаемости газет за счет реклам. Для решения данной проблемы, нам нужен свободный рекламный рынок, который создаст возможности, как для СМИ, так и для рекламодателей. И, кроме того, если газеты повысят качественный уровень и тираж, то это привлечет рекламодателей. Для того, чтобы все эта стало возможным нужна соответствующая система менеджмента, которая организовала бы работу СМИ. А это, в свою очередь, упирается снова в кадровый вопрос. Сегодня на рынке Азербайджана практически нет квалифицированных специалистов в области рекламы. Союз Рекламистов Азербайджана, во главе с Гаджиами Атакишиевым в свое время хотели создать Академию рекламы. С тех пор прошло 10 лет, а им все еще не удалось этого добиться. Сейчас уже нет того энтузиазма, который был раньше. Но выход из ситуации можно всегда найти. Например, после окончания факультета журналистики бакалавр может поступить в магистратуру и на протяжении двух лет обучения изучить основы рекламного дела. Нужно только создать такие возможности для молодежи. Рекламный рынок развивается ежедневно и поэтому сейчас на первом месте находится проблема кадров. Второй проблемой национальной рекламы является нормативно-правовая база. «Закон о рекламе» следует полностью изменить. Он был составлен в 1997 году. Сейчас у нас совсем другие темпы жизни, а в законе на многие вопросы нет ответов. Председатель Союза Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиев предлагает поступать по испанки. Они создали пять томов закона: отдельный закон о телевидении, наружной рекламе и т.д. Дополнительному к нему подготовлен рекламный кодекс. В законе необходимо учесть вопрос о саморегулировании рекламы и проблему кадров. А насчет тарифов на размещение рекламы в газетах, нужно отметить что достаточно высокие. Для стимулирования потенциальных заказчиков необходимо идти на определенные уступки. Тарифы на размещение рекламы в газетах “Ayna” и «Зеркало», без учёта НДС, выглядят следующим образом: Таблица 5 |
«Зеркало» ежедневный выпуск | | страница | AZN/смІ | | 1 | 1,82 | | 2,3 и последняя | 1,6 | | Внутренняя | 1,4 | | «Зеркало» субботний выпуск | | страница | AZN/смІ | | 1 | 3,0 | | 3 | 2,5 | | 5,7,9,11,13,15,24,25,48 | 2,0 | | 4,6,8,10,12,14,16-23 | 1,8 | | 26-47 | 1,5 | | «Айна» субботний выпуск | | страница | AZN/смІ | | 1 | 1,6 | | 3, 5 | 1,4 | | внутренняя | 1,2 | | |
Источник: http://www.zerkalo.az В настоящее время самым быстро развивающимся и перспективным в национальном рекламном рынке отраслью, является интернет-реклама. На сегодняшний день Интернет в Азербайджане насчитывает 3 800 000 пользователей (по оценкам Министерства Связи и Информационных Технологий) более 40% населения страны Это наиболее привлекательная аудитория для рекламодателей - возраст 20-40 лет - 65%, с высшим образованием (50%), социально активные, с доходами средним и выше среднего (80%) Ежегодный прирост аудитории Интернета составляет порядка 50%, что делает Интернет наиболее привлекательным и перспективным СМИ . Стоит также отметить, Интернет - это единственный способ контакта с работниками офисов, поскольку на работе нет иного источника информации кроме Интернета. Только интернет позволяет осуществлять высокоточный таргетинг рекламы: ? Социально-демографический таргетинг (`показать рекламу пользователям не младше 25 лет') ? Гео-таргетинг (`показать рекламу пользователям только из Азербайджана') ? Таргетинг по частоте контакта с уникальным пользователем ? Таргетинг на определенное тематическое наполнение страниц ? И еще не менее десятка других видов таргетинга Интернет - уникальный канал рекламы, которым пользуется обеспеченное население. На западе в интернете дается 30% рекламы, в России более 10% и быстро растёт. Расходы интернет рекламы на одного пользователя в год, в долларах, выглядят следующим образом: График 1
Источник: PricewaterhouseCoopers, Internet Advertising Bureau, 2010 Из графика 1 видно что, расходы интернет рекламы на пользователя в 50 раз меньше чем в России и в 300 раз меньше чем в Европе. Данные на графике 1 являются доказательством того что, интернет реклама превратилась в естественный выбор рекламодателей во всем мире. В Европе интернет как рекламная среда уступает только телевидению, за исключением Великобритании, где в 2009-ом году интернет реклама по объемам превысила телевизионную рекламу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|