Товароведение
1. Цель курса и задачи, стоящие перед ним Цель - познать о товаре, как можно больше методов её потребления и сроков хранения. Задачи - теоретическое и практическое товароведение, спрос, предложение, прибавочная стоимость. Теоретическое товароведение разработка и усовершенствование новых товаров. Практическое товароведение - маркетинг (учение о товарных рынках), основные - товаровед, маркетолог, операционный менеджер; таможня, ломбард, торгово-промышленная палата, бухгалтер. Функции - выполнить эти задачи (достигнуть цели поставленной задачи). 2. Связь курса с основными экономическими дисциплинами 1. Маркетинг (описывает товар, оценка рынка, мах, мин. продаж, ваша возможная доля, цены и ценообразование, реклама, продвижение товара). 2. Менеджмент - управление. Планирование, организация, регулирование, контроль, анализ и учет, стимулирование персонала. 3. Бухгалтер - бухучет. Сбор статистических данных, учет и контроль материальных ценностей, расчет стоимости товаров и услуг, анализ хозяйственной деятельности. 3. Понятие изделия, товара. Этапы создания товара Сырье - переработка (изделие) - рынок (товар). Товар - изделие, предложенное на рынке и способно удовлетворить потребности. Этапы создания товара: ЖТЦ - жизненный цикл товара. 1. Идея (бизнес-план), 2. Техническое проектирование, 3. Изготовление пробного образца, 4. Производство, 5. Продажа, 6. Обслуживание и сервис, 7. Сдача в утиль. Это «Спираль качества». 4. Образование потребительской стоимости товара Потребительская стоимость - цена, за которую отдельный потребитель пожелает заплатить за товар (предприниматели). Капиталистические страны выплачивают от потребительской стоимости товара 40-60%. У нас 30%. (выплачивают рабочим) Пример рентабельности производство 10-15% считается отличным. 5. Классификация товаров и краткая характеристика Учебная (для научных учреждений). Торговая (основная). Международная (для международной торговли) Торговая классификация разделяется на 2 группы: пищевая и не пищевая. 1) Группы объединенные по признаку исходного сырья (мясные, рыбные и т.д.) 2) подразделяют на подгруппы. 3) на классы (твердые и мягкие сыры ) и подклассы (молочные продукты: козье, коровье молоко и т.д.) В евро союзе все товары подразделяются на 41 группу. Не пищевые - товары основываются по назначению (электротовары, игрушки, ткани). Источники информации о товарах: 1) классификатор товаров 2) рекламные буклеты и справочники (Интернет) 3) прайс-листы предприятия 4) информация торговых палат 5) информация бирж, банков и спец организаций. 6) штрих коды. 6. Ассортимент и номенклатура товаров. Управление ассортимента Ассортимент - перечень товаров предлагаемых рынку. Классификация: промышленный ассортимент, торговый ассортимент, простой укрупненный и смешанный ассортимент. Основные характеристики: Широта (количественное наименование). Полнота (расширенный ассортимент). Глубина (сыров 5 видов). Устойчивость (постоянность). Формирование ассортимента: Качество жизни 1. Экономические затраты. Качество работы 2. Национально бытовые Качество товаров и услуг 3. Демографический 7. Качество товаров: уровни, иерархия и показатели качества Качество - способность товара удовлетворять определенные потребности определенного человека. Квалиметрия - наука о качестве. Основная задача квалиметрии - качественную характеристику товара преобразовать в количественную. а) стандартизация, б) экспертиза, в) исключение (специфический товар) Стандарты - усредненные параметры каждого товара для среднестатистического потребителя. Качество товаров: 1) Определение, 2) Свойство товаров, 3) Критерии (показатели) качество, 4) Методы определения количества и их оценка, 5) Иерархия (градация) качества. Показатели качества - количественные показатели Иерархия - > Премиум, Стандарт, Дешевые. Свойства товаров: - назначение товаров (выполнение основной функции), - безопасность (независимость от неприемлемого риска) а) пожаробезопасность, б) химическая безопасность, в) акустическая, г) вибрационные, д) электромагнитное, е) электрическое, ж) механическое, - надежность (долговечность, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность), - эргономические (изгиб руки повторяют часы) а) антропометрические (рост, вес), б) гигиенические, в) психологические, - технологические (трудность или легкость изготовления), - экологические (охрана окружающей среды), - эстетические (красота, оригинальность, стиль и мода), - экономические (затраты на производство, транспортировку, хранение, обслуживание и переработку отходов), - патентно-правовые (разрешение на изготовление, торговый знак), - совместимость (ПК и винчестер). 8. Конкурентоспособность товаров; факторы определяющие КПС Конкурентоспособность - способность товара продаваться в определенное время на определенном рынке за определенную цену. |
№ | Факторы | Весомость % | | 1 | Качество | 40 | | 2 | Цена | 30 | | 3 | Сервис | 20 (10) | | 4 | Послепродажные расходы (ремонт) | 10 (20) | | |
Определение интегрального показателя конкурентоспособности. 1. показатели качества определяются стандартами. 2. для каждого вида товаров определяется весомость показателя и рассчитывается по формуле КnКПС=УКi*Вi Кi - показатель качества, Вi - весомость показателя. 9. Основные методы контроля качества, характеристика и оценка Метод определения качества: 1) Объективный (не зависит от воли человека): а) измерительный (линейка), б) расчетный (по формуле), в) регистрационный (прибор-влажность) 2. Органо-метрический (сенсорная): а) экспертные, б) социологические (опросы), в) опытной эксплуатации. Чаще всего используются смешанные. Качественная характеристика товаров (показатели) рекомендуется для введения стандартов научно-исследовательскими институтами. Повседневное определение качества (основных показателей) ведется в заводских лабораториях. Например: Хлеб - запах, вкус, форма, пористость. Дегустационный лист - перевод качественный в количественный. |
№ | Показатель | Max баллов | | | | Теоритич. | Факт. | | 1 | Вкус, запах | 40 | 30 | | 2 | Пропеченость | 20 | 15 | | 3 | Пористость | 20 | 10 | | 4 | Форма | 20 | 12 | | Итого | 100 | 67 | | |
85-90 стандарт, 90-95 Премиум Если товар не соответствует качеству - снижаем цену, ещё хуже - сухари, крайний случай - квас, совсем плохо - комбикорм, совсем худо - уничтожаем. Объективные методы оценки - самые высокие затраты времени и денег. Субъективные методы - экспертная группа, значительно дешевле, поэтому используют чаще всего. 10. Товарная экспертиза; основные положения Товарная экспертиза - это самостоятельное исследование предмета экспертизы (товара), проводимое компетентными специалистами (экспертами) на основании объективных фактов с целью получения достоверного решения. Объектами товарной экспертизы являются потребительские отечественные и импортные товары, сырье и оборудование. Товарная экспертиза широко используется в торговле, дизайне, промышленности и т.д. в случае возникновения спорных ситуаций. Товарная экспертиза некачественных товаров заключается в исследовании потребительских свойств (качества) товара, в том числе бывшего в употреблении, определение причин образования дефектов и процента снижения качества по наличию дефектов органолептическим и документальным методами. 11. Источники информации о товарах; маркировка, штрих коды, товарные знаки В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, покупатель. Средствами товарной информации служат: маркировка, технические докумены, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда. Маркировка -- текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отражаются в нормативных документах. Общим для всех товаров является то, что в маркировке должны быть отражены: * сведения об изготовителях и предприятиях; * стандарты, которым соответствует товар; * информация о сертификации; * гарантии производителя; * срок годности товара; * его основные потребительские свойства: состав, масса, объем, калорийность, противопоказания к применению. При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся специальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, являются товарный знак и знаки сопровождения. Товарный знак -- официально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охраняется законом. Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так к многие покупатели приобретают товар определенных предприятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих знаков: * фирменное имя -- слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены; * фирменный знак -- символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение; * торговый знак -- фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак К, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С. По степени значимости и престижности можно выделить товарные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные. Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без. Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах. Штриховой код (ШК) -- знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Необходимость внедрения ШК возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров ускорить товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки.
Страницы: 1, 2, 3
|