Национальная идея, призванная сплотить расколотое общество,
политическими партиями активно используется в своих целях. К примеру,
«Национальная идея» представляется левыми объединениями как сугубо
социалистическая, а возрождение Отечества связывается только с возвращением
на путь социализма. «История,- отмечается в Программе КПРФ (принята в 1995
году на III съезде),- вновь оставляла народам нашей Родины тот же выбор,
что и в 1917, и в 1941 году: либо великая держава и социализм, либо
дальнейший распад страны и окончательное превращение ее в колонию. Можно
смело утверждать, что в своей сущности «русская идея» есть глубоко
социалистическая».
Возвращение духовных начал в современное российское общество в
значительной мере способно восстановить его силы, дать импульс к
возрождению. Однако в формулировках государственников-патриотов не
находится современного понимания места конкретного человека с его
потребностями и запросами в новых условиях рыночной экономики. Сегодня,
когда расширились возможности людей найти достойное место в жизни,
жизненные ценности связываются прежде всего с их собственной инициативой и
способностью личного выбора, а не с идеями великодержавности или
соборности.
В условиях кризиса идентичности российской нации национально-
патриотическая, великодержавная идея выражает политические требования
тех, чьи возможности повышения своего социального статуса связываются с
национальной принадлежностью. В действительности, любая попытка возвести в
абсолют интересы какой-либо одной нации в полиэтническом пространстве
России - неминуемо создаст благоприятную среду для «шовинизма», который
питает великодержавную идею создания унитарного государства.
Формирование и дальнейшее развитие как национальных идеологий
отдельных народов России, так и интегрирующей, отвечающей интересам всех
российских народов общероссийской национальной идеологии (российской идеи),
невозможно без включения в эти идеологии концепции нового российского
интернационализма, являющегося важнейшим условием дальнейшего успешного
этнического развития народов России в составе единого Российского
государства.
Необходимость обновления и нового содержательного наполнения
концепции интернационализма вытекает из традиций мира и согласия между
народами России, всего хода исторического развития нашей страны.
В этих условиях крайне важно укрепление взаимодействия
государственных структур с общественными организациями, политическими
объединениями и средствами массовой информации, которые, как правило,
выражают интересы этих объединений и организаций.
Речь фактически идет о проблеме эффективности СМИ, то есть их
управленческой функции - формы, методы политической деятельности
государства, партий, движений зависят от уровня и потенциала информирования
как выражения активности.
Назовем основные направления (характеристики) этой
информационной деятельности:
1. Интеллектуальная активность, т.е. способность политических сил
отображать реальность и преобразовывать ее в соответствие со своими
политическими целями;
2.0рганизационно-регулирующее воздействие, или упорядочивание
практической работы СМИ как информационного потенциала государства и
общества;
3. Прогностическая активность, оказывающая активное влияние на
принятие политических решений.
Такая деятельность эффективна лишь при наличии должной политической
культуры в обществе, не позволяющей экстремистским элементам увлечь его
националистическими и сепаратистскими лозунгами. Вот почему анализ проблем
взаимодействия СМИ и властных структур должен вестись, по нашему мнению, в
русле воспитания или возрождения интернационального сознания. Это и
актуальная задача теоретического поиска и насущная потребность политической
практики.
В публикациях лидеров ряда национальных движений современные
национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского
прошлого России с политической практикой 20-80-х гг. Стремление сохранить
целостность России характеризуется нередко как рецидив имперского сознания,
альтернативой которому объявляется не интернационализм, а
гипертрофированное национальное сознание, ориентированное на замкнутость и
самолюбование. Однако картина изъянов и деструкции в национальных
отношениях не может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют
утверждение интернациональных воззрений как доминантной установки в
массовом сознании.
Общая совокупность интересов, которая при любых различиях принимается
каждым народом России - это демократизация общества, поддержание на должном
уровне обороноспособности страны, повышение качества жизни народов России.
Все то, что присуще любому этносу, существует в национальной
«оболочке». Как уже отмечалось, вненационального, безэтнического в
современном мире нет и быть не может. Жизнь показала несостоятельность
представлений о быстром устранении, стирании национальных различий.
Всякая национальная культура уникальна. В ее самобытности она не
может быть возмещена никакими самыми высокими достижениями каких-либо
других культур. Именно это обстоятельство служит надежной основой для
обеспечения интернационального равенства и равноправия в отношениях между
национальными культурами.
Что несет с собой, помимо тех признаков, о которых говорилось ранее,
национальное бытие? В чем оно ярче всего выражается?
Пожалуй, первое и самое главное - это язык. В нем наиболее
обнаруживается возможность идентификации себя с теми, кто на нем говорит, и
отделение себя от тех, кто им не владеет. Поэтому обостренное внимание к
языковым проблемам, эмоциональный накал вокруг проблемы
«государственного языка», озабоченность представителей ряда этносов
страны сужением сферы действия родного языка, забота о чистоте национальных
языков, стремление поддерживать, обогащать и развивать науку, образование,
литературу на родном языке - явления естественные.
В языке, через язык, посредством языка живут специфика национальной
духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние
предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной
культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной
жизни - все это неотделимо от родного языка.
Сегодня сфера языка выявила серьезные коллизии в соотношении
национального и интернационального моментов. Вопрос о двуязычии и
многоязычии для ряда регионов России стал одним из самых острых в
практической политике. С одной стороны, неповторимость собственной истории
и самобытность национальной культуры требуют бережного отношения к
национальным языкам. С другой стороны, потребности участия в общероссийской
деятельности ставят задачу овладения языками-посредниками как
внутрироссийскими (в первую очередь русским языком), так и наиболее
распространенными языками зарубежных стран Запада и Востока.
Утверждая значимость языка как средства выявления национальной
специфики, необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства. Язык выражает
как бы сущность народа, его бытия. Знание языка важно для определения
национальной принадлежности. Вместе с тем незнание языка не может полностью
поставить человека вне его нации и национальности, зачеркнуть его
принадлежность к определенной национальной культуре.
Интернационализму противостоит национализм. Но национализм
национализму рознь. Обостренное чувство национального достоинства,
как реакция на ущемление интересов этноса в прошлом, гордость
малочисленного народа и тревога за его самосохранение - это не то же самое,
что чванливость и пренебрежение более крупных этносов к интересам
малочисленных, высокомерное отношение к иной культуре, иному языку, чем
является шовинизм.
Каковы черты шовинизма в понимании российских ученых, политиков? Эти
черты видятся в:
- выдвижении на первый план и раздувании этнических (национальных)
черт, представлении их как главных, определяющих характеристик
сообщества и каждого индивида;
- претензиях на особое положение, на исключительные права своего
народа и недоверии к другим;
- призывах к национальной солидарности вне зависимости от
обстоятельств, недоверии и противостоянии к интернациональной
идеологии.
До недавнего времени многие ученые считали, что поскольку в нашей
стране существует «дружба народов», то шовинизм в явных, да и тем более
острых проявлениях попросту невозможен. Жизнь показала наивную иллюзорность
подобных самообманных уверений. Возрождение и усиление шовинизма - это
суровая действительность.
На это есть свои причины. К ним относятся прежде всего просчеты в
национально-территориальном самоопределении, необоснованное подталкивание
процесса «сближения наций». Это и замалчивание межнациональных трений, и
возведение порой в ранг местного «национализма» здоровых чувств. Это и
перекосы в кадровой политике, и просчеты в системе образования в
деятельности прессы, телевидения, радио.
Обострению межнациональных отношений и росту шовинизма, несомненно,
способствовали тяжелый кризис экономики, резкое ухудшение социального
положения большинства населения, общее состояние общественной жизни.
На этом фоне и активизируют свои действия национальные экстремисты.
Наряду с оживлением стародавних предрассудков, питающих претенциозность и
необоснованные амбиции, в ход идут концепции об «этнической стерильности»,
«национальном приоритете» и т.п. идеи, согласия и компромиссы почти
невозможны. Здесь кроется одна из причин неэффективности многих из прежних
лозунгов и доводов интернационалистского характера, рассчитанных на
однозначное рациональное восприятие ситуации. В этом же секрет популярности
многих лидеров популистского толка, взывающих к эгоистическому инстинкту
тех, кто заранее ориентирован на враждебное отношение к «чужакам»?
Вероятно, этим можно объяснить, что в схватках по национальным проблемам
среди возбужденных, нередко сбитых с толку граждан любой страны
преимущество далеко не всегда на стороне логики.
Сейчас нередко перекрашиваются в «национальный цвет» представители
самых разноликих образований. По сути дела, это вновь возникающие
самодеятельные структуры политического, культурного, этнографического,
природоохранного и тому подобного характера. Имеющиеся в их рядах
экстремисты, демагоги, популисты охотно используют национальную
проблематику для овладения массовым сознанием. Их преимущество заключается
в умении воздействовать не только на сознание, но и на эмоции масс.
Немаловажной проблемой сегодня становится также и противодействие
политическому и религиозному экстремизму, что предполагает принятие
конкретных мер по повышению ответственности руководителей и главных
редакторов СМИ за пропаганду политического и религиозного экстремизма,
разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств
массовой информации с позиций противодействия экстремизму является
эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность.
Предупреждение, выявление и пресечение проявлений
политического и религиозного экстремизма в деятельности средств массовой
информации обеспечивается в процессе их государственной регистрации,
осуществления контроля за их деятельностью, включая прекращение
деятельности средств массовой информации в порядке, установленном
федеральным законом[18].
Значительную роль в противодействии политическому и религиозному
экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально
возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам
при Президенте Российской Федерации.
Представляется также целесообразным создание межведомственной
экспертной комиссии по правовой оценке кино-, фото-, аудио-, видео-,
продукции, печатных изданий и текстов публичных выступлений на предмет
наличия в них признаков политического и религиозного экстремизма.
В целях обеспечения соответствия деятельности средств массовой
информации Конституции Российской Федерации и действующему законодательству
возникает необходимость усиления руководящего и организующего начала в этой
сфере со стороны государства на основе возможного воссоздания Министерства
печати и информации.
Задачи СМИ в формировании национальной политики.
В современных условиях задачи и главное предназначение средств
массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|