субъекта с действительностью односторонне: по направлению от среды
субъекту. Есть и обратное отношение—избирательное отношение субъекта к
среде.
Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы
специфически реализуются в разных системах социальной информации. В
принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности,
обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой
информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы
основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в
целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно
выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей,
обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными
становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность,
новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально -
должностной обязанности).
Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках
аудитории, полученных в ходе конкретно - социологических исследований.
Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с
источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а «просто
интересом».
Исследование информационных потребностей должно исходить из их
типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие,
информативные. Выявление степени их удовлетворения — первоочередная задача.
Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать
предметную область СМИ, т. е. изучать не только интересы, но и мотивы.
Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных потребностей
даст возможность управлять мотивировками.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в
сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для
ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них
картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для
достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.
Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная
деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это
еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ
их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.
При этом необходимо различать понятия информационные потребности и
тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по
своей природе и обусловливаются в первую очередь содержанием, структурой
повседневной деятельности индивида, в том числе объективными
характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.
Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением
информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой
информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как
популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и
т.д.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и
выражены в его тематических интересах и коммуникативном поведении; часть из
них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия
необходимых сведений, недоступности источников информации, неразвитости
коммуникативных навыков и т. д. Некоторые сведения об информационных
потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только
картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом
характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в
труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со
всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не
только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо
принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена
личность. Как и любые другие потребности, информационные являются
побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями,
передаваемыми СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других
каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а
следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким
образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных
потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной
деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни.
Ведь воздействие радио, телевидения, печати на общественное сознание
измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок,
а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться
в деятельность общества на разных уровнях — от непосредственного,
ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение
разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать
образ жизни населения. Это позволит объяснить закономерности формирования
аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования
отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные
социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в
удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в
группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени
урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим
количеством свободного времени, в третьих, большей ориентацией на домашнее
времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и
субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни. В то
же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных
центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность
участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением
управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический
комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением
газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения
зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам,
журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую
очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности,
т. е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ
и критериев эффективности, Функции, которые выполняют средства массовой
информации, оказываются различными для разных групп населения в зависимости
от образа жизни, информационных потребностей аудитории. Например, для
определенных групп населения телевидение стало доминирующим каналом
удовлетворения всех культурных запросов и интересов, занимая большую часть
их свободного времени. А для людей, активно вовлеченных в другие виды
духовной жизни и пользующихся широким спектром источников печатной и
межличностной информации, телевидение выполняет лишь второстепенные
функции.
Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так и
содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет
уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на
характер информационных потребностей и эффективность СМИ в их
удовлетворении. До получения среднего образования наблюдается постепенное
развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности
потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль
телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого
«расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В
возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования
(гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит
углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций,
выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования
является возрастание роли и эффективности использования печатных источников
информации, а также межличностного общения на работе. В использовании же
телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные
различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим
высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно
высокой, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на
первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя
телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и
политической жизни и развлекателя.
Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и
развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно
определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей
системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают
слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы
современного общества.
Информация в действии.
Говоря об успешности (не успешности) воздействия информации мы явно или
неявно подразумеваем определенные цели воздействия на аудиторию. Результаты
влияния СМИП могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной
и поведенческой. Эти проявления могут быть обнаружены на уровне сознания и
поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широких
общностей (производственных коллективов, региона), общества в целом.
Очевидно, что на любой из этих уровней результируются влияния не только
СМИП, но и других систем общения и взаимодействия людей. Они могут
суммироваться и взаимоослабляться. В факте сложного переплетения различных
влияний — первая трудность для изучения воздействия массовой информации на
аудиторию. Вторая трудность — в самой природе эффектов воздействия
информации. В принципе, они могут быть относительно легко зафиксированы в
поведенческой сфере, но для этого момент наблюдения должен
взаимодействовать с актами поведения (это скорее всего может быть
достигнуто в лабораторной ситуации, весьма отличающейся от реальной).
Труднее изучать эффекты в сфере информированности и мотивации. Мало того,
что они есть результат разных влияний, разделить которые часто
принципиально невозможно ни для субъекта - наблюдаемого, ни для субъекта-
наблюдателя. Здесь с особой силой действуют факторы, снижающие надежность
получаемой информации; ложная реконструкция отсутствующих влияний,
формирование ранее отсутствовавших элементов знания, позиции опрашиваемых в
момент наблюдения, и т. п.
Измерить эффект информированности аудитории в принципе легче, чем
мотивационные эффекты. Информированность рассматривается как результат,
суммарного влияния всех средств информации, доступных населению города. В
результате обнаружились группы, существенно различающиеся по уровню
информированности. Наиболее информированными оказываются люди, активно
использующие каналы информации, относящиеся к разным системам (массовые и
специальные, технически опосредствованные и прямые) и т. д. Предпринимались
попытки исследования поведенческих эффектов. Как правило, крайне
немногочисленные исследования результативности ведутся на уровне отдельно
взятой личности. Анализируется, например деятельность массовых средств
информации, а результат определяется преимущественно по воздействию на
отдельную личность. Здесь явно сказывается непонимание того, что общество
представляет собой сложный организм, при исследовании которого можно и
должно выделять различные уровни анализа». Действительно, влияние СМИП на
личность, как правило, опосредуется влияниями тех контактных малых
общностей, в которые постоянно включен человек. Они проявляются уже на
стадии выбора источников массовой информации. Результаты воздействия
массовой информации так или иначе реализуются в общении и сотрудничестве
человека с другими людьми. Воздействие информации в современном обществе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|