на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимодействие СМИ и аудитории

на высоком журналистском и техническом уровне, все же не воспринимаются

теми или иными читателями, слушателями, зрителями или интерпретируются ими

неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. При совмещении этих

принципиально различных ситуаций — когда ситуация восприятия и потребления

массовой информации, описываемая в «системе координат» аудитории, на самом

деле описывается по аналогии с ситуацией производства и распространения

массовой информации, в «системе координат» коммуникатора — возникает своего

рода «оптический обман», иллюзия: как само собой разумеющееся

предполагается влияние СМИ там, где его нет, или же имеется влияние,

противоположное намерениям издателя и коммуникатора (так называемый «эффект

бумеранга»).

Таким образом, возникает проблема определения — теоретического и

эмпирического анализа — эффективности той части процесса массовой

коммуникации, которая начинается с момента восприятия читателем,

слушателем, зрителем сообщений СМИ. Решение данной проблемы, на наш взгляд,

является одним из существенных аспектов определения эффективности всего

процесса в целом, так как только в этом случае массовая коммуникация

рассматривается с позиций читателя, слушателя, зрителя, т. е. в качестве

объекта исследования выступает процесс включения личности в сферу влияния

СМИ. Этот процесс «в большинстве случаев рассматривается как нечто простое,

нерасчлененное, если угодно, всего лишь как акт (серия актов)

взаимодействия реципиента с источником (реже группой источников)

информации». В действительности же он отличается крайней сложностью и

включает в себя ряд существенно различающихся типов «контакта» личности с

сообщениями СМИ. Б. А. Грушин, например, выделяет шесть типов таких

«контактов»: с источником информации, с информацией, прием информации,

освоение информации, выработка отношения к информации, запоминание

информации. Подобное расчленение данного процесса значительно облегчает

определение его эффективности, в том числе и операциональное определение

используемых понятий. Однако, хотя концепция поэтапного измерения

эффективности включения личности в сферу влияния СМИ не ограничивается

непосредственным восприятием сообщений, она все же не выходит за рамки

самой массовой коммуникации. Впрочем, такой выход возможен (и необходим)

прежде всего «по вертикали вглубь», т. е. в иные виды социальной

деятельности личности, реализующиеся до потребления массовой информации, во

время или после него.

Участие личности в процессе массовой коммуникации не сводится только к

восприятию сообщений СМИ: оно включает в себя освоение, выработку отношения

и запоминание информации, а также такие формы участия, которые, по сути

дела, совпадают с производством (обратная связь) и распространением

(ретрансляции, обсуждение воспринятых сообщений СМИ) информации. Поэтому

вполне правомерным, на наш взгляд, представляется выделение массово-

коммуникативной деятельности как особого, специфического вида социальной

деятельности, которая при тотальном распространении и доступности массовой

информации становится важным, а иногда необходимым условием и средством

осуществления практически любой деятельности личности: познавательной,

общественно-политической, трудовой.

Определение эффективности включения личности в сферу влияния СМИ

зависит также от того, реализация каких функций СМИ становится предметом

изучения. Большинство исследователей массовой коммуникации различают два

основных уровня функционирования СМИ. На первом изучается реализация

социально-психологических или психологических функций- целей, связанных с

удовлетворением потребностей личности в снятии психологического напряжения,

развлечении, сопереживании, общении и т. д. В этом случае оцениваются

различные эффекты восприятия конкретной личностью конкретных сообщений СМИ.

На втором уровне изучается реализация собственно социальных функций-целей,

связанных с удовлетворением потребностей социальных субъектов в управлении

и воспитании, формировании и выражении социальной активности. Читатель,

слушатель, зритель выступают не как конкретная и единственная в своем роде

личность, а как персонифицированный социальный тип, коммуникатор — не как

конкретный журналист, а как социальный институт. Социальные функции-цели

СМИ при этом выступают в качестве терминальных (цели-ценности) и могут быть

определены как социально-стратегические, а социально-психологические и

психологические функции-цели выступают в качестве инструментальных (цели-

средства) и определяются как социально-прагматические, имеющие подчиненный

по отношению к первым характер.

Следовательно, системный анализ включения личности в сферу влияния СМИ

с необходимостью предполагает выход за рамки массовой коммуникации «по

вертикали вглубь», так как реализация социально-стратегических функций-

целей СМИ выходит за рамки массово-коммуникативной деятельности личности.

Результаты реализации данных функций СМИ в процессе влияния на личность

можно определить в соответствии с основными видами социальной деятельности:

как уровень познавательной, общественно-политической и трудовой активности

личности. Сравнение этих результатов с исходными социально-стратегическими

(терминальными) целями дает представление об эффективности включения

личности в сферу влияния СМИ.

Рассматривая массовую коммуникацию как деятельность газет, радио и

телевидения по отражению окружающего мира, созданию моделей социальной

действительности в комплексе с деятельностью читателей, слушателей,

зрителей по восприятию этих моделей, отметим, что реализация социально-

стратегических целей осуществляется коммуникатором посредством

моделирования социальной действительности в сообщениях СМИ через различные

характеристики их содержания, а социально-прагматических целей —

посредством коммуникативного выражения избранной модели, «картины мира»,

через различные характеристики их формы . Коммуникатор в системе массовой

коммуникации символизирует социальный институт и остается функционером. В

модели же, ожидаемой аудиторией, приоритет принадлежит социально-

психологическим функциям-целям, так как читатель, слушатель, зритель

«всегда остается личностью «для себя» и «для нас» также, как может быть

«частичной личностью»—«функционером» для себя и для других, если таковы его

индивидуальные особенности. Иными словами, он остается свободным в своем

отношении к массовой коммуникации, единственные механизмы контроля — его

ориентации и склонности, его привычки и интересы, его рассудок и

предрассудки. Таким образом, процесс включения личности в сферу влияния СМИ

можно представить как единство двух процессов: реализации коммуникатором

предлагаемой модели социальной действительности (модель как система

определенных знаний, ценностей, норм поведения), как бы

«материализующейся», «опредмеченной» в сообщениях СМИ — с одной стороны, и

реализации аудиторией ожидаемой модели социальной действительности (модель

как система информационных интересов, ожиданий), начинающейся с момента

выбора источника информации и восприятия, «распредмечивания» конкретного

сообщения — с другой.

Очевидно, что об эффективности данного процесса можно говорить лишь

тогда, когда массово-коммуникативная деятельность становится важным и

необходимым условием и средством осуществления личностью познавательной,

общественно-политической и трудовой деятельности. Включенность личности в

сферу влияния СМИ при этом не сводится к набору различных элементов массово-

коммуникативной деятельности, а рассматривается как система социальной

деятельности особым, специфическим условием функционирования и развития

которой является массово-коммуникативная деятельность. Указанные виды

социальной деятельности личности представляют собой подсистемы

включенности.

Правомерность подхода, рассматривающего основные виды социальной

деятельности личности как субъекта информационно-пропагандистского процесса

через призму ее массово-коммуникативной деятельности, подтверждается не

только теоретическим, но и эмпирическим анализом данного процесса. Саму

интенсивность потребления и производства массовой информации следует

рассматривать в качестве самостоятельного существенного группообразующего

признака, резко дифференцирующего население города, и, видимо, оказывающего

определенное воздействие на поведение людей в других сферах жизни общества.

Для анализа структуры включенности воспользуемся концепцией

диспозиционной регуляции социального поведения личности, согласно которой

«на стыке» различных по своему уровню потребностей личности формируются

соответствующие диспозиции: система обобщенных социальных установок;

система ценностных ориентации на цели деятельности и средства их

достижения; доминирующая направленность личности в те или иные сферы

деятельности. Каждому уровню диспозиционной структуры личности

соответствует «свой» уровень деятельности: поведенческий акт, поступок или

привычное действие; поведение в той или иной сфере деятельности,

жизнедеятельность в целом .

Принципиальное значение для нас имеет вывод о регулятивных функциях

диспозиций личности, согласно которому решающую роль в определении линии

поведения играют не столько частные диспозиции к способам деятельности,

сколько общая включенность в сферы деятельности... Поведение человека не

ситуативно, но представляет собой тенденцию, в рамках которой отдельные

поступки либо колеблются вокруг некоторой общей «оси», образуемой

вышележащими диспозициями, либо прямо совпадают с нею». Исходя из этого,

важнейшими компонентами подсистем включенности личности в сферу влияния СМИ

будем считать высшие диспозиции на ту или иную социальную деятельность (как

внутренний аспект деятельности) и результаты их реализации в данной

деятельности (как внешнее выражение деятельности).

Включенность личности в сферу влияния СМИ как система, характеризуется

тесными взаимосвязями между активностью личности в основных видах

социальной деятельности и ее активностью в массово-коммуникативной

деятельности, которая выступает как особое, специфическое условие

функционирования и развития данной системы; подсистемы включенности, в

качестве которых выступают основные виды социальной деятельности личности,

образуют определенную иерархию, основанием которой служит теснота связи с

массово-коммуникативной деятельностью, иначе говоря, влияние СМИ на

активность личности в различных видах социальной деятельности неодинаково;

процесс включения личности в сферу влияния СМИ имеет прогрессивный

характер: уровень общей социальной активности личности будет повышаться

наряду с возрастанием ее массово-коммуникативной активности (что должно

выражаться в изменении подсистем включенности и их компонентов,

взаимосвязей между ними), иначе говоря, включенность представляет собой

устойчивую систему.

СМИ и духовный мир человека.

Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования

динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее

ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет

собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению

общественно значимых материальных и духовных ценностей, в ходе которой

происходит развитие общества и личности. Функционируя как

сложноструктурированное и многогранное социальное явление, она охватывает

все сферы формирования и проявления человеческих сил и выступает

качественной характеристикой развития индивида, его духовного мира. При

таком понимании в центре культуры оказывается человек как субъект

культурной деятельности, создатель, носитель и потребитель культурных

ценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о

процессуальном характере культуры, критерием прогрессивности которой

выступает возрастание роли субъекта (трудящихся масс) в историческом

процессе развития и обогащения культуры, создания реальных условий для

преумножения и широкого использования духовных ценностей в целях

политического, нравственного и эстетического воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.