на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений

Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений

Приднестровский государственный университет

им. Т.Г. Шевченко

Физико-математический факультет

Кафедра математического анализа

и методики преподавания математики

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Тождественные преобразования

показательных и логарифмических

выражений»

Работу выполнила:

студентка _______ группы

физико-математического ф-та

_________________________

Работу проверила:

_________________________

Тирасполь, 2003г.

Содержание:

Введение..........................2

Глава 1. Тождественные преобразования и методика преподавания в

школьном курсе алгебры и начала анализа................4

§1. Формирование навыков применения конкретных видов преобразований............4

§2. Особенности организации системы знаний при изучении тождественных

преобразований .........................5

§3. Программа по математике ................11

Глава 2. Тождественные преобразования и вычисления

показательных и логарифмических выражений.....................13

§1. Обобщение понятия степени................13

§2. Показательная функция..................15

§3. Логарифмическая функция................16

Глава 3. Тождественные преобразования показательных и

логарифмических выражений на практике

..........................................................................19

Заключение..........................24

Список использованной литературы...............25

Введение

В данной курсовой работе будет рассмотрено тождественные преобразования

показательной и логарифмической функции, рассмотрена методика преподавания их

в школьном курсе алгебры и начала анализа.

Первая глава данной работы описывает методику преподавания тождественных

преобразований в школьном курсе математики, так же включает программу по

математике в курсе «Алгебры и начала анализа» с изучением показательной и

логарифмической функции.

Вторая глава рассматривает непосредственно саму показательную и

логарифмическую функции, их основные свойства, используемые при тождественных

преобразованиях.

Третья глава – решение примеров и задач с использованием тождественных

преобразований показательной и логарифмической функции.

Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную

часть учебного времени в курсе школьной математики. Простейшие

преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся

уже в начальной школе и в IV–V классах. Но основную нагрузку по формированию

умений и навыков выполнения преобразований несет на себе курс школьной

алгебры. Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия

совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их

обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением

обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного

преобразования, логического следования.

Культура выполнения тождественных преобразований развивается так же, как и

культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами

(числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения. Она

проявляется не только в умении правильно обосновать преобразования, но и в

умении найти кратчайший путь перехода от исходного аналитического выражения к

выражению, наиболее соответствующему цели преобразования, в умении проследить

за изменением области определения аналитических выражений в цепочке

тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения

преобразований.

Обеспечение высокой культуры вычислений и тождественных преобразований

представляет важную проблему обучения математике. Однако эта проблема

решается еще далеко не удовлетворительно. Доказательство этому –

статистические данные органов народного образования, в которых ежегодно

констатируются ошибки и нерациональные приемы вычислений и преобразований,

допускаемые учащимися различных классов при выполнении контрольных работ. Это

подтверждается и отзывами высших учебных заведений о качестве математических

знаний и навыков абитуриентов. Нельзя не согласиться с выводами органов

народного образования и вузов о том, что недостаточно высокий уровень

культуры вычислений и тождественных преобразований в средней школе является

следствием формализма в знаниях учащихся, отрыва теории от практики.

Глава 1.

Тождественные преобразования и методика преподавания

в школьном курсе алгебры и начала анализа.

§1. Формирование навыков применения

конкретных видов преобразований.

Система приемов и правил проведения преобразований, используемая на этапе

начал алгебры, имеет очень широкую область приложений: она используется в

изучении всего курса математики. Однако именно в силу своей малой

специфичности эта система нуждается в дополнительных преобразованиях,

учитывающих особенности структуры преобразуемых выражений и свойства вновь

вводимых операций и функций. Освоение соответствующих видов преобразований

начинается с введения формул сокращенного умножения. Затем рассматриваются

преобразования, связанные с операцией возведения в степень, с различными

классами элементарных функций – показательных, степенных, логарифмических,

тригонометрических. Каждый из этих типов преобразований проходит этап

изучения, на котором внимание сосредоточивается на усвоении их характерных

особенностей.

По мере накопления материала появляется возможность выделить и общие черты

всех рассматриваемых преобразований и на этой основе ввести понятия

тождественного и равносильного преобразований.

Следует обратить внимание на то, что понятие тождественного преобразования

дается в школьном курсе алгебры не в полной общности, а только в применении к

выражениям. Преобразования разделяются на два класса: тождественные

преобразования – это преобразования выражений, и равносильные –

преобразования формул. В случае, когда возникает потребность в упрощении

одной части формулы, в этой формуле выделяется выражение, которое и служит

аргументом применяемого тождественного преобразования. Соответствующий

предикат при этом считается неизменным.

Что касается организации целостной системы преобразований (синтез), то

основная её цель состоит в формировании гибкого и мощного; аппарата, пригодного

для использования в решении разнообразных учебных заданий.

В курсе алгебры и начал анализа целостная система преобразований, в основных

чертах уже сформированная, продолжает постепенно совершенствоваться. К ней

также добавляются некоторые новые виды преобразований, однако они только

обогащают ее, расширяют ее возможности, но не меняют ее структуру. Методика

изучения этих новых преобразований практически не отличается от применяемой в

курсе алгебры.

§2. Особенности организации системы заданий

при изучении тождественных преобразований.

Основной принцип организации любой системы заданий – предъявление их от простого

к сложному с учетом необходимости преодоления учениками посильных трудностей и

создания проблемных ситуаций. Указанный основной принцип требует конкретизации

применительно к особенностям данного учебного материала. Для описания различных

систем заданий в методике математики используется понятие цикла упражнений.

Цикл упражнений характеризуется соединением в последовательности упражнений

нескольких аспектов изучения и приемов расположения материала. По отношению к

тождественным преобразованиям представление о цикле может быть дано следующим

образом.

Цикл упражнений связан с изучением одного тождества, вокруг которого

группируются другие тождества, находящиеся с ним в естественной связи. В

состав цикла наряду с исполнительными входят задания, требующие распознавания

применимости рассматриваемого тождества. Изучаемое тождество применяется для

проведения вычислений на различных числовых областях. Учитывается специфика

тождества; в частности, организуются связанные с ним обороты речи.

Задания в каждом цикле разбиты на две группы. К первой относятся задания,

выполняемые при первоначальном знакомстве с тождеством. Они служат учебным

материалом для нескольких идущих подряд уроков, объединенных одной темой.

Вторая группа упражнений связывает изучаемое тождество с различными

приложениями. Эта группа не образует композиционного единства – упражнения

здесь разбросаны по различным темам.

Описанная структура цикла относится к этапу формирования навыков применения

конкретных видов преобразований. На заключительном этапе – этапе синтеза

циклы видоизменяются. Во-первых, объединяются обе группы заданий, образующие

«развернутый» цикл, причем из первой группы исключаются наиболее простые по

формулировкам или по сложности выполнения задания. Оставшиеся типы заданий

усложняются. Во-вторых, происходит слияние циклов, относящихся к различным

тождествам, в силу чего повышается роль действий по распознаванию

применимости того или иного тождества.

Отметим особенности циклов заданий, связанных с тождествами для элементарных

функций. Эти особенности обусловлены тем, что, во-первых, соответствующие

тождества изучаются в связи с изучением функционального материала и, во-

вторых, они появляются позже тождеств первой группы и изучаются с

использованием уже сформированных навыков проведения тождественных

преобразований.

Каждая вновь вводимая элементарная функция резко расширяет область чисел,

которые могут быть обозначены и названы индивидуально. Поэтому в первую

группу заданий циклов должны войти задания на установление связи этих новых

числовых областей с исходной областью рациональных чисел. Приведем примеры

таких заданий.

Пример 1. Вычислить:

Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений

Рядом с каждым выражением указано тождество, в циклах по которым могут

присутствовать предлагаемые задания. Цель таких заданий – в освоении

особенностей записей, включающих символы новых операций и функций, и в

развитии навыков математической речи.

Значительная часть использования тождественных преобразований, связанных с

элементарными функциями, приходится на решение иррациональных и

трансцендентных уравнений. В циклы, относящиеся к усвоению тождеств, входят

только наиболее простые уравнения, но уже здесь целесообразно проводить

работу по усвоению приема решения таких уравнений: сведение его путем замены

неизвестного к алгебраическому уравнению.

Последовательность шагов при этом способе решения такова:

а) найти функцию Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений , для которой данное уравнение Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений представимо в виде Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений ;

б) произвести подстановку Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений и решить уравнение Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.