Курсовая: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений
Приднестровский государственный университет
им. Т.Г. Шевченко
Физико-математический факультет
Кафедра математического анализа
и методики преподавания математики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Тождественные преобразования
показательных и логарифмических
выражений»
Работу выполнила:
студентка _______ группы
физико-математического ф-та
_________________________
Работу проверила:
_________________________
Тирасполь, 2003г.
Содержание:
Введение..........................2
Глава 1. Тождественные преобразования и методика преподавания в
школьном курсе алгебры и начала анализа................4
§1. Формирование навыков применения конкретных видов преобразований............4
§2. Особенности организации системы знаний при изучении тождественных
преобразований .........................5
§3. Программа по математике ................11
Глава 2. Тождественные преобразования и вычисления
показательных и логарифмических выражений.....................13
§1. Обобщение понятия степени................13
§2. Показательная функция..................15
§3. Логарифмическая функция................16
Глава 3. Тождественные преобразования показательных и
логарифмических выражений на практике
..........................................................................19
Заключение..........................24
Список использованной литературы...............25
Введение
В данной курсовой работе будет рассмотрено тождественные преобразования
показательной и логарифмической функции, рассмотрена методика преподавания их
в школьном курсе алгебры и начала анализа.
Первая глава данной работы описывает методику преподавания тождественных
преобразований в школьном курсе математики, так же включает программу по
математике в курсе «Алгебры и начала анализа» с изучением показательной и
логарифмической функции.
Вторая глава рассматривает непосредственно саму показательную и
логарифмическую функции, их основные свойства, используемые при тождественных
преобразованиях.
Третья глава – решение примеров и задач с использованием тождественных
преобразований показательной и логарифмической функции.
Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную
часть учебного времени в курсе школьной математики. Простейшие
преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся
уже в начальной школе и в IV–V классах. Но основную нагрузку по формированию
умений и навыков выполнения преобразований несет на себе курс школьной
алгебры. Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия
совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их
обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением
обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного
преобразования, логического следования.
Культура выполнения тождественных преобразований развивается так же, как и
культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами
(числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения. Она
проявляется не только в умении правильно обосновать преобразования, но и в
умении найти кратчайший путь перехода от исходного аналитического выражения к
выражению, наиболее соответствующему цели преобразования, в умении проследить
за изменением области определения аналитических выражений в цепочке
тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения
преобразований.
Обеспечение высокой культуры вычислений и тождественных преобразований
представляет важную проблему обучения математике. Однако эта проблема
решается еще далеко не удовлетворительно. Доказательство этому –
статистические данные органов народного образования, в которых ежегодно
констатируются ошибки и нерациональные приемы вычислений и преобразований,
допускаемые учащимися различных классов при выполнении контрольных работ. Это
подтверждается и отзывами высших учебных заведений о качестве математических
знаний и навыков абитуриентов. Нельзя не согласиться с выводами органов
народного образования и вузов о том, что недостаточно высокий уровень
культуры вычислений и тождественных преобразований в средней школе является
следствием формализма в знаниях учащихся, отрыва теории от практики.
Глава 1.
Тождественные преобразования и методика преподавания
в школьном курсе алгебры и начала анализа.
§1. Формирование навыков применения
конкретных видов преобразований.
Система приемов и правил проведения преобразований, используемая на этапе
начал алгебры, имеет очень широкую область приложений: она используется в
изучении всего курса математики. Однако именно в силу своей малой
специфичности эта система нуждается в дополнительных преобразованиях,
учитывающих особенности структуры преобразуемых выражений и свойства вновь
вводимых операций и функций. Освоение соответствующих видов преобразований
начинается с введения формул сокращенного умножения. Затем рассматриваются
преобразования, связанные с операцией возведения в степень, с различными
классами элементарных функций – показательных, степенных, логарифмических,
тригонометрических. Каждый из этих типов преобразований проходит этап
изучения, на котором внимание сосредоточивается на усвоении их характерных
особенностей.
По мере накопления материала появляется возможность выделить и общие черты
всех рассматриваемых преобразований и на этой основе ввести понятия
тождественного и равносильного преобразований.
Следует обратить внимание на то, что понятие тождественного преобразования
дается в школьном курсе алгебры не в полной общности, а только в применении к
выражениям. Преобразования разделяются на два класса: тождественные
преобразования – это преобразования выражений, и равносильные –
преобразования формул. В случае, когда возникает потребность в упрощении
одной части формулы, в этой формуле выделяется выражение, которое и служит
аргументом применяемого тождественного преобразования. Соответствующий
предикат при этом считается неизменным.
Что касается организации целостной системы преобразований (синтез), то
основная её цель состоит в формировании гибкого и мощного; аппарата, пригодного
для использования в решении разнообразных учебных заданий.
В курсе алгебры и начал анализа целостная система преобразований, в основных
чертах уже сформированная, продолжает постепенно совершенствоваться. К ней
также добавляются некоторые новые виды преобразований, однако они только
обогащают ее, расширяют ее возможности, но не меняют ее структуру. Методика
изучения этих новых преобразований практически не отличается от применяемой в
курсе алгебры.
§2. Особенности организации системы заданий
при изучении тождественных преобразований.
Основной принцип организации любой системы заданий – предъявление их от простого
к сложному с учетом необходимости преодоления учениками посильных трудностей и
создания проблемных ситуаций. Указанный основной принцип требует конкретизации
применительно к особенностям данного учебного материала. Для описания различных
систем заданий в методике математики используется понятие цикла упражнений.
Цикл упражнений характеризуется соединением в последовательности упражнений
нескольких аспектов изучения и приемов расположения материала. По отношению к
тождественным преобразованиям представление о цикле может быть дано следующим
образом.
Цикл упражнений связан с изучением одного тождества, вокруг которого
группируются другие тождества, находящиеся с ним в естественной связи. В
состав цикла наряду с исполнительными входят задания, требующие распознавания
применимости рассматриваемого тождества. Изучаемое тождество применяется для
проведения вычислений на различных числовых областях. Учитывается специфика
тождества; в частности, организуются связанные с ним обороты речи.
Задания в каждом цикле разбиты на две группы. К первой относятся задания,
выполняемые при первоначальном знакомстве с тождеством. Они служат учебным
материалом для нескольких идущих подряд уроков, объединенных одной темой.
Вторая группа упражнений связывает изучаемое тождество с различными
приложениями. Эта группа не образует композиционного единства – упражнения
здесь разбросаны по различным темам.
Описанная структура цикла относится к этапу формирования навыков применения
конкретных видов преобразований. На заключительном этапе – этапе синтеза
циклы видоизменяются. Во-первых, объединяются обе группы заданий, образующие
«развернутый» цикл, причем из первой группы исключаются наиболее простые по
формулировкам или по сложности выполнения задания. Оставшиеся типы заданий
усложняются. Во-вторых, происходит слияние циклов, относящихся к различным
тождествам, в силу чего повышается роль действий по распознаванию
применимости того или иного тождества.
Отметим особенности циклов заданий, связанных с тождествами для элементарных
функций. Эти особенности обусловлены тем, что, во-первых, соответствующие
тождества изучаются в связи с изучением функционального материала и, во-
вторых, они появляются позже тождеств первой группы и изучаются с
использованием уже сформированных навыков проведения тождественных
преобразований.
Каждая вновь вводимая элементарная функция резко расширяет область чисел,
которые могут быть обозначены и названы индивидуально. Поэтому в первую
группу заданий циклов должны войти задания на установление связи этих новых
числовых областей с исходной областью рациональных чисел. Приведем примеры
таких заданий.
Пример 1. Вычислить:
Рядом с каждым выражением указано тождество, в циклах по которым могут
присутствовать предлагаемые задания. Цель таких заданий – в освоении
особенностей записей, включающих символы новых операций и функций, и в
развитии навыков математической речи.
Значительная часть использования тождественных преобразований, связанных с
элементарными функциями, приходится на решение иррациональных и
трансцендентных уравнений. В циклы, относящиеся к усвоению тождеств, входят
только наиболее простые уравнения, но уже здесь целесообразно проводить
работу по усвоению приема решения таких уравнений: сведение его путем замены
неизвестного к алгебраическому уравнению.
Последовательность шагов при этом способе решения такова:
а) найти функцию , для которой данное уравнение представимо в виде ;
б) произвести подстановку и решить уравнение ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|