Показательные уравнения с параметрами.
Многие показательные уравнения с параметрами сводятся к элементарным
показательным уравнениям вида а f (x) =
b φ(х) (*), где а > 0, b
> 0.
Область допустимых значений такого уравнения находится как пересечение
областей допустимых значений функций f(x) и φ (х).
Для решения уравнения (*) нужно рассмотреть следующие случаи:
1) При а = b = 1 решением уравнения (*) является
область его допустимых значений D.
2) При а = 1, b ≠ 1 решением уравнения (*)
служит решение уравнения φ(х) = 0 на области допустимых
значений D.
3) При а ≠ 1, b = 1 решение уравнения (*)
находится как решение уравнения f(х) = 0 на области
D.
4) При а = b (а > 0, а ≠ 1,
b >0, b ≠ 1) уравнение (*) равносильно уравнению
f(х) = φ(х) на области D.
5) При а ≠ b (а > 0, а ≠
1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) тождественно
уравнению
log c a f(x) = log c b φ(x) (c > 0, c ≠ 1) на области D.
Пример. Решите уравнение: а х + 1 = b 3 – х
Решение. ОДЗ уравнения: х R, а > 0, b >0.
1) При а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла.
2) При а = b = 1, х R.
3) При а = 1, b ≠ 1 имеем: b 3 – х = 1 или 3 – х = 0 х = 3.
4) При а ≠ 1, b = 1 получим: а х + 1 = 1 или х + 1 = 0 х = -1.
5) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b
>0, b ≠ 1) имеем: х + 1 =3 – х
х = 1.
6) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1,
b >0, b ≠ 1) прологарифмируем исходное уравнение
по основанию а, получим:
, х + 1 = ( 3 – х ) log a b ,
Ответ: при а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла;
при а = b = 1, х R;
при а = 1, b ≠ 1 х = 3.
при а ≠ 1, b = 1 х = -1
при а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) х = 1
при а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)
Логарифмические уравнения с параметром.
Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению
корней элементарного логарифмического уравнения. Важным моментом решения
уравнений такого типа является проверка принадлежности найденных
корней ОДЗ исходного уравнения.
Пример. Решите уравнение 2 – log (1 + х) = 3 log а - log ( х 2 – 1 )2
Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1.
Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного
уравнения:
log а а2 + log ( х2 - 1) = log а ()3 + log a,
log а ( а2 (х2 - 1)) = log а (()3 ),
а2 (х2 - 1) = (х - 1) ,
а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1)
Так как х ≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части
уравнения на (х - 1)
а2 =
Возведем обе части полученного уравнения в квадрат:
а4 (х + 1) = х – 1 а4 х + а4 = х – 1 х( 1 - а4 ) = а4 + 1
Так как а ≠ -1 и а ≠ 1, то
Для того чтобы значения х являлось решением уравнения, должно
выполняться условие х > 1, то есть
Выясним, при каких значениях параметра а это неравенство истинно:
,
Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 –
а4 > 0, то есть при
а < 1.
Итак, при 0 < a < 1, x > 1, значит при 0 <
a < 1 х является корнем исходного уравнения.
Ответ: при а ≤ 0, а = 1 уравнение не имеет смысла;
при а > 1 решений нет;
при 0 < a < 1
ГЛАВА 2
§1. Разработка факультативных занятий по теме.
В общеобразовательных классах данная тема не берется в явном виде.
Она рассматривается в заданиях более сложного характера. Например, при
изучении темы "Квадратные уравнения", можно встретить следующие
задания:
1) При каком р уравнение х2 – 2х + 1 = р имеет один корень ?
2) При каких значениях параметра р сумма корней квадратного
уравнения
х2 + ( р 2 + 4р – 5 ) х – р = 0 равна нулю ?
В классах с углубленным изучением математики уравнения с параметрами
целенаправленно начинают изучать с 8 класса. Именно в этот период
вводится понятие "параметр". Основная задача – научить учащихся решать
уравнения с одним параметром.
Ученики должны уяснить, что уравнения с параметром – это семейство
уравнений, определяемых параметром. Отсюда и вытекает способ решения: в
зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества множества
допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества
находится соответствующее множество корней уравнения. Нужно обратить
внимание на запись ответа. В нем должно быть указано для каждого
значения параметра (или множества его значений), сколько корней имеет
это уравнение и какого вида.
На факультативных занятиях следует разобрать следующие виды задач:
1) на разрешимость: определить параметры, при которых задача имеет
хотя бы одно решение или не имеет решений вовсе.
2) на разрешимость на множестве: определить все параметры, при
которых задача имеет m решений на множестве М или не имеет решений
на множестве М.
3) на исследование: для каждого параметра найти все решения
заданной задачи.
Разработка факультативных занятий приведена в приложении. Структура
следующая:
Занятие№1. Решение линейных и квадратных уравнений
с параметрами.
Занятие№2. Решение линейных и квадратных уравнений
с параметрами.
Занятие№3. Решение дробно-рациональных и иррациональных
уравнений с параметрами.
Занятие№4. Тест
Занятие№5. Решение тригонометрических уравнений
с параметрами.
Занятие№6. Решение тригонометрических уравнений
с параметрами.
Занятие№7. Решение показательных и логарифмических
уравнений с параметрами.
Занятие№8. Тест
Занятие№1
Занятие№2
Занятие №3
Занятие № 4.
Вариант I.
- Решите уравнение k(x - 4) + 2 ( х + 1) = 1 относительно х.
а) при k=-2 корней нет; при k=-2 ;
б) при k-2 корней нет; при k=-2 ;
в) при k=-2 корней нет; при k=-2 и k=0,25 .
- Решите уравнение 2а( а - 2)х = а2 – 5а+6 относительно х
а) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 ;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|