В расходомере (изготовленном из плексигласа) имеется канал, по
которому протекает вода, приведенная в движение насосом. В канале
перпендикулярно дв
ижущемуся потоку расположена площадка, соединенная со стрелкой
расходомера. Укрепляют расходомер на специальном штативе с помощью
вертикального стержня. С другими приборами он соединен резиновыми
трубками. Вверху расходомера имеется отверстие, закрепленное винтом,
необходимым для выпуска воздуха при заполнении системы водой.
Демонстрации с установкой сводятся к следующему. Когда установка
состоит из насоса и трубки (рис.4) демонстрируют циркуляцию воды,
аналогичную движению зарядов в электрической цепи.
[pic]
рис.4.
Поочередно закрывая краны, показывают, что краны можно установить в
любом месте. Аналогично этому в электрической цепи можно установить
где угодно выключатель.
Когда установка собрана с расходомером (рис.5) изменяют число оборотов
двигателя (меняют напор воды) и стрелка расходомера сильно отклоняется.
Сжимая в любом месте резиновую трубку, показывают изменение потока воды при
одном и том же напоре.
[pic]
рис.5.
Когда установка собрана целиком (см. рис. 2), обращают внимание на
показания манометра, который аналогичен вольтметру в электрической цепи.
Одновременно демонстрируют величины, аналогичные электродвижущей силе и
напряжению. Действительно, если открыть кран 6, а кран 7 закрыть, то
циркуляции воды не будет, и манометр покажет максимальную разность давлений
при таком числе оборотов. Это показание манометра аналогично
электродвижущей силе. Если же кран 7 открыть, то вследствие движения воды
турбина приходит в движение и показания манометра уменьшаются. (Показания
манометра аналогичны напряжению, а показания расходомера — току.)
Изменяя сопротивление трубок (набор трубок различного поперечного
сечения и длины) движению воды, показывают зависимость между напором и
сопротивлением движению воды, которая аналогична закону Ома для полной
цепи.
Познакомив учащихся с отдельными элементами электрической цепи, надо
собрать простейшую электрическую цепь (потребитель — лампа накаливания,
источник тока - батарея элементов, соединительные провода и выключатель),
а рядом с ней расположить соответствующую установку для демонстрации
гидродинамической аналогии (рис.2). Видно, что при работе насоса
создается разность давлений (напор), под действием которого вода
перемещается по трубкам и приводит в движение турбину. Вода в системе
циркулирует. Аналогично происходит направленное перемещение зарядов в
электрической цепи. Разрыв цепи (в любом месте) нарушает это движение.
Последнее дает возможность исключить часто встречающуюся ошибку: учащиеся
полагают, что ключ в цепи ставят не в любом месте, а обязательно между
положительным полюсом источника тока и потребителем. Одновременно с этим
объясняют, что в системе происходят определенные превращения энергии и что
основным потребителем энергии является турбина.
Затем рассматривают явления в цепях переменного тока с емкостью и
индуктивностью, а также сдвиг фаз между током и напряжением.
2. Цепь переменного тока с емкостью.
В электростатике было изучено устройство конденсатора и его основные
свойства. При этом отмечалось, что постоянный ток не проходит в цепи с
емкостью, так как диэлектрик конденсатора разрывает цепь. Иначе обстоит
дело в цепи переменного тока. Чтобы показать это, составляют цепь с
батареей конденсаторов и последовательно включенной с ней лампой
накаливания (рис.7).
Лампа горит-значит, в цепи есть ток. При изменении емкости батареи
конденсаторов изменяется накал волоска лампы. Это говорит о том, что в
данной электрической цепи есть особое (емкостное) сопротивление, которое
зависит от емкости.
Для разъяснения этого факта полезны гидродинамические аналогии
показанные на рис.8.
[pic]
рис.8
На этих моделях рассматривают возвратно-поступательное движение насоса
(или вращение насоса) то в одну, то в другую сторону; при этом упругая
перепонка прогибается в соответствующие стороны. Происходит перемещение
жидкости в трубах (ток), но жидкость не проходит через перепонку, так же
как и заряды в электрической цепи не проходят через диэлектрик
конденсатора.
3. Цепь переменного тока с индуктивностью.
Наличие индуктивного сопротивления в цепи переменного тока можно
продемонстрировать на опыте. Составим цепь из катушки большой индуктивности
и электрической лампы накаливания (рис.9).
Рис.9.
С помощью переключателя можно подключить эту цепь либо к источнику
постоянного напряжения, либо к источнику переменного напряжения. При этом
постоянное напряжение и действующее значение переменного напряжения должны
быть равны между собой. Опыт показывает, что лампа светится ярче при
постоянном напряжении. Действующее значение силы переменного тока в
рассматриваемой цепи меньше силы постоянного тока. Это объясняется явлением
самоиндукции. При подключении катушки к источнику постоянного напряжения
сила тока в цепи нарастает постепенно. Возникающее при нарастании силы тока
вихревое электрическое поле тормозит движение электронов и при прошествии
некоторого времени сила тока достигает наибольшего значения,
соответствующего данному постоянному напряжению. Если напряжение быстро
меняется, то сила тока не будет успевать достигать тех значений, которые
она бы приобрела с течением времени при постоянном напряжении.
Следовательно, максимальное значение силы переменного тока ограничивается
индуктивностью цепи и будет тем меньше, чем больше индуктивность и частота
приложенного напряжения.
Для индуктивного сопротивления полезна аналогия между индуктивностью в
цепи переменного тока и массой материального тела. В случае переменного
тока электродвижущая сила самоиндукции имеет место в цепи все время, а не
возникает лишь в момент включения и выключения тока, как это было в случае
постоянного тока. Наличие этой э.д.с. и объясняет появление индукционного
сопротивления.
Обычно рассмотрение цепи переменного тока с индуктивностью проходит
без больших затруднений, и аналогия между массой и индуктивностью носит
лишь иллюстративный характер. С помощью аналогии объясняют между катушкой
индуктивности и источником тока, появление индуктивного сопротивления, а
также сдвиг фаз между током и напряжением в данной цепи.
К сожалению, более наглядно гидродинамическую аналогию для этого
привести не удается.
4. Сдвиг фаз между колебаниями тока и напряжения в цепях переменного
тока.
Рассмотрим колебания пружинного маятника ( рис.10 ).
Верхнее положение x=A, v=0, a=am
x=0, v=vm, a=0
Нижнее положение x= - A, v=0, a=am
Рис.10.
Легко установить, что между смещением, скоростью и действующей силой
имеется сдвиг фаз (рис.11).
[pic]
[pic]
[pic]
Аналогия между механическими и электрическими колебаниями дает
возможность показать, что сдвиг фаз между током и напряжением естественен.
Вполне допустимо при этом вычертить график и установить соответствие между
величинами, характеризующими процессы в электрической цепи (I и U), и
величинами, характеризующими процессы в пружинном маятнике (x и v).
Графики аналогичны графику представленным на рис.11, только вместо
величин x, v, F ставятся аналогичные им величины q, i, U,то есть [pic] .
Для них
[pic]
i=q'; [pic]
[pic]
[pic]
Затем поясняют, что при максимальном значении напряжения сила тока в
цепи равна нулю и наоборот. Для этого на механической аналогии
показывается, что при максимальном значении действующей силы скорость равна
нулю, а когда скорость максимальна, равна нулю действующая сила.
§7. Аналогии при изучении постулатов Бора.
Формирование и развитие у учащихся модельных представлений атома как
структурной единицы вещества имеет важное научно – познавательное и
мировоззренческое значение.
В курсе физики 7 класса учащиеся узнают об атомах как о мельчайших
частицах вещества, из которых состоят более крупные образования – молекулы.
В курсе электричества 8 класса картина меняется: модель атома
становится доминирующей. Здесь у учащихся формируется представление об
атоме как о сложной динамической системе, состоящей из сконцентрированной в
небольшом объеме положительной части – ядра и электронов, движущихся
относительно ядра и несущих отрицательный заряд.
Планетарную модель атома доказывают опытом Резерфорда по рассеянию ? –
частиц металлическими пластинками. Известно несколько моделей этого опыта.
Например, при описании опыта Резерфорда использована аналогия с
зондированием кипы сена с помощью пуль. При этом по траектории пуль можно
определить, где спрятаны куски металла.
При рассказе о ядерной модели атома применяют аналогию с солнечной
системой. Здесь важны образные сравнения – аналогии: масса ядра атома в
несколько тысяч раз больше массы электрона (например, масса ядра атома
водорода больше массы электрона в 2000 раз), так же как и масса Солнца
больше массы отдельной планеты в несколько сотен тысяч раз (например,
больше массы Земли в 333000 раз). Другое сравнение : диаметр ядра примерно
в 10000 раз меньше диаметра атома; аналогично, диаметр Солнца (13000 км) во
много миллионов раз меньше размеров солнечной системы.
Эти сравнения помогают учащимся создать представление о масштабах ядерной
модели атома. Но движение электронов относительно ядра более сложнее, чем
орбитальное движение планет и оно подчиняется другим законам. Ядерную
модель атома затем используют для объяснения электризации тел, явления
электропроводности, при изучении электрического тока в металлах и
электролитах. О дальнейшем развитии планетарной модели атома рассказывают
после изучения фотоэффекта.
Для объяснения закономерностей фотоэффекта вводят представление о
дискретности светового излучения, а также понятие о фотоне как элементарной
частице света с энергией Е=h?. Отсюда возникает вопрос: является ли
дискретность энергетических состояний свойством, характерным лишь для
излучающих твердых тел, или же эта дискретность присуща любым атомным
системам?
Подобные рассуждения привели в 1913 году И. Бора к предположению о
неприменимости максвелловской электродинамики к электронам, движущимся в
атомах. В основу своей теории Н. Бор положил следующие постулаты:
1) в атоме происходят движения электронов по некоторым стационарным
круговым орбитам без излучения;
2) стационарными будут те орбиты, для которых момент количества движения
электрона mvR равен целому кратному величины h/2?, то есть
mvnRn=nh/2? , где n=1, 2, 3….
3) излучение и поглощение света атомами происходит при переходе электронов
с одних стационарных орбит на другие.
Планетарная модель атома в теории Бора “модернизирована”, то есть электроны
могут перескакивать с орбиты на орбиту, когда атом переходит из одного
стационарного состояния в другое.
Так, при изложении вопроса об излучении света атомом существует
аналогия с реальным макропроцессом—вылетом стрелы из лука.
Оба процесса возможны только в том случае, если участвующие в них
объекты (атом, лук) находятся в возбужденном состоянии (в последнем случае
под «возбуждением» понимается натяжение тетивы). Тетива и атом в конечном
счете возвращаются в невозбужденное состояние (ему соответствует наименьшее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|