на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Аналогии в курсе физики средней школы

В расходомере (изготовленном из плексигласа) имеется канал, по

которому протекает вода, приведенная в движение насосом. В канале

перпендикулярно дв

ижущемуся потоку расположена площадка, соединенная со стрелкой

расходомера. Укрепляют расходомер на специальном штативе с помощью

вертикального стержня. С другими приборами он соединен резиновыми

трубками. Вверху расходомера имеется отверстие, закрепленное винтом,

необходимым для выпуска воздуха при заполнении системы водой.

Демонстрации с установкой сводятся к следующему. Когда установка

состоит из насоса и трубки (рис.4) демонстрируют циркуляцию воды,

аналогичную движению зарядов в электрической цепи.

[pic]

рис.4.

Поочередно закрывая краны, показывают, что краны можно установить в

любом месте. Аналогично этому в электрической цепи можно установить

где угодно выключатель.

Когда установка собрана с расходомером (рис.5) изменяют число оборотов

двигателя (меняют напор воды) и стрелка расходомера сильно отклоняется.

Сжимая в любом месте резиновую трубку, показывают изменение потока воды при

одном и том же напоре.

[pic]

рис.5.

Когда установка собрана целиком (см. рис. 2), обращают внимание на

показания манометра, который аналогичен вольтметру в электрической цепи.

Одновременно демонстрируют величины, аналогичные электродвижущей силе и

напряжению. Действительно, если открыть кран 6, а кран 7 закрыть, то

циркуляции воды не будет, и манометр покажет максимальную разность давлений

при таком числе оборотов. Это показание манометра аналогично

электродвижущей силе. Если же кран 7 открыть, то вследствие движения воды

турбина приходит в движение и показания манометра уменьшаются. (Показания

манометра аналогичны напряжению, а показания расходомера — току.)

Изменяя сопротивление трубок (набор трубок различного поперечного

сечения и длины) движению воды, показывают зависимость между напором и

сопротивлением движению воды, которая аналогична закону Ома для полной

цепи.

Познакомив учащихся с отдельными элементами электрической цепи, надо

собрать простейшую электрическую цепь (потребитель — лампа накаливания,

источник тока - батарея элементов, соединительные провода и выключатель),

а рядом с ней расположить соответствующую установку для демонстрации

гидродинамической аналогии (рис.2). Видно, что при работе насоса

создается разность давлений (напор), под действием которого вода

перемещается по трубкам и приводит в движение турбину. Вода в системе

циркулирует. Аналогично происходит направленное перемещение зарядов в

электрической цепи. Разрыв цепи (в любом месте) нарушает это движение.

Последнее дает возможность исключить часто встречающуюся ошибку: учащиеся

полагают, что ключ в цепи ставят не в любом месте, а обязательно между

положительным полюсом источника тока и потребителем. Одновременно с этим

объясняют, что в системе происходят определенные превращения энергии и что

основным потребителем энергии является турбина.

Затем рассматривают явления в цепях переменного тока с емкостью и

индуктивностью, а также сдвиг фаз между током и напряжением.

2. Цепь переменного тока с емкостью.

В электростатике было изучено устройство конденсатора и его основные

свойства. При этом отмечалось, что постоянный ток не проходит в цепи с

емкостью, так как диэлектрик конденсатора разрывает цепь. Иначе обстоит

дело в цепи переменного тока. Чтобы показать это, составляют цепь с

батареей конденсаторов и последовательно включенной с ней лампой

накаливания (рис.7).

Лампа горит-значит, в цепи есть ток. При изменении емкости батареи

конденсаторов изменяется накал волоска лампы. Это говорит о том, что в

данной электрической цепи есть особое (емкостное) сопротивление, которое

зависит от емкости.

Для разъяснения этого факта полезны гидродинамические аналогии

показанные на рис.8.

[pic]

рис.8

На этих моделях рассматривают возвратно-поступательное движение насоса

(или вращение насоса) то в одну, то в другую сторону; при этом упругая

перепонка прогибается в соответствующие стороны. Происходит перемещение

жидкости в трубах (ток), но жидкость не проходит через перепонку, так же

как и заряды в электрической цепи не проходят через диэлектрик

конденсатора.

3. Цепь переменного тока с индуктивностью.

Наличие индуктивного сопротивления в цепи переменного тока можно

продемонстрировать на опыте. Составим цепь из катушки большой индуктивности

и электрической лампы накаливания (рис.9).

Рис.9.

С помощью переключателя можно подключить эту цепь либо к источнику

постоянного напряжения, либо к источнику переменного напряжения. При этом

постоянное напряжение и действующее значение переменного напряжения должны

быть равны между собой. Опыт показывает, что лампа светится ярче при

постоянном напряжении. Действующее значение силы переменного тока в

рассматриваемой цепи меньше силы постоянного тока. Это объясняется явлением

самоиндукции. При подключении катушки к источнику постоянного напряжения

сила тока в цепи нарастает постепенно. Возникающее при нарастании силы тока

вихревое электрическое поле тормозит движение электронов и при прошествии

некоторого времени сила тока достигает наибольшего значения,

соответствующего данному постоянному напряжению. Если напряжение быстро

меняется, то сила тока не будет успевать достигать тех значений, которые

она бы приобрела с течением времени при постоянном напряжении.

Следовательно, максимальное значение силы переменного тока ограничивается

индуктивностью цепи и будет тем меньше, чем больше индуктивность и частота

приложенного напряжения.

Для индуктивного сопротивления полезна аналогия между индуктивностью в

цепи переменного тока и массой материального тела. В случае переменного

тока электродвижущая сила самоиндукции имеет место в цепи все время, а не

возникает лишь в момент включения и выключения тока, как это было в случае

постоянного тока. Наличие этой э.д.с. и объясняет появление индукционного

сопротивления.

Обычно рассмотрение цепи переменного тока с индуктивностью проходит

без больших затруднений, и аналогия между массой и индуктивностью носит

лишь иллюстративный характер. С помощью аналогии объясняют между катушкой

индуктивности и источником тока, появление индуктивного сопротивления, а

также сдвиг фаз между током и напряжением в данной цепи.

К сожалению, более наглядно гидродинамическую аналогию для этого

привести не удается.

4. Сдвиг фаз между колебаниями тока и напряжения в цепях переменного

тока.

Рассмотрим колебания пружинного маятника ( рис.10 ).

Верхнее положение x=A, v=0, a=am

x=0, v=vm, a=0

Нижнее положение x= - A, v=0, a=am

Рис.10.

Легко установить, что между смещением, скоростью и действующей силой

имеется сдвиг фаз (рис.11).

[pic]

[pic]

[pic]

Аналогия между механическими и электрическими колебаниями дает

возможность показать, что сдвиг фаз между током и напряжением естественен.

Вполне допустимо при этом вычертить график и установить соответствие между

величинами, характеризующими процессы в электрической цепи (I и U), и

величинами, характеризующими процессы в пружинном маятнике (x и v).

Графики аналогичны графику представленным на рис.11, только вместо

величин x, v, F ставятся аналогичные им величины q, i, U,то есть [pic] .

Для них

[pic]

i=q'; [pic]

[pic]

[pic]

Затем поясняют, что при максимальном значении напряжения сила тока в

цепи равна нулю и наоборот. Для этого на механической аналогии

показывается, что при максимальном значении действующей силы скорость равна

нулю, а когда скорость максимальна, равна нулю действующая сила.

§7. Аналогии при изучении постулатов Бора.

Формирование и развитие у учащихся модельных представлений атома как

структурной единицы вещества имеет важное научно – познавательное и

мировоззренческое значение.

В курсе физики 7 класса учащиеся узнают об атомах как о мельчайших

частицах вещества, из которых состоят более крупные образования – молекулы.

В курсе электричества 8 класса картина меняется: модель атома

становится доминирующей. Здесь у учащихся формируется представление об

атоме как о сложной динамической системе, состоящей из сконцентрированной в

небольшом объеме положительной части – ядра и электронов, движущихся

относительно ядра и несущих отрицательный заряд.

Планетарную модель атома доказывают опытом Резерфорда по рассеянию ? –

частиц металлическими пластинками. Известно несколько моделей этого опыта.

Например, при описании опыта Резерфорда использована аналогия с

зондированием кипы сена с помощью пуль. При этом по траектории пуль можно

определить, где спрятаны куски металла.

При рассказе о ядерной модели атома применяют аналогию с солнечной

системой. Здесь важны образные сравнения – аналогии: масса ядра атома в

несколько тысяч раз больше массы электрона (например, масса ядра атома

водорода больше массы электрона в 2000 раз), так же как и масса Солнца

больше массы отдельной планеты в несколько сотен тысяч раз (например,

больше массы Земли в 333000 раз). Другое сравнение : диаметр ядра примерно

в 10000 раз меньше диаметра атома; аналогично, диаметр Солнца (13000 км) во

много миллионов раз меньше размеров солнечной системы.

Эти сравнения помогают учащимся создать представление о масштабах ядерной

модели атома. Но движение электронов относительно ядра более сложнее, чем

орбитальное движение планет и оно подчиняется другим законам. Ядерную

модель атома затем используют для объяснения электризации тел, явления

электропроводности, при изучении электрического тока в металлах и

электролитах. О дальнейшем развитии планетарной модели атома рассказывают

после изучения фотоэффекта.

Для объяснения закономерностей фотоэффекта вводят представление о

дискретности светового излучения, а также понятие о фотоне как элементарной

частице света с энергией Е=h?. Отсюда возникает вопрос: является ли

дискретность энергетических состояний свойством, характерным лишь для

излучающих твердых тел, или же эта дискретность присуща любым атомным

системам?

Подобные рассуждения привели в 1913 году И. Бора к предположению о

неприменимости максвелловской электродинамики к электронам, движущимся в

атомах. В основу своей теории Н. Бор положил следующие постулаты:

1) в атоме происходят движения электронов по некоторым стационарным

круговым орбитам без излучения;

2) стационарными будут те орбиты, для которых момент количества движения

электрона mvR равен целому кратному величины h/2?, то есть

mvnRn=nh/2? , где n=1, 2, 3….

3) излучение и поглощение света атомами происходит при переходе электронов

с одних стационарных орбит на другие.

Планетарная модель атома в теории Бора “модернизирована”, то есть электроны

могут перескакивать с орбиты на орбиту, когда атом переходит из одного

стационарного состояния в другое.

Так, при изложении вопроса об излучении света атомом существует

аналогия с реальным макропроцессом—вылетом стрелы из лука.

Оба процесса возможны только в том случае, если участвующие в них

объекты (атом, лук) находятся в возбужденном состоянии (в последнем случае

под «возбуждением» понимается натяжение тетивы). Тетива и атом в конечном

счете возвращаются в невозбужденное состояние (ему соответствует наименьшее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.