на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Демократизация взаимоотношений учитель-ученик

ролями, сопереживание, самоутверждение.

Задача педагога при осуществлении информационной функции общения -

обеспечить процесс обмена духовными и материальными ценностями, создать

условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного

процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога

- способствовать осознанию своего "Я", ощущению своей личностной

значимости, формированию адекватной самооценки.

Сопереживание - обеспечивает условия для понимания чувств другого

человека, для способности стать на точку зрения другого.

Знание этих функций поможет учителю организовать общение с учениками на

уроке и вне.

Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько

этапов и включает в себя/7/:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом

(прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального

взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на

предстоящую деятельность.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее

познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы.

Этап, называемый "коммуникативной атакой", говорит сам за себя: нужна

техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами само

презентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу

школьников, организовывать диалогическое общение.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средства и

результата/12/.

Мы советуем учителю обратить внимание на развитие на оперативность

начала контакта, формирование основы демократизации - чувства "МЫ",

введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию

собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу

учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный

контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным

учащимся.

Все это помогает преодолевать барьеры, возникающие у учителя, особенно

в начале педагогической деятельности.

Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных

форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического

общения.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-

положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной

работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники

раскованны, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям ("Как

мне надоел ваш класс", "Умничать научились, а писать грамотно - нет" и др.)

Общение - важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая

во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности

общение - это не только обыденная функция взаимодействия, но и

функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является

общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент

взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают

дополнительную нагрузку. Профессиональная педагогическая деятельность часто

становиться объектом критики, разрушающего вмешательства и просто огульного

отрицания.

Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает

специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического

общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена

информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и

самоутверждения.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения

является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности

взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер

взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в

совокупности стиль педагогического общения.

В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип

складывается на основе высоких профессионально-этических установок

педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом.

Общая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их

руководством.

Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль

педагогического общения. Он является предпосылкой учебно-воспитательной

деятельности. Но нельзя превращать дружественность в панибратские отношения

с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном

процессе.

Общение-диалог. Предполагает сотрудничество на взаимном уважении.

Общение-дистанция. Самый распространенный стиль педагогического

общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Здесь

существует дистанция во всех сферах общения, которая ведет к формализации

системы социально-психологического взаимодействия и не способствует

созданию творческой атмосферы. Но дистанция должна существовать и

диктоваться логикой процесса, а не волей учителя.

Общение-устрашение. Самая негативная форма общения, чаще всего к ней

прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать

продуктивную совместную деятельность. Происходит полное разрушение

творческой деятельности.

Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную

роль. Подчеркивает стремление завоевать дешевый ложный авторитет, а это

противоречит требованиям педагогической этики/14/.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия,

которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий

неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности

педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура

налаживания взаимоотношений.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными

параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и

д.р./17/

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает

общение важнейшим условием и средством развития личности.

Необходимо также отметить, что выбор стиля педагогического общения

неразрывно связан с выбором педагогического стиля вообще.

В психологии и педагогике разработаны четкие черты социально-

психологического портрета различных типов руководителей, анализируется

техника их общения с членами коллектива. Рассмотрим вкратце основные стили

руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействие.

Авторитарный стиль (разящие стрелы). Учитель единолично определяет

направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть,

работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире

догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция,

выговор. Редкая благодарность звучит как команда, иногда как оскорбление.

Обнаружив ошибку, учитель высмеивает виновного. В его отсутствие работа

замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него

преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократический стиль (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре

руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель

деятельности до сознания каждого. Демократичный учитель старается наиболее

оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и

способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет,

информация.

Либеральный стиль (плывущий плот) - анархический, попустительский.

Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет

активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим

противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за

происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Лучший стиль руководства - демократический. Хотя количественные

показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание

работать, не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий

тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.

Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и

создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле

задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов,

именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает

неадекватный уровень притязаний.

Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем

работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Анализ характерных черт названных стилей (в идеальном варианте они

встречаются редко), показывает, почему, несмотря на обилие отрицательных

качеств, либеральный стиль живуч. Преподаватель данного стиля не портит ни

с кем отношений, стремится внешне (на словах) угодить всем, но он очень

вредит делу. Среди преподавателей либералы встречаются нередко - около 19%.

Их главной чертой является формализм - формальное отношение к своим

обязанностям.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен

демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический

стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в

целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы

наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений

преподавателя с учениками. Демократизация здесь это творческий и деловой

подход, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме

демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое

значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

На практике часто встречается, что отдельный преподаватель проявляет

так называемый "смешанный стиль" взаимоотношений с учениками.

Демократический стиль может часто смешиваться с непоследовательным стилем.

Таким образом, имея теоретически три стиля взаимоотношений, мы реально

получаем 9 типов взаимоотношений. Наше исследование показало, что после

ушедшего классного руководителя "автократа" не рекомендуется ставить

"либерала", но наоборот возможно. "Демократа" можно назначить после любого

предшественника.

Выводы по главе.

Для успешного выполнения общения учитель должен уметь занимать

эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень

свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как

професссионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе

коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь

человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между

учителем и учеником.

Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в

насильственном программировании личности.

Личностно ориентированная педагогика основывается на гуманизации и

демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует

творческому развитию личности педагога и учеников.

Глава II.

Методические подходы к демократизации взаимоотношений на уроке иностранного

языка

§1. Методические условия выбора путей демократизации

взаимоотношений.

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока

иностранного языка. Создание этой атмосферы не очередная мода, а

требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей

обучения, поскольку целью является обучение общению, а успешно обучать

можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.