насущной необходимостью.
Разумеется, и на других уроках атмосфера общения не повредит, но на
уроке иностранного языка, при обучении общению, она жизненно необходима.
Если при ответе на вопросы по другим предметам его суть лежит в объективной
сфере познания, то на уроке иностранного языка совсем другая ситуация.
Согласно тематике учитель задает вопросы:
- Когда ты сегодня встал?
- Нравится ли тебе детективная литература?
- Любишь ли ты молоко?
При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не
отвечать на вопросы. Но взаимоотношения учитель-ученик не позволяют ему
отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом:
мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим
на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные
ответы. Самое пародоксальное то, что учитель довольствуется этим и
оценивает такие ответы положительно. И после этого все заявления, что
иностранный язык такое же средство общения, как и родной, звучат
демагогично и не убедительно/13/.
Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным
приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают
снять значительную напряженность в отношении ученика к иностранному языку.
Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине.
Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под
палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что
напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок
и будет поддерживаться, но лишь внешне. При обучении общению более важен и
речевой компонент, учитель и ученик должны стать партнерами по беседе.
“Современный урок должен стать уроком творческой дружбы”/18/.
Конечно, мотивация говорения порождается не только психологическим
комфортом. Но если нет этого, то парализуются и другие стимулы к речевой
деятельности /9/.
Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные,
подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем общению вне общения.
Можно возразить: но ведь все же основная задача урока - обучение, а не
демократизация взаимоотношений? Да, конечно. И речь идет вовсе не о том,
чтобы первое подменить вторым. Да и не нужно это, методически не выгодно,
ибо реальное общение - это стихия, а всякий учебный процесс требует
специальной подготовки. Методическая задача здесь состоит в том, чтобы
придать обучению характер и форму общения.
Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в
условиях демократизации взаимоотношений можно эффективно осуществить
воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения -
единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли
и добрые чувства.
Важным аспектом при обучении иностранному языку является
индивидуализация, как составная часть демократизации взаимоотношений, ибо
безликой речи не бывает - речь всегда индивидуальна.
Как реализовать индивидуальность? Надо очень хорошо изучить учеников
класса, интересы, характеры, жизненный опыт, все это необходимо свести в
специальную схему - методическую характеристику класса, которая
используется при подготовке и проведении уроков/10/. Сложность заключается
в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания
упражнений и их организации.
Таким образом, демократизация взаимоотношений возможна через
индивидуализацию при выполнении условно-речевых и речевых упражнений. Но
задача заключается не только в учете способностей, а и в целенаправленном
их развитии. Известный исследователь способностей И.Лейтес писал, что
многосторонне развитие способностей - это нормальное, полноценное выражение
человеческих возможностей. Итак, индивидуализация, как компонент
методического содержания демократизации отношений на уроке требует от
учителя придерживаться следующих положений:
- ведущей является личностная индивидуализация, т.е. учет при
выполнении упражнений всех свойств личности, что обеспечивает мотивацию и
интерес к учебной деятельности;
- индивидуализация пронизывает весь учебный процесс;
- важным аспектом индивидуализации является учет индивидуальных
свойств учащихся и их постоянное развитие.
§2. Анализ проведенной работы
Актуальность этой темы заключается в том, что в данное время в школе
все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все
больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и
учителей. Но, а то, как влияет стиль педагогического общения на эти
проблемы, учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав
одну модель поведения, они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не
смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь представление о том,
какому стилю педагогического общения присуще то или иное поведение в
конфликтной ситуации, то можно было бы избежать конфликтов, хотя бы
некоторых из них. А от стиля педагогической деятельности так же зависит и
общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего
процесса обучения. Поэтому так важно знать, какой же стиль педагогического
общения распространен сейчас в большей степени как каждый из стилей общения
влияет на результат обучения.
Новизна нашей работы в том, что мы постаралась рассмотреть не
только учителей, то, какой стиль общения они выбирают и диктуют ученикам и
считают сейчас наиболее распространенным, но и узнали мнение учащихся по
этому поводу.
Цель экспериментальной работы: исследование стилей педагогического
общения и результатов их воздействия на результаты обучения.
Задачи работы:
1. Узнать, какого же стиля педагогического общения придерживаются
сейчас учителя и какой стиль считают наилучшим.
2. Выявить, какой стиль индивидуальной педагогического общения
сейчас распространен наиболее среди учителей.
3. Установить доминирующие стратегии и стили поведения для
достижения демократизации взаимоотношений.
Из опроса учителей по теме "Какой стиль педагогического общения
предпочитают учителя?" из этого можно сделать вывод о том, какому же стилю
педагогического общения отдают сейчас предпочтения учителя. Были выявлены
следующие результаты:
|Стиль общения | Опытный педагог | Начинающий педагог |
|Общение-деятельность | 22% | 10% |
|Общение-расположение | 18% | 10% |
|Общение-диалог | 15% | 19% |
|Общение-дистанция | 27% | 20% |
|Общение-устрашение | 15% | 22% |
|Общение-заигрывание | 3% | 19% |
Учителя стараются придерживаться авторитарных тенденций, т.к.
современные модели поведения диктуют им это.
|Стратегия |соперник |сотрудник |равновес. |избежание |Приспособ |
|Кол-во % | 4 | 12 | 36 | 36 | 12 |
Из всех стилей решения конфликта учителя предпочитают равновесие,
это следствие того, что учителя все-таки не являются и не хотят являться
собственниками положения, они лучше уступят в чем- нибудь, не же ли пойдут
на дальнейший конфликт продолжительного действия. Хотя нередко случается и
такое.
Из большинства тех учителей, которые придерживаются авторитарного
стиля, выбирают компромисс, как стратегию поведения в конфликте и
компромиссный стиль решения конфликтных ситуаций.
Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как
стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения
конфликтных ситуаций.
Либеральному стилю руководства присуще избежание, как стратегия
поведения в конфликте и уходящий стиль решения конфликтных ситуаций.
И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:
"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с
приоритетом общечеловеческих ценностей. Жизни и здоровья ребенка.
3. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям
воспитанников.
6. Носить демократический характер управления образованием".
Выводы по главе.
Если мы хотим научить человека общению, то и учить этому надо в
условиях общения. Обучение методически должно быть организованно так, чтобы
оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно
лишь создав психологического комфорта. Только в этом случае возможен
перенос навыков и умений.
Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность,
должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и
общения являются для него более типичными, т.е. должен владеть навыками
самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения,
органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий
задачам личностного роста педагога и учеников.
Заключение.
Данная работа может стать своеобразным руководством к действию, но
только при одном условии - если подойти к уроку творчески и совершить
правильный выбор стиля педагогического общения.
Для этого необходимо несколько вещей - интуиция, опыт и владение
тактикой обучение, но не одно из этих качеств не должно стать
преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может
сослужить плохую службу - немало есть учителей, которые довольствуются
достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше.
Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками
и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника.
И то и другое одинаково плохо.
Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо
развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы
над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает
полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо
осознанная необходимость.
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие
слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".
Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.
Библиография.
Аристотель. Полное собрание сочинений. - Л.,
1979.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательной. - М., 1989.
2. 3. Белух ин Д.А. Основы личностно ориентированной
педагогики. - М. - Воронеж, 1996.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому
языку в средней школе. - М., 1988.
5. Блага К. Я - твой ученик, ТЫ - мой учитель. -
М.,1991.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
7. Демократизация личности: Отчет о второй встрече
учителей-экспериментаторов // Учительская газета.
- 17 окт. - 1987.
8. Дидактика средней школы / Под ред. Данилова М.А.
и Скаткина М.Н. - М., 1975.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогической технике.
- М., 1983.
10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое
творчество. - М., 1980
11. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности
учащегося как основа индивидуализации обучения
речевой деятельности // Иностр. яз. в школе. -
№1. - 1979.
12. Кузовлев В.П. Методическая характеристика класса
как средство индивидуализации процесса обучения
иноязычному общению // Иностр. яз. в школе. - №1. - 1986.
13. Куманев А.А. Раздумья о будущем. - М., 1989.
14. Основы педагогического мастерства / Под ред.
Зязюна И.Я. - М., 1989.
15. О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании". - М.,
1996
16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней
школе. - М., 1988.
17. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии. - М., 1998.
18. Педагогическое мастерство и педагогические
технологии. - Рязань, 1996.
19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -
М., 1997.
20. Платон. Собрание трудов. - М., 1957.
21. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения
иностранным языкам за счет улучшения
психологического климата на уроке // Иностр. яз.
в школе. - №5. - 1977.
22. Рогова Г.В. Технология обучения иностранным
языкам // Иностр. яз. в школе. - №2. -1976.
23. Учителя немецкого языка о своей работе / Сборник
статей. - М., 1979.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1950.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|