на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Демократизация взаимоотношений учитель-ученик

насущной необходимостью.

Разумеется, и на других уроках атмосфера общения не повредит, но на

уроке иностранного языка, при обучении общению, она жизненно необходима.

Если при ответе на вопросы по другим предметам его суть лежит в объективной

сфере познания, то на уроке иностранного языка совсем другая ситуация.

Согласно тематике учитель задает вопросы:

- Когда ты сегодня встал?

- Нравится ли тебе детективная литература?

- Любишь ли ты молоко?

При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не

отвечать на вопросы. Но взаимоотношения учитель-ученик не позволяют ему

отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом:

мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим

на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные

ответы. Самое пародоксальное то, что учитель довольствуется этим и

оценивает такие ответы положительно. И после этого все заявления, что

иностранный язык такое же средство общения, как и родной, звучат

демагогично и не убедительно/13/.

Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным

приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают

снять значительную напряженность в отношении ученика к иностранному языку.

Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине.

Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под

палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что

напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок

и будет поддерживаться, но лишь внешне. При обучении общению более важен и

речевой компонент, учитель и ученик должны стать партнерами по беседе.

“Современный урок должен стать уроком творческой дружбы”/18/.

Конечно, мотивация говорения порождается не только психологическим

комфортом. Но если нет этого, то парализуются и другие стимулы к речевой

деятельности /9/.

Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные,

подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем общению вне общения.

Можно возразить: но ведь все же основная задача урока - обучение, а не

демократизация взаимоотношений? Да, конечно. И речь идет вовсе не о том,

чтобы первое подменить вторым. Да и не нужно это, методически не выгодно,

ибо реальное общение - это стихия, а всякий учебный процесс требует

специальной подготовки. Методическая задача здесь состоит в том, чтобы

придать обучению характер и форму общения.

Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в

условиях демократизации взаимоотношений можно эффективно осуществить

воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения -

единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли

и добрые чувства.

Важным аспектом при обучении иностранному языку является

индивидуализация, как составная часть демократизации взаимоотношений, ибо

безликой речи не бывает - речь всегда индивидуальна.

Как реализовать индивидуальность? Надо очень хорошо изучить учеников

класса, интересы, характеры, жизненный опыт, все это необходимо свести в

специальную схему - методическую характеристику класса, которая

используется при подготовке и проведении уроков/10/. Сложность заключается

в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания

упражнений и их организации.

Таким образом, демократизация взаимоотношений возможна через

индивидуализацию при выполнении условно-речевых и речевых упражнений. Но

задача заключается не только в учете способностей, а и в целенаправленном

их развитии. Известный исследователь способностей И.Лейтес писал, что

многосторонне развитие способностей - это нормальное, полноценное выражение

человеческих возможностей. Итак, индивидуализация, как компонент

методического содержания демократизации отношений на уроке требует от

учителя придерживаться следующих положений:

- ведущей является личностная индивидуализация, т.е. учет при

выполнении упражнений всех свойств личности, что обеспечивает мотивацию и

интерес к учебной деятельности;

- индивидуализация пронизывает весь учебный процесс;

- важным аспектом индивидуализации является учет индивидуальных

свойств учащихся и их постоянное развитие.

§2. Анализ проведенной работы

Актуальность этой темы заключается в том, что в данное время в школе

все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все

больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и

учителей. Но, а то, как влияет стиль педагогического общения на эти

проблемы, учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав

одну модель поведения, они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не

смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь представление о том,

какому стилю педагогического общения присуще то или иное поведение в

конфликтной ситуации, то можно было бы избежать конфликтов, хотя бы

некоторых из них. А от стиля педагогической деятельности так же зависит и

общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего

процесса обучения. Поэтому так важно знать, какой же стиль педагогического

общения распространен сейчас в большей степени как каждый из стилей общения

влияет на результат обучения.

Новизна нашей работы в том, что мы постаралась рассмотреть не

только учителей, то, какой стиль общения они выбирают и диктуют ученикам и

считают сейчас наиболее распространенным, но и узнали мнение учащихся по

этому поводу.

Цель экспериментальной работы: исследование стилей педагогического

общения и результатов их воздействия на результаты обучения.

Задачи работы:

1. Узнать, какого же стиля педагогического общения придерживаются

сейчас учителя и какой стиль считают наилучшим.

2. Выявить, какой стиль индивидуальной педагогического общения

сейчас распространен наиболее среди учителей.

3. Установить доминирующие стратегии и стили поведения для

достижения демократизации взаимоотношений.

Из опроса учителей по теме "Какой стиль педагогического общения

предпочитают учителя?" из этого можно сделать вывод о том, какому же стилю

педагогического общения отдают сейчас предпочтения учителя. Были выявлены

следующие результаты:

|Стиль общения | Опытный педагог | Начинающий педагог |

|Общение-деятельность | 22% | 10% |

|Общение-расположение | 18% | 10% |

|Общение-диалог | 15% | 19% |

|Общение-дистанция | 27% | 20% |

|Общение-устрашение | 15% | 22% |

|Общение-заигрывание | 3% | 19% |

Учителя стараются придерживаться авторитарных тенденций, т.к.

современные модели поведения диктуют им это.

|Стратегия |соперник |сотрудник |равновес. |избежание |Приспособ |

|Кол-во % | 4 | 12 | 36 | 36 | 12 |

Из всех стилей решения конфликта учителя предпочитают равновесие,

это следствие того, что учителя все-таки не являются и не хотят являться

собственниками положения, они лучше уступят в чем- нибудь, не же ли пойдут

на дальнейший конфликт продолжительного действия. Хотя нередко случается и

такое.

Из большинства тех учителей, которые придерживаются авторитарного

стиля, выбирают компромисс, как стратегию поведения в конфликте и

компромиссный стиль решения конфликтных ситуаций.

Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как

стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения

конфликтных ситуаций.

Либеральному стилю руководства присуще избежание, как стратегия

поведения в конфликте и уходящий стиль решения конфликтных ситуаций.

И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:

"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с

приоритетом общечеловеческих ценностей. Жизни и здоровья ребенка.

3. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям

воспитанников.

6. Носить демократический характер управления образованием".

Выводы по главе.

Если мы хотим научить человека общению, то и учить этому надо в

условиях общения. Обучение методически должно быть организованно так, чтобы

оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно

лишь создав психологического комфорта. Только в этом случае возможен

перенос навыков и умений.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность,

должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и

общения являются для него более типичными, т.е. должен владеть навыками

самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения,

органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий

задачам личностного роста педагога и учеников.

Заключение.

Данная работа может стать своеобразным руководством к действию, но

только при одном условии - если подойти к уроку творчески и совершить

правильный выбор стиля педагогического общения.

Для этого необходимо несколько вещей - интуиция, опыт и владение

тактикой обучение, но не одно из этих качеств не должно стать

преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может

сослужить плохую службу - немало есть учителей, которые довольствуются

достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше.

Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками

и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника.

И то и другое одинаково плохо.

Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо

развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы

над собой.

Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает

полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо

осознанная необходимость.

В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие

слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".

Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.

Библиография.

Аристотель. Полное собрание сочинений. - Л.,

1979.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательной. - М., 1989.

2. 3. Белух ин Д.А. Основы личностно ориентированной

педагогики. - М. - Воронеж, 1996.

4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому

языку в средней школе. - М., 1988.

5. Блага К. Я - твой ученик, ТЫ - мой учитель. -

М.,1991.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

7. Демократизация личности: Отчет о второй встрече

учителей-экспериментаторов // Учительская газета.

- 17 окт. - 1987.

8. Дидактика средней школы / Под ред. Данилова М.А.

и Скаткина М.Н. - М., 1975.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогической технике.

- М., 1983.

10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое

творчество. - М., 1980

11. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности

учащегося как основа индивидуализации обучения

речевой деятельности // Иностр. яз. в школе. -

№1. - 1979.

12. Кузовлев В.П. Методическая характеристика класса

как средство индивидуализации процесса обучения

иноязычному общению // Иностр. яз. в школе. - №1. - 1986.

13. Куманев А.А. Раздумья о будущем. - М., 1989.

14. Основы педагогического мастерства / Под ред.

Зязюна И.Я. - М., 1989.

15. О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации "Об образовании". - М.,

1996

16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней

школе. - М., 1988.

17. Педагогика: педагогические теории, системы,

технологии. - М., 1998.

18. Педагогическое мастерство и педагогические

технологии. - Рязань, 1996.

19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -

М., 1997.

20. Платон. Собрание трудов. - М., 1957.

21. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения

иностранным языкам за счет улучшения

психологического климата на уроке // Иностр. яз.

в школе. - №5. - 1977.

22. Рогова Г.В. Технология обучения иностранным

языкам // Иностр. яз. в школе. - №2. -1976.

23. Учителя немецкого языка о своей работе / Сборник

статей. - М., 1979.

24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1950.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.