становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским
объединениям негативной направленности.
Как реальность воспитательного пространства подростковые организации
поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.
Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
[pic] Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется
процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации,
самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие
целостного развития личности;
[pic] Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности,
социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект
деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и
коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со
своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим
государственным и общественным структурам;
[pic] Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта
самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-
нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей
увлечённых, неравнодушных;
[pic] Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»-
самого ценного в жизни растущего человека.
Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в
результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать
в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также
предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций
играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
Главная особенность- создание детских объединений не по указке
«сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно,
демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом
местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов.
Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым,
представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры
разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация
индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени
реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном
пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.[14]
Существует широкий спектр различных программ. Примером может служить
программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная
идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно
сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании
человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных
условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе
действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели,
Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры,
Мы вместе и Русское зарубежье.[15]
Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден
милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы»,
«Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.
§3.Детские и юношеские организации позитивной направленности.
Молодёжная морская лига.
Подростковая преступность и наркомания… Кто только не задумывался над
вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить? В
Молодёжной морской лиге решили этот вопрос по-своему. Дело в том, что здесь
решили дать ребятам настоящее мужское дело, пусть трудное, пусть опасное,
но такое, которым можно гордиться и не искать компенсаций в вине, сигаретах
и наркотиках.
Около 100 российских, польских и американских мальчишек собрались
вместе. Их усадили на польскую баркентину «Погорье» и отправили в дальнее
плавание под командованием известного яхтсмена и педагога Кшиштофа
Барановского. Произошло это 1 сентября 1988 года. 9 мая- 8 месяцев спустя
потрёпанная штормами баркентина успешно завершила свой рейс. Так и
появилась новая общественная организация - Всесоюзная молодёжная морская
лига (теперь просто Молодёжная морская лига). Организация объединила клубы
юных моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт-
клубы и кружки судомоделистов страны. Но единение шло не по букве, а по
духу. Недаром среди основных направлений работы здесь было записано:
[pic] Формирование физического и нравственного здоровья на принципах
патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота;
[pic] Профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно-
Морском флоте;
[pic] Укрепление материальной базе клубов, содействие при
осуществлении ими дальних морских походов и т. д.
Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных
моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в
Международную ассоциацию учебных парусных организаций.
Для успешной подготовки юных моряков России теперь стали проводиться
ежегодные сборы в Кронштадте и Петрозаводске. Съезжаются на них, как
правило, самые увлечённые мальчишки. До 700 человек. Вот где разгораются
спортивные страсти и дымят походные кухни. Моряки - даром, что иному из них
нет и 12 лет - гребут на вёслах, ловко ставят паруса, драят палубу, вяжут
канаты, стреляют, бегают, плавают…, а воспитатели и наставники всегда
рядом. Это В.В.Солярский из Нижнего Тагила, Н.Г.Варухин из Новгорода,
В.Тренин из Нарвы, А.Никитин из Петрозаводска, Ю.Прокопьев из Москвы и
Г.В.Войнова - старейший работник российского движения юных моряков… Это те,
кто поддержит в трудную минуту, разделит печали и радости. Мальчишки, как
на грех, подобрались из неполных семей. Почти поголовная безотцовщина, есть
сироты и больные.
За прошедшие 13 лет парусные суда «Мир», «Серов», «Крузенштерн», «Сэр
У. Черчилль» и «Погория» не раз предоставляли борт юнгам из лиги. Пожалуй,
не было года, чтобы ребята не были в дальних походах. 350 мальчишек таким
образом прошли крещение морем.
Сегодня руководители Лиги уповают на строительство собственного судна.
Парусник им нужен как воздух. Ему решили присвоить гордое имя «Москва».[16]
Клуб «Богатырь».
Общественное молодёжное объединение Училища русской народной культуры
клуб « Богатырь» находится в городе Зеленограде. Руководители клуба -
Андрей Капранов и Михаил Сковородин. В клубе занимаются 40 мальчишек и
девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь
мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят
праздники, устраивают игры и боевые состязания, в общем, живут интересно.
Программа клуба - «Молодёжный казачий круг». Её основная идея- раскрытие
различных способностей и силы духа. На семинары приезжают ребята из других
городов (Ярославля, Череповца, Казани и др.), где с ребятами также проходят
занятия по программе «Богатыря».
В клубе ребят учат выживанию в лесу, строить собственную жизнь не за
счёт хитрости, приспособленчества или подавления слабых, а рассчитывая на
свои силы, не теряя достоинства, помогая товарищам, готовят к семейной
жизни и другим не менее важным вещам.
Для членов клуба русская культура сегодня - не миф, а реальность. Они
не пытаются восстановить до мельчайших подробностей всю этнографическую
часть русской культуры, а используют знания, полученные в ходе исследований
и этнографических сборов.
В планах клуба открытие детского центра по изучению русской культуры и
воинских искусств, проведение выездных лагерей, детских праздников, учебных
семинаров для родителей и педагогов, открытие «группы продлённого дня».
В клубе проходят занятия не только с ребятами, но и с их родителями,
ведь именно в семье закладываются основы мировоззрения ребёнка. [17]
Студия «Сделай шаг».
При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под
руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Каждую
субботу после спектакля в театре собиралась группа детей. Родители
привозили их в колясках. Но свою инвалидность ребята оставляли за порогом.
К ним приходили поэты, режиссёры, актёры, художники, композиторы и певцы.
Марк Шварц играл с ними в буриме, Григорий Остер давал им «вредные советы»,
Виктор Луферов составлял из них оркестр, Сергей Феофанов учил их рисовать
шаржи. Именно в студии дети стали более независимыми, крепкими духом,
научились прощать другим непонимание их недуга.[18]
Главный результат работы студии – ребёнок учится не скучать, когда он
остаётся один, получает опыт размышлений и творческого поиска. Студия
способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, сближает
родителей больных детей, которые общаются друг с другом, делятся своим
непростым опытом сопротивления недугу.[19]
Скауты.
Скаутинг в России изначально шёл трудной непроторённой дорогой и всегда
был движением энтузиастов. В 1919 году два русских офицера отправились за
границу «для практического ознакомления с постановкой работы в скаутских
отрядах». Это были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и
штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. А в конце 1919 года Россию посетил Р. Баден-
Пауэлл и имел встречу с Николаем II.
Организатором первой скаутской группы по праву называют Олега Ивановича
Пантюхова.
В Москве было основано Общество содействия организации юных разведчиков
под председательством вице-адмирала И.И. Чайковского. В.А. Попов, первый
редактор журнала «Вокруг света», руководил первым Московским отрядом. В
Петербурге В.Г. Янчевецкий стал создавать журнал, в котором пропагандировал
идеи скаутинга и организовал в своей гимназии «Легион юных разведчиков».
Скауты работали связистами в организациях военного ведомства, несли
строевую службу, участвовали в субботниках, помогали на сельхозработах,
участвовали в борьбе с беспризорностью, собирали средства голодающим
губерниям, работали в санитарных поездах.[20]
Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года.
Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская
дружина, состоящая всего из 2 скаутских патрулей. Это произошло благодаря
инициативной тройке: Игоря Михайловича Богданова- директора школы № 91 и
двух его единомышленников - Вячеслава Черных и Максима Воробьёва. Все они
хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили,
уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по
выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться
интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою,
альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи…
Вскоре помимо обычных патрулей, следящих за порядком в общественных
местах, в Нижегородской дружине появились специализированные патрули:
[pic] «Берсерки». Эти ребята углублённо изучают основы
рукопашного боя, готовятся к службе в рядах Вооружённых сил
России;
[pic] «Ирбис». Специализируются по альпинизму и скалолазанию.
Здесь готовят тех, кто станет горными спасателями.
В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь
облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших
скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне
«серьёзным» специальностям- спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают
по специальной программе.
Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются:
воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им
навыков развивающей инициативы, организаторских способностей,
ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять
свою деятельность на пользу общества.
Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира
расположена в Нижнем Новгороде.[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|