на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне)

А. Керингер

Нарисуйте портрет своего лучшего друга (подруги).

Урок 2

Из данной группы слов составьте фразы, которые начинаются словами: «Во

всех этих словах есть...» или «Ни в одном слове нет...», «Во всех словах

нужно запомнить...».

Металл, железо, инженер, директор, портрет.

Например. Во всех словах есть буква Е. (Да)

Урок 3

Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В

однокоренных словах выделите корень.

Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.

Телефон

Урок 1

Отгадайте загадку. Запишите отгадку.

Поверчу

волшебный круг –

и меня услышит друг. (Телефон)

Е. Авдиенко

Урок 2

Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.

Урок 3

Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом

запишите предложение.

Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.

Адрес

Урок 1

Отгадайте загадку.

Белое поле

Черное семя

Кто его сеет

Тот разумеет.

(Письмо)

Как письмо находит своего хозяина?

Урок 2

Что нужно чтобы написать письмо?

Урок 3

Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.

Путешествие

Урок 1

Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь.

(вокзал, аллея, путешествие, дорога)

Слово путешествие – это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан

по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) – от глагола шествовать,

близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие –

это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

Урок 2

Листочки с заданиями:

1. Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу.

2. Вставить пропущенные слова.

Путешествие – это . . . или . . . с какой-либо целью.

(Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча)

Урок 3

«Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите

однокоренные слова.

Билет

Урок 1

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в

выделенном слове.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

- Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Что вы ответите зайке?

Урок 2

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку,

и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

2. Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра,

знакомства с чем-либо.

3. Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.

4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-

нибудь.

Урок 3

Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап,

бабушек и одноклассников.

Автомобиль

Урок 1

Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните

орфограмму.

Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно

из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского

мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается:

автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в

которых есть часть авто-, напимер: автокран, автобензовоз. А знаете ли

вы такие слова?

Урок 2

Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.

Урок 3

Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует

запомнить.

|1 |А | | | | | | |

| 2|В | | | | | | |

|3 |Т | | | | | | |

|4 |О | | | | | | |

|5 |М | | | | | | |

|6 |О | | | | | | |

|7 |Б | | | | | | |

|8 |И | | | | | | |

|9 |Л | | | | | | |

| |Ь | | | | | | |

6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи»,

«возле».

7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и

образовалось от слова БАГ («пакет»).

8. Название месяца, который заканчивает учебный год.

9. Время самых лучших каникул.

Космонавт

Урок 1

О ком эта загадка?

Ракету в звездную высь направляет,

Землю сверху он изучает.

(Космонавт)

Урок 2

Составьте словосочетания.

|о |космонавт |

|с | |

|для | |

Запишите слова, которые связаны с темой «космос».

Урок 3

Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом».

Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом.

(см. приложение №2).

Экскурсия

Урок 1

Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте

и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его

написание.

Урок 2

Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите,

на какой экскурсии вы побывали.

Урок 3

Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне

больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать».

Электричество

Урок 1

Отгадайте загадку. Отгадку запишите , подчеркните орфограмму.

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам темно,

Освещает дом оно.

(Электричество)

Урок 2

Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова

элетростанция.

Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем

соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический».

Электростанция – знчит электрическая станция. В русском языке есть много

слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель,

электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова?

Урок 3

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку,

и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных

словах.

1. Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от

электросети.

2. Предприятие по выработке электрической энергии.

3. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-

нибудь.

4. Сохранившийся в памяти, незабываемый.

Лото

В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4

квадрата, , в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с

непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове

было каким-либо образом выделено).

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого

листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие

словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек

должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах.

Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно

использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями.

Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения

правописания слов с непроверяемыми гласными в корне. (см. приложение №3).

Результаты обучающего эксперимента

В целях выяснения результативности нашей методики контрольному и

экспериментальному классам были даны 2 словарных диктанта. Первый – в

начале эксперимента для выяснения общего уровня подготовленности детей.

Второй – для подведения итогов эксперимента и сравнения эффективности нами

разработанной методики с традиционным обучением. В качестве

экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г.

Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г.

Шяуляй. В эксперименте участвовали 24 ученика, по 12 учащихся из каждого

класса.

В экспериментальном классе в первом диктанте учащиеся допустили 49

ошибок; в контрольном классе в аналогичном диктанте – 50 ошибок. (см.

приложение №4).

Результаты диктанта отражены на диаграмме 1.

Рис. 1

Результаты первого диктанта

Диаграмма наглядно показывает, что уровень знаний, умений и навыков

учащихся экспериментального и контрольного классов до применения

разработанной нами методики по исследуемому вопросу в целом одинаков..

Второй диктант проводился после применения на практике нашей методики в

экспериментальном классе. В нем содержались слова с непроверяемыми гласными

в корне, например: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль,

электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный,

путешествие. Работа с этими словами и входила в нашу методику.

Результаты диктанта показали, что в данных словах учащиеся допустили

следующее количество ошибок, которое отражено в таблице 1.

Таблица 1

Количество допущенных ошибок во втором диктанте

|Слова |Экспериментальный класс |Контрольный класс |

|Билет |1 |6 |

|Экскурсия |4 |8 |

|Космонавт |7 |12 |

|Адрес |0 |5 |

|Семена |5 |11 |

|Автомобиль |3 |7 |

|Электричество |7 |12 |

|Двенадцать |5 |9 |

|Вокзал |1 |5 |

|Слова |Экспериментальный класс |Контрольный класс |

|Сверкать |2 |5 |

|Портрет |3 |4 |

|Телефон |2 |7 |

|Прекрасный |2 |5 |

|Путешествие |4 |4 |

|ВСЕГО |46 |100 |

По данным таблицы 1 можно судить о эффективности нашей методики.

Количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе намного ниже, чем

в контрольном. По каждому слову в отдельности допущенных ошибок меньше

почти в два раза.

Наглядно результаты отражены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Количество допущенных ошибок во втором диктанте

– количество ошибок, допущенных в контрольном классе;

– количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе.

Диаграмма показывает, что у учащихся экспериментального класса, после

проведения обучающего эксперимента по разработанной нами методике, уровень

орфографических навыков (правописание слов с непроверяемыми гласными в

корне) значительно возрос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в

это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети

получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития

личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических

навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения

правописанию различного занимательного материала.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли

к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями,

занимательным материалом. Однако, констатирующий эксперимент показал, что

на уроках письма не всегда остается время для творческой работы, для

разнообразия использования методов, активизирующих деятельность учащихся.

Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – рассмотреть вопрос

формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические

рекомендации по формированию данных навыков мы решили следующие задачи:

V Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что

использование занимательного материала в научно-методических

трудах раскрыто неполностью, мало конкретных методических

разработок по данной проблеме.

V Изучили школьную программу, учебники по родному языку и пришли к

выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется

недостаточное внимание использованию занимательного и творческого

материала.

V Выявили основы и принципы методики формирования орфографических

навыков. Указали на трудности, появляющиеся у учащихся при

усвоении слов с непроверяемыми написаниями.

V Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа которого, мы

сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы над

словами с непроверяемыми написаниями.

V Исходя из вышеизложенного мы разработали свои методические

рекомендации по формированию орфографических навыков.

Практические рекомендации заключались в следующем:

. разделение работы над словом с непроверяемыми написаниями на три

этапа;

. использование занимательного материала и творческой деятельности

учащихся для работы с непроверяемыми написаниями;

. обращение внимания на возможности, интересы учащихся;

. слова с непроверяемыми написаниями должны усваиваться не

изолированно, а в контексте.

Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели

обучающий эксперимент. В итоге экспериментальный класс, по сравнению с

контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы. На

основе полученных данных, мы пришли к выводу о том, что использование

занимательного материала и творческой деятельности на уроках письма

способствует лучшему усвоению непроверяемых написаний, формированию более

прочных орфографических навыков детей экспериментального класса.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в

процессе экспериментального обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с

непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-

26.

2. Введенская Л. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. – Москва, 1971.

3. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с

непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16-

18.

4. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная

школа. – 1992. - №7-8. – с. 13-17.

5. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная

школа. – 1994. - №1. – с. 23-27.

6. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию //

Начальная школа. – 1989. - №8. – с. 23-28.

7. Живицкая Л. В., Гудзик И. Ф. Словарь русского языка. – Киев, 1988.

8. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями //

Начальная школа. – 1993. - №11. – с. 53-56.

9. Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. – Ленинград, 1988.

10. «Зеленый дом без окон». Сборник загадок. / Сост. Л.М. Сукач. –

Минск, 1980.

11. Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием //

Начальная школа. – 1990. - №6. – с. 6-8.

12. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми

написаниями // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 4-6.

13. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – Москва, 1990.

14. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.

– 1988. - №1. – с. 45-46.

15. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988.

16. Магамедов А. Х. Словарная работа на уроках русского языка в

национальной школе // Начальная школа. – 1986. - №2. – с. 15-16.

17. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А.

Ладыженской. – Москва, 1980.

18. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986.

19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. – Москва., 1991.

20. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной

// Начальная школа. – 1996. - №1. – с. 28-30.

21. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с

непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 15-

16.

22. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф, П. Филин. – Москва, 1989.

23. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием //

Начальная школа. – 1987. - №12. – с. 25-27.

24. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Гл. ред. Д. Э

Розенталь. – Москва, 1984.

25. Успенский Л. В. Слово о словах. – Москва, 1984.

26. Успенский Л. В. Почему не иначе? – Москва, 1987.

27. Уткина Т. И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями //

Начальная школа. – 1989. - №6. – с. 23-24.

28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Москва, 1984.

29. Шанский М. Р., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический

словарь русского языка. – Москва, 1971.

-----------------------

1. Древняя профессия. Люди этой профессии выращивают растения для

удовлетворения потребностей человека в продуктах питания.

2. Это слово пришло из немецкого языка, в котором оно означало повозку,

тележку.

3. Слово образованно из двух частей. Значит «дальноговорите», «говорящий на

дальнее расстояние».

4. Время года, когда природа сменяет зеленые краски на желтые , красные.

5. Друг Карлсона.

[pic]

[pic]

[pic]

Студентки IV курса эдукогического факультета

спец. “Педагогика

начального обучения”

Аллы Абросимовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.