на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманитаризация обучения математике

- формировать умения учащихся использовать изученный математический и

гуманитарный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, отыскивать

точки соприкосновения математической и гуманитарной культур.

Заметим, что, сформулированные выше цели не касаются теоретических

основ математики, поскольку задача предлагаемой технологии гуманитаризации

– не вносить изменения в действующую систему математических знаний, а

обогащать её гуманитарными объектами.

Учебные цели в эмоционально-ценностной области:

- формировать восприятие учащимися целостной картины мира, а не

разделённой на различные области человеческого познания;

- формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к таким

составным частям культуры, как математика и гуманитарные науки;

- способствовать концептуализации ценностных ориентаций учащихся к

составным частям культуры, организации собственной системы ценностей. Это

предполагает, что в результате реализации технологии ученик имеет не просто

определенные знания, принадлежащие к различным системам культуры, но и

свободно ориентируется в категориях этих систем, имеет собственное мнение,

объективно оценивает свои возможности и «строить жизненные планы в

соответствии с осознанием им самим собственных способностей, интересов и

убеждений»;

- развивать правополушарные и левополушарные возможности учащихся как

одного из условий формирования необходимого уровня «усвоения ценностей, на

котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный

образ действий, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль».

Учебные цели в психомоторной области сводятся в основном к формированию

единой речевой культуры. Заметим, что мы не формируем навыки, а несколько

углубляем их, формируя определенные качества речи, т.е. ее

содержательность, доступность, логичность, выразительность, действенность.

1.3. Принципы, положенные в основу технологии гуманитаризации школьного

математического образования

При построении технологии гуманитаризации школьного математического

образования осуществляется системный подход. Элементами этой системы

являются цели, содержание школьного математического образования,

раскрывающее связи с предметами гуманитарного цикла, законы высшей нервной

деятельности, объясняющие процессы познания, методы и средства обучения.

Фунционирование указанных элементов системы должно основываться на

следующих основополагающих принципах: принципах гуманизации; принцип

личностно-ориентированного подхода; принцип целостности; принцип выделения

основной структуры системы; принцип органичности.

Остановимся подробнее на принципах, положенных в основу технологии

школьного математического образования, подчеркивая еще раз, что эти

принципы должны представлять технологию как педагогическую систему с

необходимым перечнем принципов, присущих системному подходу.

Принцип целостности

Этот принцип является одним из наиболее важных. Это означает, что при

разработке педагогической системы необходимо добиваться гармонического

взаимодействия всех компонентов педагогической системы как по горизонтали

(в рамках одного периода обучения – четверти, учебного года), так и по

вертикали – на весь период обучения.

Принцип выделения основной структуры системы

Важность данного принципа обосновывается в теории систем И.Д.

Пехлецкого. Исследователь считает, что это один из основных принципов,

которые должен «наложить свой отпечаток на все фундаментальные определения

и понятия теории системы». Причем смысл принципа выделения основной

структуры системы состоит в том, что «всякое научное рассмотрение, анализ

или моделирование достаточно сложной, абстрактной или реальной системы не

возможны без процесса выдвижения на первый план некой части структуры

системы.

Конкретизируя все сказанное на примере технологии гуманитаризации

школьного математического образования, т.е. конкретной педагогической

системы. С позиций целей исследования основной частью такой

педагогической системы будет являться математическое содержание. Ко всей же

остальной структуре педагогической системы относятся гуманитарные и

составные объекты.

Принцип органичности

Принцип органичности означает, что при разработке технологии

гуманитаризации школьного математического образования необходимо достичь

органичного взаимодействия между математическими и гуманитарными системами

культуры. Гуманитарные объекты должны естественным образом включаться в

математическое содержание. Этот принцип должен найти отражение, при

создании составных объектов, а также всеми компонентами технологии

гуманитаризации.

Технология гуманитаризации

школьного математического образования

|ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |

|Концептуальный |Содержательный |Деятельностный |

|позиция ребёнка: |математические объекты |конкретизируются |

|множественное |и логические |методики формирования |

|воздействие на |конструкции; |мотивации учащимися; |

|различные участки |гуманитарные и |характеризуются четыре |

|головного мозга; |составные объекты. |стадии |

|учебные цели в | |учебно-познавательной |

|когнитивной, | |деятельности учащихся: |

|эмоционально-ценностной| |репродуктивная, |

|, психомоторной | |алгоритмическая, |

|областях; | |эвристическая и |

|принципы: выделения | |творческая. |

|основной структуры | | |

|системы; целостности; | | |

|органичности. | | |

|Программно-методическое обеспечение: |

|использование различных видов уроков: от классического до |

|нетрадиционного; |

|гуманитаризированные учебники, учебно-методическая литература и др. |

Глава II «Практическое применение

элементов технологии гуманитаризации»

2.1 Анализ программы

Изучение программного материала по теме «Дробные числа» дает

возможность учащимся:

- овладеть достаточно развитой техникой вычислений с рациональными

числами; овладеть навыками устных вычислений;

- овладеть первоначальными навыками работы с приближенными значениями;

- усовершенствовать умения решать, в том числе текстовые задачи на

дроби, проценты;

- ознакомить с некоторыми историческими сведениями о возникновении и

развитии чисел.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

- знать и правильно употреблять термины, связанные с дробными числами:

дробное, обыкновенная дробь, десятичная дробь; уметь переходить от

одной формы записи чисел к другой;

- уметь сравнивать дробные числа;

- уметь изображать дробные числа на координатной прямой и определять

координату точки;

- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в

квадрат и куб обыкновенные и десятичные дроби; приобрести навыки

устных вычислений; уметь находить значение числовых выражений;

- округлять десятичные дроби;

- решать основные задачи на дроби и проценты.

На изучение темы «Дробные числа» программой отводится в общем 64 ч в 5

кл. и 58 ч в 6 кл. За это время учащиеся должны овладеть всеми знаниями и

умениями, представленными выше. Однако, помимо знаний обязательного

материала они могут получить и дополнительный материал, представленный

информацией из области других предметов: истории, литературы, географии и

др.

2.2 Особенности содержания и структуры курса

Для всего курса характерны опора на здравый смысл и интуицию, развития

умения применять математику в реальной жизни, знакомство с математикой как

частью общечеловеческой культуры. Содержание курса развивается “по

спирали”, что позволяет неоднократно возвращаться к знакомому материалу на

новом уровне, формировать системные знания; при этом последовательно

реализуется принцип “разделения трудностей”.

В 5-6 классах усилено внимание к арифметике и арифметическим (т.е.

логическим) методам решения задач. Существенно повышена роль

геометрического материала: здесь представлена наглядная геометрия,

направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения,

изобразительных умений.

Методический аппарат учебников. Учебники включают в себя как

объяснительный текст, так и богатую систему упражнений, распределенных по

уровню сложности в группы А и Б. В систему упражнений включаются советы,

указания, образцы решений, интересные для учащихся формы заданий – задания

с выбором ответа, задачи-исследования.

Во всех книгах присутствует рубрика «Для тех, кому интересно» - это

обязательный материал, позволяющий расширить и углубить знания учащихся.

Каждую главу завершает рубрика «Задания для самопроверки», в которой

представлены обязательные результаты обучения.

Рассмотрим и проанализируем содержание и оформление основных учебников

используемых в настоящее время в работе учителями школ.

Большинство учителей используют учебники: Нурка Э. П. (А. Е. Тельгмаа),

Виленкина ( Чеснокова, Шварцбурга, Жокова).

Выясним основные содержания этих учебников:

|Нурк |Виленкин |

|5 класс |

|Нат. числа, «+» и “-“ |Натуральные числа. |

|«x» и «:» нат. Чисел |Дробные числа. |

|Углы, треугольники и | |

|прямоугольники. | |

|Дробные числа, сложение и вычитание| |

|десятичных дробей. | |

|«x» и «:» десятичных дробей. | |

|6 класс |

|Делимость нат. чисел. |Обыкновенные дроби. |

|Обыкновенные дроби, «+» и «-» |Рациональные числа. |

|«x» дробей. | |

|«:» дробей, пропорции. | |

|Положительные и отрицательные | |

|числа, система координат. | |

|Действия с рациональными числами. | |

Рассмотрим особенности приведенных учебников и сравним их содержание.

Система управлений и заданий:

1. Нурк содержит два уровня:

А – низкий, В – выше, * - нестандартные задания. Присутствуют задания

на повторение. В конце учебника – курс повторения по всем темам этого

учебника и задачи для любителей математики. Система упражнений

разнообразная и разноуровневая.

Также в учебнике есть справочный материал: на обложках формулы площадей

прямоугольника и квадрата; объема прямоугольника, параллелограмма, куба;

сложение и вычитание обыкновенных дробей; проценты; математический алфавит,

таблица простых чисел.

К каждой теме автором подобран исторический материал, даны темы

рефератов, указаны источники.

2) Виленкин. Содержит: / - правила, ? – вопросы к упражнениям, К –

упражнения для работы в классе, П – повторение, Д – домашние задания, @ -

исторический материал, Г – упражнения для правильного говорения, М –

нестандартные задания. Есть также ответы на задания. Набор упражнений очень

большой.

Присутствует дополнительный материал в виде: латинского алфавита,

формул объемов и площадей, и метрических соотношений, таблица простых

чисел. Исторический материал.

Т. О. Можно сделать вывод по основам рассмотрим выше: самое удачное

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.