на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманитаризация обучения математике

оформление у учебников Нурка и Виленкина; набор разноуровневых заданий –

Нурк; удобен в работе для родителей – Нурк; теория лучше дана у Нурка и

Виленкина.

Исторический материал приведен в достаточном количестве только у

Виленкина, но содержится также и у Нурка.

Отдельно хотелось бы рассмотреть содержание учебников Дорофеева,

внедряемых в практику с 1995 года. Для всего курса характерны опора на

здравый смысл и интуицию, развитие умения применять математику в реальной

жизни, знакомство с математикой как частью общественной культуры.

Содержание курса развивается «по спирали», что позволяет неоднократно

возвращаться к знакомому материалу на новом уровне, формировать системные

знание; при этом последовательно реализуется принцип «разделение

трудностей».

В 5-6 классах усилено внимание к арифметике и арифметическим методам

решения задач. Существенно повышена роль геометрического материала: здесь

представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного

мышления, пространственного воображения, изобразительных умений.

В учебниках последовательно вводиться новая для нашей школы

содержательно-методическая линия «Анализ данных», включающая комбинаторику,

элементы теории вероятностей и статистику. Эта линия органично сочетается с

традиционными вопросами курса и существенно усиливает его практическое и

прикладное звучание.

Принятые при построении курса методические подходы направлены на то,

чтобы обеспечить понимание и осознанность при изучении материала, облегчить

учащимся запоминание информации, сформировать у них системные знания,

помочь овладеть набором разнообразных стратегий решения задач. К ним

относятся:

- приоритет развивающей функции обучения, это меняет акценты в

преподавании, явно выдвигает задачу формирования интеллектуальной

восприимчивости, гибкости, независимости мышления;

- внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует

активизации познавательной деятельности, повышению интереса к

изучаемому материалу;

- организация этапа содержательно-практической деятельности как

исходного при введении новых понятий позволяет создать у учащихся

запас содержательных представлений, служащих основой для

последующей формализации, способствует лучшему пониманию, даёт

возможность школьникам открывать новые знания;

- целенаправленное обучение приёмам и способам рассуждений,

обогащающее интеллектуальный багаж школьников и эффективно

развивающее их мышление;

- реализация идеи уровневой дифференциации, что позволяет работать с

учащимися разного уровня подготовки и способностей, выстраивать

индивидуальные траектории обучения;

- личностно-ориентированный стиль изложения, который выражается в

живом и эмоциональном языке, широком использовании диалога и

обращений к ученику, привлечении совместных сюжетов при изложении

теории и в задачном материале.

Учебники включают в себя как объяснительный текст, так и богатую

систему упражнений, распределённых по уровням сложности в группы А и Б. В

систему упражнений включаются советы, указания, образцы решения, интересные

для учащихся формы заданий — задания с выбором ответа, задачи-исследования.

Во всех книгах присутствует рубрика «Для тех кому интересно» — это

необязательный материал, позволяющий расширить и углубить знания учащихся.

Каждую главу завершает рубрика «Задания для самопроверки», в которой

представлены обязательные результаты обучения.

Рассмотрев все эти учебники можно сделать вывод, что в работе

желательно использовать учебники Виленкина и Дорофеева (возможно их

параллельное применение).

2.3 Методика изучения дробных чисел

В практике преподавания основным методом изучения дробных чисел

являются поясняющие описания, которые опираются на жизненный опыт и знания

учащихся. Поясняющие описания не заменяют определений, понятий, а лишь

показывают целесообразность их введения.

Введение дробных чисел в школьном курсе связывается с необходимостью

более точного измерения величин, с делением чисел. В связи с этим

целесообразно познакомить учащихся с возникновением дробных чисел в

процессе практической деятельности человека, а именно в процессе измерения.

Краткая историческая справка поможет учащимся лучше овладеть данным

материалом. Содержание её может быть примерно следующим.

Измерение, так же как и счет, имело место у всех народов с самых

древних времён; измерение было непосредственно связано со счетом.

Потребность в более точном измерении явилась причиной того, что единицы мер

стали раздроблять на две, на три и более частей. Этим более мелким мерам

давали особые наименования, и в дальнейшем величины измерялись уже этими

более мелкими единицами, однородными с ними. Так возникли первые конкретные

дроби. Отвлеченных дробей в это время еще не знали.

Длинен был путь перенесения названия какой-либо части одной меры на

такую же часть другой меры, это был путь создания абстрактного понятия

дроби.

Так, например, в России была земельная мера четверть и более мелкая –

получетверть, которая называлась осьмина. Это были конкретные дроби,

единицы для измерения площади земли, но осьминой нельзя было измерить время

или скорость и др. Значительно позднее осьмина стала означать отвлеченную

дробь 1/8, которой можно выразить любую величину. Дроби первоначально в

русских рукописях назывались долями, затем ломаными числами. При записи

числа использовалась горизонтальная черта.

Довольно долгим был путь и к введению десятичных дробей. В древности

некоторые народы пользовались шестидесятеричной системой счисления и дроби

записывались в шестидесятеричной системе так же, как в настоящее время

записывают наши десятичные дроби. Римляне пользовались двенадцатеричными

дробями.

В 16 – 17 вв. в связи с развитием общества, с развитием науки и техники

возникла необходимость облегчить громоздкие вычисления. Внимание

математиков было обращено к десятичным дробям, к десятичной системе мер. В

России учение о десятичных дробях впервые было изложено в «Арифметике»

Магницкого, где были приведены и десятичные меры длины и площади. В этой же

работе излагается и учение о шестидесятеричных дробях (отголосок

вавилонской шестидесятеричной системы счисления).

Учащимся нужно также показать, что дроби применяются не только в

математике, но и, например, в музыке.

Все знают, что Пифагор был учёным и, в частности, автором знаменитой

теоремы. А то, что он был еще и блестящим музыкантом, известно не так

широко. Сочетание этих дарований позволило ему первым догадаться о

существовании природного звукоряда. Надо было ещё доказать это. Пифагор

построил для своих экспериментов полуинструмент-полуприбор — «монохорд».

Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Под струной, на

верхней крышке ящика, Пифагор расчертил шкалу, чтобы удобнее было зрительно

делить струну на части. Множество опытов проделал Пифагор с монохордом и, в

конце концов, описал математически поведение звучащей струны. Работы

Пифагора легли в основу науки, которую мы называем сейчас музыкальной

акустикой.

Оказывается, для музыки семь звуков внутри октавы такая же естественная

вещь, как десять пальцев на руках в арифметике. Уже тетива самого первого

лука, колеблясь после выстрела, давала готовым тот набор музыкальных

звуков, которыми мы почти без изменения пользуемся до сих пор.

С точки зрения физики тетива и струна — одно и то же. Да и сделал

человек струну, обратив внимание на свойства тетивы. Звучащая струна

колеблется не только целиком, но одновременно и половинками, третями,

четвертями и т.д. Подойдём теперь к этому явлению с арифметической стороны.

Половинки колеблются вдвое чаще, чем целая струна, трети — втрое, четверти

— вчетверо. Словом, во сколько раз меньше колеблющаяся часть струны, во

столько же раз больше частота её колебаний. Допустим, вся струна колеблется

с частотой 24 герца. Высчитывая колебания долей вплоть до шестнадцатых, мы

получим ряд чисел, показанных в таблице. Эта последовательность частот так

и называется — натуральный, т.е. природный, звукоряд.

|ч |и |к |л |о |е |н |д |

2-й ряд

|а |г |в |у |т |

9/15 =

12/18 =

24/40 =

28/35 =

21/35 =

- связанные с географией:

Задание. Расшифруйте название высочайшей горной вершины мира.

Для этого представьте в виде десятичных дробей заданные числа и впишите в

таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

У [pic]=

О [pic]=

Г [pic]=

Н [pic]=

М [pic]=

А [pic]=

Ж [pic]=

Л [pic]=

Д [pic]=

|0,8 |1 | |

|0,9 | | |

Задание 3. Решите примеры. Используя ответы, прочитайте текст

«Математические термины». Для этого запишите в таблицы буквы,

соответствующие найденным ответам.

Ш 2,1 · 1/3 = О 2/3 : 1 1/3 =

Н 3,5 · 2/7 = Я 0,5/0,3 =

Й 4.8 · 3/8 = Ц 7/25 : 2 =

Т 2,04 : 1/5 = Р 0,5 : 5/6 =

И 4 3/11 : 9 - 4 3/11 · 1/9 = П (0,8 + 0,2) : 5/6 =

Е 3/4 : 3 – 0,2 =

Известно, что результат при делении называется ____________. Однако,

нередко для обозначения этого результата используется слово

1/2 |10 1/5 |1 |1/2 |0,7 |0,05 |1 |0 |0,05 | | | | | | | | | | | |В

математике, при решении некоторых задач приходится иметь дело с

равенствами, составленными из двух

0,5 |10,2 |1 |0,5 |0,7 |1/20 |1 |0 |1 4/5 | | | | | | | | | | | |Такие

равенства называют

1 1/5 |0,6 |1/2 |1,2 |1/2 |3/5 |0,14 |0 |1 2/3 | | | | | | | | | | |

|Задание 4

а) Один велосипедист за 0,3 часа проезжает 5,4 км, а другой за 0,4 часа

проезжает 6,6 км. Кто движется быстрее?

б) Одна швея за 3 часа шьет 4 фартука, а вторая — за 5часов 7 фартуков.

У кого из них выше производительность?

Гуманитаризация школьного математического образования предполагает

также использование различных видов уроков: от классического до

нестандартного.

При проведении традиционных уроков в их содержание можно включать

задания приведенные выше, а также оригинальное начало, литературное

вступление в стихах и т.д.

Например, вступительное слово учителя при решении практических заданий:

«Решение задач — практическое искусство, подобное плаванию, катанию на

лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно «Если вы хотите плавать,

смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте

их», — советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в

книге «Как решить задачу». Решение любой достаточно трудной задачи требует

напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность,

смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице

говорится: «Ум без догадки гроша не стоит».

Или же вступление в стихах:

Дикобраз в подарок сыну

Сделал счетную машину.

К сожалению, она

Недостаточно точна.

Результаты перед вами,

Быстро все исправьте сами.

Далее следует серия неверно решенных примеров на арифметические

действия с дробями.

Нестандартные уроки — это уроки проводимые в игровой форме: занятия с

элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь

учащихся, а удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать

переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

В качестве таких уроков можно использовать уроки приведенные в

приложениях 1 и 2.

Заключение

В работе были рассмотрены основные положения и принципы технологии

гуманитаризации, приведены некоторые рекомендации по её применению. Был

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.