на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманизм в коррекционном обучении

сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает

во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания,

обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится

в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и

чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к

жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком

и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности,

знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном

виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный

педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер,

предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не

существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит

в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей,

обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.

В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных,

трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться,

развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не

мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это

непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционного воспитания

заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже

малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться,

хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими

способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать,

развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на

выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний

взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям,

находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к

собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность,

разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их

реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический

процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и

доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства

каждого ребенка.

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы

педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде

всего, следует учитывать психологические особенности детей, обучающихся в

режиме коррекции.

Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и

познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга,

ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет

непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют

друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е.

актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не

подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине

занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и

начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности

теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с

переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще

не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не

разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность

бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети

этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и

волевыми.

Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к

игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра

превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются

личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки

зрения развития личности ребенка, с неоспоримостью следует вывод о

необходимости соблюдать следующие педагогические требования:

Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать

чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть,

делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о

предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе

означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же

свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это

метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы

направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в

том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период

педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок

педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно

выбранную, принимал ее на основе хотения». Учиться с увлечением и охотой

ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную

деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно

высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен

постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную

деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Второе. Педагогический процесс коррекционного обучения должен

характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое

условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за

пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они

могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом

процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и

обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для

ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает

условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания,

веры в свои силы.

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость

жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать

время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить

ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят

сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в

том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный

эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они

могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае,

если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический

процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и

потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство

постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более

разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом

жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя

внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению,

нравственному становлению.

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое

терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства

в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к

ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную

помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Многолетний опыт лучших отечественных педагогов коррекционного обучения

убеждает в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших

человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии,

когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность,

стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной

личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым,

представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. В

первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы в

педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики

подразумевает неприменение спасительной силы наказаний - своеобразного

«педагогического экстремизма»: воспитание можно организовать так, чтобы

надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если

между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если

они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся

единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Педагог коррекционно-развивающего обучения, воспитатель призван

чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу,

угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его

неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Недопустимо нанесение

нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение

уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен

передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может

снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем

повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже –

высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное

состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое

личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности.

Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами

характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период

человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от

этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в

той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках

творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и

обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом

ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на

высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной

деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности.

Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Ведущие

отечественные педагоги призывают докапываться до самых корней этой

опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание

готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном

случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и

примером.

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных

качеств ребенка, обучающегося в режиме коррекции, отводится общению с

природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника,

из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в

котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда

он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется

сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для

его приобщения к богатствам духовной культуры.

Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры,

выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям.

Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания,

несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь.

Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы,

тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки,

– это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.