применении наглядности он видит путь к развитию интереса к ученью.
Близким к решению проблемы занимательного обучения являются мысли А.Я.
Герда о развитии в детях «живого интереса к изучению природы,
впечатлительности». По его мнению этому будет способствовать не только
общение с живой природой, но «минералогией можно возбудить такой интерес».1
Необходимым в обучении считал наблюдения в природе, постановку опытов
в классе, которые развивают исследовательские навыки детей и возбуждают
интерес к учению. Большое внимание уделил подготовке специальных текстов о
природе для детей. Анализ подготовительных им статей и включенных в книгу
«Мир божий» показал, что материал в книге изложен живо, без лишних
приукрашивающих текст ситуаций. Герд придавал большое значение иллюстрациям
как средству привлечения ребена к естествознанию. Эти идеи воплотил в книге
для детей, прекрасно ее иллюстрировав.
Начало XX в. дало следующий толчок к развитию занимательности. Здесь
продолжает развиваться мысль, что занимательность - это прежде всего
активное мышление ученика. К знанию ребенок должен идти через
исследовательскую деятельность. Так был разработан «исследовательский
метод», сущность которого заключается в том, что ученик получает знания не
со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия знаний.
Таким образом, до 1917 г. в методике преподавания естествознания
проблема занимательности в обучении рассматривалась таким образом, что
обучение должно быть интересным. Важнейшими способами формирования интереса
к учению должны быть применение в учебном процессе наглядности, приема
сравнения, исследовательского подхода к формированию знаний. Вопрос о
природоведческих играх специально не ставился.
В послереволюционный период на проблему игры обратила внимание Н.К.
Крупская. Она справедливо заметила, что «школа отводит слишком мало места
игре, сразу навязывая ребенку подход к людой деятельности методами
взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от
игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и
регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный
разрыв. Тут нужны переходные формы»1. В качестве таковых и выступают
дидактические игры и другие занимательные материалы. Это своеобразная форма
учебной деятельности появляется уже в дошкольном возрасте.
Вслед за Н.К. Крупской большое внимание игре как средству развития
ребенка уделил А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный
воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только
забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности
ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой,
вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры
только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом
же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь
порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С. Макаренко. -
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».2
А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет
настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что
мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту
своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке
воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то
более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в
коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ним немножко
играть»1.
Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра
для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и
развитие основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.
В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка
деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это
дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру
необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей
развития личности ребенка.
Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна
в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как
развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов
развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов.
По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется
тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как
самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь
потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством
учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких
потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно
эффективно в процессе игровой деятельности.
Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность
раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах
жизни ребенка.
В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально
относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных
этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия,
при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных
им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в
этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.
В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет
о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу
дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм
деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя
как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое
отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему
могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.
Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в
роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А.
Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления
познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения,
ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными
играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на
формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают
решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход
дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе
призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать
при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника
заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо
понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников.
Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В.
Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя
направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном
возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных
действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных
эталонов.
В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных
эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок
может освоить в игровых занятиях. В систему также входят игры, направленные
на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из
внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на
уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и
аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.
Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые
постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных
действий.
Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на
восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства,
времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие
природы.
ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать
восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если
ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры
можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка,
какие сенсорные эталоны он освоил.
Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в
восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их
разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом,
неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе
ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное
выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного
обучения.
Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать
ведущий познавательный процесс у младших школьников.
Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра
прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации
занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов,
методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она
получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое
подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им
внимание и в методике природоведения. Однако в в последней они недостаточно
систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала
разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.
§2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства
обучения.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным
ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные
изменения в психике детей, происходит формирование основных психических
процессов и свойств личности, проявляются психические новоообразования,
характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности
является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года
до 3-х лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра, в младшем
школьном возрасте - учеба, в подростковом - общение со сверстниками.
Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном
детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в
том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто
удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом
возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников
представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это
игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и
развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие
детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию
настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В
таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию,
прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|