на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

применении наглядности он видит путь к развитию интереса к ученью.

Близким к решению проблемы занимательного обучения являются мысли А.Я.

Герда о развитии в детях «живого интереса к изучению природы,

впечатлительности». По его мнению этому будет способствовать не только

общение с живой природой, но «минералогией можно возбудить такой интерес».1

Необходимым в обучении считал наблюдения в природе, постановку опытов

в классе, которые развивают исследовательские навыки детей и возбуждают

интерес к учению. Большое внимание уделил подготовке специальных текстов о

природе для детей. Анализ подготовительных им статей и включенных в книгу

«Мир божий» показал, что материал в книге изложен живо, без лишних

приукрашивающих текст ситуаций. Герд придавал большое значение иллюстрациям

как средству привлечения ребена к естествознанию. Эти идеи воплотил в книге

для детей, прекрасно ее иллюстрировав.

Начало XX в. дало следующий толчок к развитию занимательности. Здесь

продолжает развиваться мысль, что занимательность - это прежде всего

активное мышление ученика. К знанию ребенок должен идти через

исследовательскую деятельность. Так был разработан «исследовательский

метод», сущность которого заключается в том, что ученик получает знания не

со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия знаний.

Таким образом, до 1917 г. в методике преподавания естествознания

проблема занимательности в обучении рассматривалась таким образом, что

обучение должно быть интересным. Важнейшими способами формирования интереса

к учению должны быть применение в учебном процессе наглядности, приема

сравнения, исследовательского подхода к формированию знаний. Вопрос о

природоведческих играх специально не ставился.

В послереволюционный период на проблему игры обратила внимание Н.К.

Крупская. Она справедливо заметила, что «школа отводит слишком мало места

игре, сразу навязывая ребенку подход к людой деятельности методами

взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от

игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный

разрыв. Тут нужны переходные формы»1. В качестве таковых и выступают

дидактические игры и другие занимательные материалы. Это своеобразная форма

учебной деятельности появляется уже в дошкольном возрасте.

Вслед за Н.К. Крупской большое внимание игре как средству развития

ребенка уделил А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный

воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только

забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности

ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой,

вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры

только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом

же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь

порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С. Макаренко. -

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».2

А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет

настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что

мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту

своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке

воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то

более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в

коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ним немножко

играть»1.

Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра

для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и

развитие основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.

В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка

деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это

дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру

необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей

развития личности ребенка.

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна

в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как

развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов

развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин,

Л.В. Занков, В.В. Давыдов.

По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется

тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как

самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь

потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством

учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких

потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно

эффективно в процессе игровой деятельности.

Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов

теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность

раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах

жизни ребенка.

В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально

относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных

этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия,

при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных

им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в

этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет

о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу

дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм

деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя

как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое

отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему

могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.

Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в

роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А.

Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления

познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения,

ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными

играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на

формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают

решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход

дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе

призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать

при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника

заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо

понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников.

Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В.

Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя

направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном

возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных

действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных

эталонов.

В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных

эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок

может освоить в игровых занятиях. В систему также входят игры, направленные

на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из

внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на

уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и

аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.

Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые

постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных

действий.

Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на

восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства,

времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие

природы.

ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать

восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если

ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры

можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка,

какие сенсорные эталоны он освоил.

Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в

восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их

разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом,

неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе

ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное

выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного

обучения.

Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать

ведущий познавательный процесс у младших школьников.

Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра

прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации

занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов,

методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она

получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое

подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им

внимание и в методике природоведения. Однако в в последней они недостаточно

систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала

разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.

§2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства

обучения.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным

ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей

деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные

изменения в психике детей, происходит формирование основных психических

процессов и свойств личности, проявляются психические новоообразования,

характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности

является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года

до 3-х лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра, в младшем

школьном возрасте - учеба, в подростковом - общение со сверстниками.

Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном

детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее

значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в

том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто

удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом

возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников

представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это

игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и

развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.

Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие

детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию

настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные

качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В

таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию,

прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.