на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

уроках природоведения.

Также мы провели анкетирование учителей начальных классов школы №1804.

Анкета включала в себя такие вопросы:

- Как вы понимаете, что такое игра?

- Считаете ли вы, что игры нужно применять в учебном процессе?

- Какие виды игр вы применяете в курсе «Окружающий мир»?

- В какие игры охотнее всего играют дети?

- Помогают ли игры понимать детям сложный материал?

- Каковы возможности курса «Окружающий мир» в применении к нему игр?

- Как вы подбираете игры для уроков?

а) они предложены в методическом пособии в достаточном количестве

б) берете из разных книг

в) составляете сами

Анализ содержания ответов (примеры анкет с ответами см. в приложении)

показывает, что учителя положительно оценивают роль игры в развитии

учащихся и применяют их в учебном процессе по окружающему миру. Однако им

приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в

методическом пособии к комплекту (по какому работают) учебных игр

недостаточно. Нет и специального пособия, где бы была предложена система

игр и их проведение на уроке.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование детей

с целью выявить отношение к природоведению: всего анкет было 14, и каждая

анкета включала в себя 7 вопросов:

1. Нравится ли тебе учиться?

- да - не очень

- нет - не знаю

2. Назови свой любимый предмет(ы).

3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?

4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?

5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?

- Да - не очень

- Нет - не знаю

6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках

природоведения?

- Да - не очень

- Нет - не знаю

7. Если нравятся, то какие?

Анализ содержания ответов учащихся (см. приложение) показывает, что в

любимый предмет урок природоведение почти никто не отнес, любимая работа на

уроках природоведения - это экскурсия, и что занимательные игры и

упражнения на уроках природоведения у них не проводятся.

Таким образом, изучение практики использования игр в преподавании

природоведения показывает, что этот вид деятельности детей используется

неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного

описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики

их применения на уроках природоведения.

Выводы по I главе.

Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе

показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое

признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована

дидактическая и психологическая значимость игр.

Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало,

что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия

ребенком окружающего мира.

В современной теории и практике также уделяется внимание игре. Однако

проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным

описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном

процессе.

Глава II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках

природоведения.

§1 Игра как форма организационной деятельности учащихся.

Игра - это жизненная

лаборатория

детства, дающая тот аромат,

ту атмосферу молодой жизни,

без которой эта пора ее была

бы бесполезна для

человечества.

В игре, этой специальной

обработке жизненного

материала,

есть самое здоровое ядро разумной

школы жизни.

С.Т. Шацкий

Что же такое игра? По определению Российской педагогической

энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека».1 Данное

определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет

место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как

формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Мы придерживаемся

последнего мнения. В самом деле, источником знания является не сама по себе

игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети

играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в

настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое

применено в форме игры.

Игры, применяемые на уроках природоведения, многогранны и

разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных

групп:

1) настольные игры

2) дидактические игры

3) подвижные игры

4) деловые игры

5) интеллектуальные игры

I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.

Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в

котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой

задачи делает игру стремящейся к определенному результату.

Важнейшей чертой настольной игры является занимательность,

поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная

игра развивает воображение, сообразительность и

наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто

быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В

результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе

игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие.

Настольная игра - одно из средств развития способностей

учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как

индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они

дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и

способностей учащихся.

В качестве материала для настольных игр используют плотную бумагу,

картон, иллюстрации, детские кубики и т.д. Во многих школах настольные игры

изготавливают на уроках труда, занятиях кружка.

Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть

выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках,

служащих раздаточным материалом. Их можно использовать на интегрированных

уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как

одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и

связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида

деятельности на другой. Тематика различна.

а) Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при

их пересечении можно было прочитать слово другого значения.

I.

| | | | | | | | | |

|1| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | |2| |6| | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | |3| | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно

цифрам.

III. Тема: «Круговорот воды в природе».

| | | | | | | | | |4|

| | | | | | | |3| | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

|1| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | |2| | | | |

|К|Р|У|Г|О|В|О|Р|О|Т|

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

1,2,3 - состояние воды

4 - условие, при котором вода бывает в различных состояниях.

Задание: Разгадайте кроссворд.

IV. Тема: «Растения и животные леса».

| | | |1 |1| | | | |

| | | |Е |2| | | | |

| | | |2 | | | | | |

| | | |Л | | | | | |

| | |3 | | | | | | |

| | |С | | | | | | |

| |4 П| | | | | | | |

| | | |5 | | | | | |

| | | |И | | | | | |

| | | |6 | | | | | |

| | | |Б | | | | | |

| |7 К| | | | | | | |

| |8 О| | | | | | | |

| |9 Р| | | | | | | |

| |10 | | | | | | | |

| |А | | | | | | | |

|11 | | | | | | | | |

|О | | | | | | | | |

1. Хвойное дерево - новогодняя гостья.

2. Лиственное дерево - медонос.

3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют

деревом здоровья.

4. Хвойное дерево.

5. Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по

берегам рек, называют «плакучая».

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.

7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую

ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты.

8. Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые

пространства.

9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями.

Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири.

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах,

парках.

11. Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью

листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете растения, то

под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не

поддающуюся гниению.

б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые

высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные

правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному,

объясняя правила разгадывания.

ВОЛК ТЮМЕНЬ

КОЛОС - СОКОЛ ВОЛ

ОСА КОТ

Ребус-пословица:

ЗАРЯ Добр совет на приметку

бери

в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или

животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к

ним. Бывают случаи, когда кроссворд составлен в чайнворде.

Тема: «Человек», «Физкультура и спорт».

Задание: Попробуй пройти слаломную трассу, а для этого заполни

чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер,

работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в

клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух

олимпийских видов спорта.

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

II. Дидактические игры природоведческого содержания.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших

школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические

игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для

обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования

конкретных элементарных понятий о природе.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде

всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает

интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от

учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает

вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен

быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять

участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро

утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна

быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.