на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование здоровья детей

морфофункционального статуса была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его

методика позволяет оценить уровень биологического развития детей на основе

сопоставления биологического и паспортного возраста, дать

морфофункциональную характеристику физического состояния организма путем

сравнения со стандартами соответствующих возрастно-половых групп. Эта

попытка учета уровня биологического развития в комплексной оценке

физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской с

соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического

развития на различных возрастных этапах.

Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения

соматических признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания,

сколько месяцев (лет) показатель отстает или опережает средневозрастные

величины.

Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали

различные оценочные категории физического развития, но все-таки отдали

предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в

обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).

Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации

по смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического

здоровья детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке

морфофункционального статуса организма, а именно - показатели

биоэнергетики, характеризующие общую выносливость, а в узком смысле "

функциональное состояние кардиореспираторной системы. С результатами

Апанасенко, свидетельствующими об уровне физической работоспособности как

объективном критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).

В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность

школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к

выводу, что физическая работоспособность отражает физические возможности

человека, состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того,

они установили, что на формирование физической работоспособности в процессе

онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.

Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,

коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую

биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит

оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей

школьного возраста на разнообразных нагрузках.

Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения

определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также

гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого

понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных

показателей. По его мнению "физическое развитие" имеет два значения. С

одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма

и его соответствие биологическому возрасту, с другой -морфофункциональное

состояние на каждый данный отрезок времени.

Уровень функционирования основных систем организма - критерий,

характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и

функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда

детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться

функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные:

быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у

детей 6-7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что

приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие

несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных,

спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают,

что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже

условия жизни (В.Н.Кардашенко, 1980г.).

При оценке функционального состояния организма детей и подростков

большое значение придается определению функционального состояния сердечно-

сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей организма,

органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень

артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).

Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является

поведение ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него

аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для

детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную

программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное -

состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о

половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных

показателей, а так же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной

увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с

низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями

установили, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью

атмосферного воздуха, отмечалось учащение пульса, увеличение частоты

дыхания, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания

гемоглобина в крови (Г.Н. Сердюковская, 1989г.).

II. Методы исследования

Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья

школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в

среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к.

им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной

системе обучения, а так же усваивать большее количество информации,

усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья

детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде

всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся

составили «группу риска».

Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы

использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные

любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры

(Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и

др.).

Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-

апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5

класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15

девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в

экономическом лицее города Гуково.

Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)

здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных

морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,

сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень

адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма

и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной

статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе

учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся

мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и

функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с

энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой

заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах,

оценку каждого показателя формализуют в баллах.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по

общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную

емкость легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли

артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном

вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и

предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки

вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)

и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и

выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60

сек.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять

показателей (индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом

соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic]

2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции

деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал

соматическую работу сердца: ДП=[pic]

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов

дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии:

ИС=[pic]

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости

свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о

функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic]

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические

возможности организма школьников: ИР=[pic]

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с

уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей

физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После

оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма

баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

2-7 баллов – низкий

8-10 баллов – ниже среднего

10-15 баллов – средний

16-20 баллов – ниже среднего

21-25 баллов – высокий

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки

каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых

мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать

рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим,

что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма

школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного

режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

III. Результаты обследования и их обсуждение

Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения

информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило,

путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению

здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому

мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и

медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья

(рис.2)

Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию

здоровья.

[pic]

[pic]

В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством

здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых

отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое

нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из

результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе

здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7

девочек и 8 мальчиков).

Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими

заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические

отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые,

но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,

входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)

требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в

комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.