неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная
активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При
несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям
организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут
пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих
хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.
Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,
значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков
относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном
подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности
морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.
Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III
группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных
специальностей.
Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко
II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать
соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из
начальной в среднюю школу.
При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было
осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для
каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие
мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.
Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32
учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей
осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.
Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.
ТАБЛИЦА №1
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса
(осень)
№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона
|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка |
|1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср
|15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10
|-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138
|3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср
|106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596
|1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс
|878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77
|2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282
|2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко
Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10
|Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ
|8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ
|6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс
|109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср
|1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76
|4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср
|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5
выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М
|261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее
значение |228
+12 |2 ср |84
+3 |3 ср |934
+2 |3 ср |145
+5 |2 низ |11
+0,6 |1низ |10б
сред | |
ТАБЛИЦА №2
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса
(осень)
№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона
|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |
| | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556
|2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс
|1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4
выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4
выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94
|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0
н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211
|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков
Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9
|Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср
| |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ
|12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9
|2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |-
1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср
|12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113
|3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н
|111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср
|544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97
|4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н
|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222
|3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А
|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21
|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср |
|22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б
низ | |Среднее значение |245
+11 | |95
+6 |3 ср |596
+3 |2 н |129
+7 |2низ |1
+0,7 |1н |10б сред | |
Таблицы.
При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который
свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены
результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов
таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой
показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них
было среднее значение индекса Кетле.
Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее
значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у
двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень
индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл)
индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может
быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при
оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у
Насти Д.
У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты
(таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле
(ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих
(17%) школьников.
Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном
соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом
развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей
группе здоровья.
Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК,
представленное на рисунке 3.
Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-
ростового показателя.
Весна 2002
[pic]
[pic]
Осень 2002
[pic]
[pic]
Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное
обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу
свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество
учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни
одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.
Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с
низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей
недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к
новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой
тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них
нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под
влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной
и жировой ткани.
У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из
учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а
один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом
общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось
(59%).
Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в
возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового
созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела
(Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).
Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы
пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой
оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не
справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития.
С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это
произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы
детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со
средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу
с низкой оценкой ИК.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А»
классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и
кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность
развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к
неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено
увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале
октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской
Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с
разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела
значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое
артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови,
функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой
тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания
органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей
С., Настя Д., Наташа Б.
Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и
снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами.
Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является
свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в
психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются
хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям
относятся Миша Ч., Катя М.
Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне
соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который
свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным
условиям существования и возможности реализовать программу развития.
Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов
сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва
«двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует
соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|