нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ
возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в
ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается,
а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца
остается а онтогенезе практически неизменной.
Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди
обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%)
девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном
функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой
системы у этих детей.
Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек
и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-
сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо
учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение
частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых
функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих
детей.
Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса
Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую
группу здоровья.
Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных
нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-
х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и
относящихся к третьей группе здоровья.
Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили
через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после
рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально
дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима.
Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.
Весна 2002год.
[pic]
[pic]
Осень 2002
[pic]
[pic]
Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по
сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением
индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой
ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой,
ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП
у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у
этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда
Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам
необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое
витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим.
У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью
по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким
значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона
оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления
и ЧСС.
Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в
течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной
наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у
школьников.
Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса
Робинсона.
[pic]
[pic]
Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким
значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого
(3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом
на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и
низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной
адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с
учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная
двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и
ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи
с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения,
вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели
сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона
свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС).
В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с
низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать
физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения
энергетического потенциала организма.
Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она
тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим
упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они
обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности
воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание
холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя
функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к
третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно
закаляться.
О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы
свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно
говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и
кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует
из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства
обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13%
школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной
значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) –
выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек
состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной
устойчивостью к гипоксии.
Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и
девочками нами не обнаружено.
Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2,
весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29%
- средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной
системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости
их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же
учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса
Скибинского (ИС).
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б
рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя
ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой
индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой
оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11
лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей
учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале
подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца
и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей
растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно,
функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г).
Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к
группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и
возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и
адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих
воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.
У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились
функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7%
количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего ,
т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями
индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных
возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%),
обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения
проходила не вполне удовлетворительно.
Проводя сравнительный анализ динамики функционального состояния кардио-
респираторной системы по индексу Скибинского через 6 месяцев можно отметить
(рисунок 7), что осенью по сравнению с весной на 9% уменьшилось количество
детей с высокой оценкой индекса Скибинского и на 9% возросло число учащихся
с низкой и ниже среднего оценкой ИС. Школьники, у которых была низкая и
ниже среднего оценка индекса Скибинского, имели также либо низкую оценку
весо-ростового показателя, либо низкие показатели индекса Робинсона, эти 14
школьников (7 девочек и 7 мальчиков) относились к второй и третьей группам
здоровья, а так как успешность обучения очень зависит от физиологического
состояния, то для таких детей необходимо обеспечение оптимальных условий
жизни и ее здоровый образ, а так же специфическая и неспецифическая
профилактика заболеваний.
Рисунок№7. Динамика распределения (%) учащихся с разной оценкой индекса
Скибинского.
[pic]
[pic]
Дети с низкой и ниже среднего оценкой индекса Скибинского получили
совет больше внимания уделять своей осанке, т.к. прямая осанка способствует
расширению грудной клетки, что облегчает деятельность легких и обеспечивает
более глубокое и равномерное дыхание. Кроме того мы посоветовали этим 14
школьникам для совершенствования дыхания сердечно-сосудистой системы делать
дыхательную гимнастику, по возможности заниматься плаванием, катанием на
коньках.
Мы так же обследовали весной и осенью у учащихся 10-11 лет индекс
мощности Шаповаловой, который свидетельствует о развитии двигательных
качеств - силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностях кардио-
респираторной системы. Как следует из результатов, приведенных в таблице
№1, среди девочек 4»А» класса весной высокие значения индекса мощности
Шаповаловой (ИШ) наблюдались у 22% (3 девочки), а у большинства (45%)
обследованных учениц 10 лет были средние значения ИШ. Низкие и ниже
среднего оценки ИШ весной отмечались у 13% (2 девочки) и 20% (3 девочки)
соответственно, эти школьницы с недостаточными функциональными
возможностями развития двигательных качеств и состояния кардио-
респираторной системы относились ко второй и третьей группам здоровья и у
двух из них, Наташи Б. И Кати М., были низкие все обследованные показатели
соматического здоровья, а у Маши И. и Киры Б., кроме ИШ, ниже среднего был
индекс Скибинского.
Как следует из данной таблице №2, весной высокая и выше средней оценка
индекса Шаповаловой наблюдалась у 12% (2 ученика) и 23% (4 мальчика)
соответственно, эти учащиеся, имевшие высокие значения всех обследованных
индексов занимались плаванием (Кирилл П., Леша Б., Никита М.) и легкой
атлетикой (Витя Е., Дима П.) и относились к 1 группе здоровья. У 29% (5
человек) школьников 4 «А» весной были средние значения индекса Шаповаловой
и по 18 % учащихся ниже среднего и низкие соответственно показатели ИШ. Эти
дети входят в 3 – ю и 2 – ю группу здоровья и часто болели, поэтому мы
рекомендовали им летом больше находиться на свежем воздухе, плавать и
закаляться, поскольку у этих учащихся низкие значения всех обследованных
индексов соматического здоровья.
Результаты повторного обследования индекса Шаповаловой у этих же
учащихся осенью представлены на рисунке № 8.
Рисунок №8. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса
Шаповаловой.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Как следует из результатов, представленных на рисунке 8 «Б», осенью ни
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|