на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коллективная форма организации начального обучения русскому языку

далее. «Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом

взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера» [1].

Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические

принципы, сформулированные Л.В. Занковым:

1. «обучение на высоком уровне трудности;

2. продвижение вперед быстрым темпом;

3. осознание школьниками процесса учения;

4. целенаправленное, систематическая работа над общим развитием как

сильных, так и слабых учащихся;

5. ведущая роль теоретических знаний»[26].

Идеи Л.С. Выготского были также разработаны в рамках психологической

теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин , А.В. Запорожец) [5],

которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность идей Л.В.

Занкова, но в конечном счете привела к кардинальному пересмотру

традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением.

Включение этих процессов в контексты деятельности фактически означало отказ

от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижение

на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм

человеческой деятельности [5].

Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б. Элькониным [35],

который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее

своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в

самоизменении ребенком самого себя как субьекта.

Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований,

осуществленных в 60-80 годах под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В.

Давыдова.

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин считают, что каждому возрасту

соответствует определенная ведущая деятельность, которая осваивается на

соответствующей возрастной ступени и присваивается как индивидуальная

способность, как психическое новообразование [34].

Исходя из этой периодизации для младшего школьного возраста ведущей

является учебная деятельность, а соответствующее новообразование –

теоретическое сознание и мышление и соответствующие способности –

рефлексия, анализ, мысленное планирование. Все другие педагогические задачи

в этом возрасте могут решаться лишь на базе оформляющейся учебной

деятельности и именно она определяет и развитие воображения, и становление

эмоциональной сферы и тому подобное.

В традиционной школе всё содержание учебных дисциплин базируется на

эмпирических знаниях, эмпирическом общении. Ребенок формально – логически

или с помощью внешних ассоциаций и аналогий расчленяет, классифицирует мир.

В.В. Давыдов [4] говорит, что для построения искусственного

педагогического действия, обеспечивающего глубокое проникновение ученика в

учебное содержание, надо помочь ребенку сделать содержательно-генетическое

обобщение, когда, анализируя конкретное явление, мы вычленяем его сущность,

«выступающую как всеобщее отношение», а затем, анализируя, мысленно

экспериментируя с этой сущностью, мы строим новые её конкретные проявления.

Данный путь есть интерпретация особого пути познания известного как

«восхождение от абстрактного к конкретному».

Разворачивание предметного материала представляет собой разворачивание

во времени системы теоретических понятий. Ребенок в результате в

специально выстроенном обучении должен узнать его происхождение. Такое

получение ребёнком знаний (понятий) как всеобщего способа (принципа) для

конкретного явления и называется В.В.Давыдовым процедурой содержательно-

генетического обобщения [4].

В системе развивающего обучения меняется сам урок. Дидактическом

стержнем урока является деятельность учащихся [5,28]. Ученики не просто

решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,

делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом

носят преобразующий характер.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью

учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с

другим человеком–это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но

культура многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны формы

сотрудничества, погружаясь в которые ребенок осваивает различные слои

культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы

сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует

нового типа общения» [3].

Будучи дошкольником, ребенок был вовлечен в развитие формы

сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Однако, переступив порог

школы, ему предлагается освоить еще одну совершенно новую форму

сотрудничества - учебное сотрудничество.

Учебное сотрудничество следует отличить от предшествующих - дошкольных,

доучебных форм сотрудничества ребенка и взрослого. Для удобства

воспользуемся таблицей возрастной периодизации ведущих форм сотрудничества

ребенка со взрослым, построенной Д.Б.Элькониным [34].

Возрастная периодизация ведущих форм сотрудничества ребенка со

взрослым.

Таблица 1.

|Младенчество |Раннее детство|Дошкольное |Младший |Отрочество |

| | |детство |школьный | |

| | | |возраст | |

|Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с любящим взрослым, как |

|универсальным источником тепла, заботы, понимания, защиты и принятия |

|ребенка в самоценности его уникального существования. |

| |Предметно-действенное сотрудничество ребенка с действующим|

| |взрослым, как носителями социальных отношений. |

| | |Игровое сотрудничество группы детей с |

| | |идеальным взрослым как носителем социальных|

| | |отношений. |

| | | |Учебное сотрудничество |

| | | |группы детей с идеальным |

| | | |взрослым как носителем |

| | | |культурных норм и общих |

| | | |способов мышления и |

| | | |деятельности. |

Следует отметить, что ни одна из освоенных ребенком форм сотрудничества

не умирает с окончанием собственного возраста, а продолжает существовать на

протяжении всей человеческой жизни.

Рассмотрим примеры, где на уроке учитель использует различные формы

сотрудничества с классом:

1. учительница улыбается классу, просит всех посмотреть на нее, встречается

глазами с детьми (младенческая).

1. Учительница пишет на доске образец буквы, дети в воздухе повторяют ее

движения (собственно учебная)

1. Учительница диктует слово орфографически, дети пишут, проговаривая

шепотом каждый звук (собственно учебная).

1. Учительница просит детей встать парами и при помощи ног, рук, или

изменения позы составить буквы которые она называет (игровая).

Данными примерами было показано, что дошкольные формы сотрудничества

являются необходимым, но недостаточным условием освоения специального

содержания учебной деятельности - системы научных понятий.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы

мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека.

Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются

новые способы действия, освоенные ребенком[29].

Чтобы обеспечить условия рефлексивного развития сознания младших

школьников средствами обучения существует по крайней мере две причины

утверждать, что без специально организованного сотрудничества развивающее

обучение невозможно [401].

Первая причина : теоретические понятия, являющиеся содержанием ведущей

- учебной деятельности младших школьников не могут быть усвоенными детьми в

их формах сотрудничества со взрослыми, которыми ученики овладели до школы.

Когда учитель приглашает учеников к совместной учебной деятельности, то

дети отвечают ему только так, как умеют: неучебным образом.

Вторая причина связана с развитием личности младшего школьника. Новые

учебные отношения детей с миром взрослых, с культурой должна появиться для

того:

6. чтобы, опираясь на достижения предыдущих возрастов, преодолеть их

ограниченность, не дать развиться их слабым сторонам;

7. чтобы доверчивость ребенка не переросла в некритичность как свойство

мышления и личности;

8. чтобы способность и склонность к подражанию не переродилась в

исполнительскую репродуктивность, отказ от самостоятельности, склонность

действовать по готовой инструкции;

9. чтобы ребенок начал осваивать учебную позицию раньше, чем он пресытится

ролью «хорошего ученика».

Таким образом учебное сотрудничество необходимо в обучении,

направленном на воспитание человека способного учить, менять самого себя.

Следовательно, можно выделить три формы сотрудничества [23]:

1. учебное сотрудничество со взрослыми;

1. учебное сотрудничество со сверстниками;

1. встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе

обучения.

Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и

взаимопомощи: в составлении которого участвуют обе стороны - и учитель, и

дети. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей

индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Попав в

новые условия и выяснив для себя ограниченность собственных возможностей

человек имеет три варианта действия:

1. создать, изобрести новый способ;

1. найти недостающий способ в книгах;

1. узнать о нужном способе действия у человека владеющего им.

Первый и второй варианты встречаются у отдельных младших школьников, и

в этих случаях мы говорим об одаренности или об опережающим развитии.

Третий путь - норма для младшего школьника, владеющего учебным

сотрудничеством. Что же должен уметь ученик для того, чтобы обратиться ко

взрослому как к учителю. вступить со взрослым именно в учебные, а не какие-

либо иные отношения:

1. выделить в задаче принципиально новые условия;

1. провести анализ имеющихся у него средств и способов действия,

применительно к новым условиям;

1. зафиксировать несоответствие задачи и наличных способов действия;

1. указать на это противоречие взрослому.

То есть учебное обращение ко взрослому означает следующее: ребенок

знает, чего он не знает, хочет это узнать, указывает учителю чему именно он

хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

Рассмотрим эпизод урока, где подобная форма сотрудничества возникает

впервые.

Учитель. Я загадала имя девочки, начинающееся на букву «эль». С какого

звука начинается это имя?

Дети. Ллл.

Учитель. Почему?

Дети. Л`л`л`

Учитель. Почему? Вы можете ли точно определить, с какого звука

начинаеся мое слово? Что нужно еще у меня спросить?

Дети. Какая гласная стоит позади «эль»?

Учитель. Буква «а». Теперь кто может точно назвать первый звук в моем

слове?

Дети. Лллллл..... Лариса....

Учитель. Отлично. А следующее мое слово начинается на букву «тэ». Хором

назовите первый звук.

Часть детей немедленно попадаются в эту «ловушку». Но по крайней мере

треть класса, сияя, тянут руки.

На описанном выше уроке дети поднялись с игровой, до школьной ступеньки

гадательного отношения к заданию учителя на следующую, более содержательную

ступень.

В отличии от отношений «взрослый - ребенок» отношение со сверстниками -

это прежде всего отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям

то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми,

критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимо от их

воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека,

оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную

позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее [32].

Единственной сферой детской жизни, в которую не допущено общение и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.