на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коллективная форма организации начального обучения русскому языку

ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является

учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно.

Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после

этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла

необходимость, примеры, подтверждающие правило.

Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному

вопроснику. Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не

нуждается в специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те

пункты (вопросы), по которым нужно еще поработать.

Как правило, проверяющие (помощники учителя) предъявляют очень жесткие

требования и оценивают довольно часто и строже педагога. Работа по

вопросникам может идти одновременно с работой по карточкам.

Описанные выше методики коллективных учебных занятий достаточно

убедительно показывают существенное различие между групповой и

коллективной формой организации процесса обучения. При коллективных учебных

занятиях учащиеся работают в парах сменного состава, и притом у всех или

почти у всех темы разные, а сотрудничество и взаимопомощь являются

всеобщими и постоянными.

2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы

Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях

обучения и воспитания.

Эксперимент проходил в течение второго полугодия 1996-1997 учебного

года и первого полугодия 1997-1998 учебного года, охватив 1 и 2 классы

В качестве экспериментальной базы выступила средняя школа №32

Экспериментальным объектом был выбран 2 «Б» класс.

Этот класс в качестве экспериментального был выбран по следующим

причинам:

а) в выбранном для эксперимента классе мною проходились две

педагогические практики;

б) в классе работает опытный и образованный учитель – Белокурова Любовь

Владимировна, которая поддерживает новые начинания и поиски;

в) учитель Белокурова Л.В. работает по программе развивающего обучения

(математика – Н.Б. Истомина, русский язык и чтение – В.В. Давыдов, Д.Б.

Эльконин, В.В. Репкин) и практикует коллективную форму организации учебно-

воспитательного процесса.

В классе обучаются 28 учеников, класс разделен на 7 групп по 4

человека.

В качестве контрольного класса был выбран 2 «Д» класс, учитель

Козлицкая Мария Ивановна. Она опытный учитель, работает по программе

развивающего обучения, но коллективную форму деятельности учащихся

практикует редко.

Учитель школы №32 Белокурова Л.В. на уроках русского языка использует

парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над

развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика

направлялась и корректировалась учителем), но затем учитель стал

использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой

усложнялась.

В обоих классах было предложено следующее задание:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1) желток, железо, желтый;

2) носильщик, нос, носатый;

3) часовщик, часть, час;

4) печурка, печать, печь;

5) циркуль, циркач, цирк.

В экспериментальном классе была организована групповая работа.

Дополнение к заданию: «Подумай сам. Посоветуйся с группой.»

В работе участвовало 7 групп. Пять групп справились с заданием

полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое

мнение. Таким образом в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель

организовал фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что

две группы все-таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания

выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все

вместе в группе выбирали наиболее удачный.

В контрольном классе была организована общеклассная работа. Больше

половины класса не участвовали в обсуждении задания. В центре внимания

всегда был учитель, он сам подсказал более удобный способ.

При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно

формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Непосредственно перед экспериментом в обоих классах был проведен

констатирующий срез. Были предложены следующие задания.:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно,

маленькие буквы заглавными.

зачем верблюду горбы

на спине у верблюда большие горбы зачем они ему оказывается, это склад

жира когда верблюду не хватает воды, жир превращается в воду из ста граммов

жира семь граммов воды получается вот так горбы настоящая водяная фабрика

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однокоренными, а

какие – нет:

рука – ручонка; ручонка – ручей;

ножонка – нож; ножонка – нога;

смех – смешить; смешить – смешать.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.

лесной, лесник, перелесок;

дружный, дружишь, дружба;

моряк, морской, заморский;

городской, горожанин, пригородный.

Затем в течение недели в контрольном классе велась групповая работа, а

в экспериментальном групповая работа продолжалась.

После недели работы по применению коллективной формы обучения в классах

был проведен контрольный срез.

Задания контрольного среза:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно,

маленькие буквы заглавными:

птичья школа

в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в

классе, а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат

малышей летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однократными, а какие

– нет:

коса – кошу, кошу – кошка;

выше – вышивка, высота – выше;

висит – вишу; вишу – вишневый.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.

кормушка, кормовой, кормить;

домовой, домашний, домик;

садовник, посадить, садовый;

сильный, силач, осилить.

Результаты констатирующего среза показали, что в экспериментальном

классе качественный уровень выполнения различных заданий выше на 16%

(таблица 2).

Количество детей, работавших без ошибок (%)

Таблица 2.

|Класс, число детей |Констатирующий срез |Контрольный срез |

|Экспериментальный (28) |56% |60% |

|Контрольный (29) |40% |59% |

Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий

повысился в экспериментальном классе на 4%, а в контрольном классе на 19%.

Цифры, приведенные в таблице 2, говорят о высокой результативности

недельной групповой работы детей.

Работа по применению коллективной формы обучения проводилась на каждом

уроке русского языка в течение всего года. Ниже мы приводим фрагменты и

конспекты уроков, где используются задания по организации коллективной

формы обучения.

Тема: Разгадывание кроссвордов (фрагмент)

Цель: познакомить детей с кроссвордом и с порядком его разгадывания.

Оборудование: словари, учебник «Русский язык 2 класс» Репкина В.В

Ход урока:

1. Комментированное письмо

а) название месяцев;

б) дни недели.

2. устно упр.25

Отгадай загадку:

Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У

каждой птицы по четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера

белая, другая черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет

другой – станет темным-темно.

- Кто догадался, какие это птицы? (Это месяцы.)

- Что за крылья у них? (Крылья – это недели.)

- Почему в каждом крыле семь перьев? (В каждой неделе по семь дней.)

- А почему перья двухцветные? (Это день и ночь.)

3. Кроссворд упр.26.

Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает несколько

слов-синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет

написание этих слов по словарю.

Слева направо: 3.Полоса земли,

приспособленная для движения транспорта.

4.Вязаная рубашка без застежки с высоким

воротником.

Сверху вниз: 1.Часть тела человека или

животного. 2.Огородное растение с продолговатыми

зелеными плодами.

4. Кроссворд упр.27

(Так как кроссворд в данном упражнении более объемный, то

целесообразнее работу вести уже в группах-четверках).

Двое учеников отгадывают слова, а двое других проверяют написание этих

слов по словарям.

Слева направо: 4.Игра, в которой ходят с

песнями по кругу. 5.Друг, приятель. 6.Ударный

музыкальный инструмент.

Сверху вниз: 1.Домашнее животное.

2.Инструмент для копания. 3.Страна или

местность, в которой человек родился.

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)

Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.

2. Отрабатывать слабую и сильную позицию в слове.

Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.

Ход урока.

- Какую тему изучаем?

- Какие слова называют родственными?

1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и

пятно. Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого

привели с собой слова:

|Соль |Гора |Пятно |

|солист |Горло |пятнистый |

|солонка |Горняк |пять |

|засолка |Горе |пятнышко |

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой

- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)

Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цель: Формировать умения в разборе слов по составу. Довести до

сознания, когда пишется Ь

Оборудование: таблицы приставок.

Ход урока.

1. Чистописание

Объяснить значение пословицы.

2. На доске слова:

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какая первоначальная форма этих слов?

3. Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок:

в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по

парте и проверяют выполнение задания своего соседа.

- Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)

- Найдите и выделите корень во всех этих словах.

- Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего

не значит. Может быть, это и не корень вовсе?

- Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять,

принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»:

отнять – значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то

сверху»; принять – «взять, получить у кого-то для себя». Вот это

общее их значение и заключено в корне -ня-. Но, в отличие от

большинства других корней, он без приставки не употребляется и без

них непонятен.

- С помощью приставок и корня -езд- образуйте слова:

Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

- Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)

- Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во

всех остальных случаях пишется разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный Ъ и Ь знаки.

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны

на доске:

дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал,

в_юга, с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.