на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная по педагогике

6. Семеон Полоцкий

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в

области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В

1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-

греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских

детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его

наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-

латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и

значительно расширила высшее образование в Российском государстве.

С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и

учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных

идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое

значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на

формирование чувств и разума человека.

7. Н.И.Новиков

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744—1818). Он

издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с

просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у

детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к

людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения

общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской

педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи

заслуживает внимания его мысль о том, что педагогика "есть особенно тонкая

наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много

наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".

8. К.Д. Ушинский

К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в

России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания:

"О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном

воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет

воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868-1869) и др.

Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861)

и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о

народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а

также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют

свое научное значение до настоящего времени.

9. Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье

казначейского чиновника. По окончании Московского университета

(медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к

профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских

наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих

знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в

Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в

Петербурге.

В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,

освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание

общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании,

сделала имя автора широко известным. В статье “Вопросы жизни” (впрочем,

как и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко

выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной

выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет

снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил

официальному курсу образования идею общечеловеческого

воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни

высоконравственного человека с широким умственным кругозором.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа.

Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя

он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать

видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении

двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять

значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям

учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям,

подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в

качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора

подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был

переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа .

1. Пирогов внес значительные улучшения в работу

педагогических советов гимназий, расширил содержание

обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен

мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял

методические изыскания учителей, рекомендовал

взаимное посещение уроков.

2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность

обучения, активность и наглядность.

3. Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо

изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса

в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он

отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них

значительного элемента случайности и формализма.

4. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь

крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами,

проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески

развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

/Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.

-М.: Просвещение, 1982. - C.202-203/.

10. Лев Николаевич Толстой

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем

имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян., где

реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он

обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к

развитию теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы

«Азбука». «Азбука» графа Л.Н.Толстого - комплекс учебных материалов из

четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий

мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии,

ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах

человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная

беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике,

закону божию, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста

сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию,

пению.

Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей,

возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич

преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие

предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа.

Ни за поведение, на за плохую успеваемость детей не порицали.

Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна».

Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов

административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ

свободно возникающих школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале

учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство

существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на

область испытания для науки педагогики». Толстой опубликовал в журнале

многие свои статьи.

Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность

системы народного образования в царской России и в буржуазных странах

Западной Европы, одновременно изложив свои педагогические взгляды. Он

убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных

странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа, что школы не

отвечают интересам народа. Толстой писал тогда, что «насущнейшая

потребность русского народа есть народное образование... Образования этого

нет». Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью

которого должно было явиться «Распространение образования в народе». Но

царское правительство не дало на это разрешения, и тогда Толстой написал,

что он хотя бы и один, но будет составлять «тайное общество народного

образования».

Толстой целиком посвятил себя работе в школе и изданию

педагогического журнала «Ясная Поляна».

11. Николай Гаврилович Чернышевский

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович

Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника.

Чернышевский развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и

Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о

воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и

методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении

учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе

обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое.

Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно-

политической направленности и научному уровню не имело равного в

домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил

России за передовую систему воспитания и обучения.

Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского

оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного

образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло

актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А., Медынский

Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.215/.

12. Василий Александрович Сухомлинский

Сухомлинский В.А. родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на

Херсонщине (теперь Кировоградская область).

«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил

В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства

общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,

поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,

рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не

было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого

человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне

коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без

личностей.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и

время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово

учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием

лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет

воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-

этических принципов».

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом

определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Опираясь на

понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо

от человека, но отражается его познанием, В.А. Сухомлинский строит систему

эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре

внимания школы и семьи. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский

всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей.

Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях.

Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом

воспитании не может быть и речи.

Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в

другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей,

которая хорошо прослеживается в работах В.А. Сухомлинского по мере развития

его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для

Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.