на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контроль знаний и умений учащихся по физике

изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических

вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется

проведение зачетов только в старших, 10-11 классах./№№ 6,11,12,14/.

1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения,

определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для

учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по

данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на

разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов

обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.

Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики,

принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя

переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для

текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая

время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,

которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и

кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены

к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут

охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-

разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так

и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются

при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа

– формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала

и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может

использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может

проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно

комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На

основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:

|Виды контроля |Формы контроля |

|1.Текущий контроль |1)Физический диктант |

| |2)Тестовые задания |

| |3)Кратковременная |

| |самостоятельная работа |

|2.Итоговый контроль |Письменная контрольная работа |

| |Контрольная лабораторная работа |

| | |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2

вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в

процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.

1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова,

с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит

или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его

знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка

– это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика,

соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти

понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути,

и есть оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета

успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в

успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их

главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и

исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем

работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо,

наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то

неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это

главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно

рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего

учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать

отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-

первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения

темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается

полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых

учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах

необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,

культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки

отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть

доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся

к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их

улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки,

полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по

окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.

В главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля,

а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем

самым, в этой главе я выполнила первые три цели, поставленные передо мной

при написании этой работы(.

Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:

|Цели контроля |подготовить учащихся, убедившихся в том, что |

|знаний и умений |усвоенные ими новые физические знания и |

|учащихся |умения отвечают предъявляемым требованиям; |

| |получить информацию о том, усвоены или нет |

| |каждым учащимся физические знания, указанные |

| |в образовательной цели изучения темы (цикла |

| |знаний); научились ли учащиеся видам |

| |деятельности, указанным в цели по разлитию |

| |изучения темы (цикла знаний). |

|Формы контроля |физический диктант |

|знаний и умений |тестовое задание |

|учащихся |краткая самостоятельная работа |

| |письменная контрольная работа |

| |контрольная лабораторная работа |

| |устный зачет по изученной теме. |

|Место различных |Текущий контроль: |

|форм контроля в |Физический диктант |

|процессе обучения |Тестовые задания |

|физике |Кратковременная самостоятельная работа. |

| |Итоговый контроль: |

| |Письменная контрольная работа |

| |Контрольная лабораторная работа |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена

достижению оставшихся целей, т.е. разработке контрольных мероприятий

непосредственно для темы "Первоначальные сведения о строении вещества".

Глава 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Первоначальные сведения

о строении вещества» на основе деятельностной теории обучения.

2.1. Содержание знаний и умений учащихся по теме "Первоначальные сведения о

строении вещества"

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель

должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся

целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять

только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме

или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно,

были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому

выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть

необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и

умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.

Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь,

соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому

предмету.

Примером такого подхода к выяснению содержания контрольных

мероприятий могут служить разработки итоговых контрольных заданий для

выпускников начальной школы. /№ 5/. Авторы, опираясь на обязательный

минимум содержания обучения в начальной школе, установленнный

государственным образовательным стандартом, составили примеры заданий,

проверяющие конкретные знания и умения учащихся. Ниже приведен фрагмент

таблицы, в которой соотносятся требования государственного стандарта и

составленные по ним контрольные задания.

|Элеметы |Обязательный уровень |Примеры заданий |

|содержания|усвоения |обязательного уровня |

| |(выпускник должен) | |

|Гласные и |Различать на слух и при |Напишите под диктовку |

|согласные |произношении звуки |слова: клубок, липы, осы, |

|звуки и |гласные и согласные, |зорька. Назовите звуки в |

|буквы |правильно (без искажений|каждом слове по порядку. |

| |и пропусков букв) писать|Запишите цифрой, сколько |

| |слова, написание которых|звуков и сколько букв в |

| |не расходится с их |каждом слове. Подчеркните |

| |произношением. |гласные одной чертой, |

| | |согласные - двумя. |

| |Различать твердые и |Запишите пары слов: |

| |мягкие согласные. |мыл-мил; мал-мял; лук-люк; |

| |Обозначать на письме |мел-мэр. Сравните первые |

| |мягкость согласных |звуки в каждой паре слов. |

| |гласными буквами и, е, |Назовите твердые и мякгие |

| |ё, ю, я и ь. |согласные. Подчеркните |

| | |гласные буквы, которые |

| | |показывают мягкость |

| | |согласных звуков. |

Такими же принципами я воспользовалась для выяснения содержания контрольных

заданий по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". При

формулировании целей изучения данной темы я опиралась на курс физики 7

класса /№ 8/, а также на программу средней общеобразовательной школы

по физике /№ 10/. Следует подчеркнуть, что представленные мною в следующем

параграфе цели изучения темы "Первоначальные сведения о стрении вещества"

полностью соответствуют установленной программе общеобразовательной школы.

2.2. Цели изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:

1)Вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки;

2)Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой;

3)Размер молекулы d~10 м;

4)Молекулы одного и того же вещества одинаковы, а молекулы разных веществ

разные;

5)Молекулы вещества движутся непрерывно и беспорядочно. Доказательством

непрерывного движения молекул вещества является диффузия – физическое

явление, заключающееся в самопроизвольном взаимном проникновении двух

соприкасающихся веществ. Доказательством хаотичности движения молекул

является броуновское движение – физическое явление, заключающееся в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.