на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методы подготовки спортсменок

биохимиков, психологов, ученных, работающих в других отраслях науки, был

решен ряд принципиальных вопросов построения спортивной тренировки.

Известно, что влияние физических упражнений, их последствия зависят от

факторов из которых являются величина нагрузки, структура движений

(характер упражнений), методика использования упражнений и точка их

приложения. Большие и интенсивные нагрузки являются эффективным средством

развития общей и специальной работоспособности спортсменов. Однако,

тренировка с использованием таких нагрузок дает положительный эффект только

в том случае, если они применяются в соответствии с состоянием спортсменки

и чередуются в определенной последовательности, с учетом ее биологических

ритмов.

Большие сложности возникают при тренировочных занятиях в спортивных

многоборьях. Тренеру необходимо знать, что применение в тренировочных

микроциклах занятий с преимущественной направленностью на воспитание

выносливости, силы, скорости, скоростно-силовых возможностей сопряжено в

этой части тренировочного процесса (постовуляторная фаза) с выделением

гормона желтого тела, который иначе называют релаксантом или расслабляющим.

Именно в этой фазе наблюдается некоторое увеличение подвижности в суставах,

повышение растяжимости их связочного аппарата. С одной стороны, это

способствует развитию качества гибкости, а с другой – наиболее количество

травм у спортсменок зарегистрированных именно в этом периоде. Именно такая

приведенная вариативность внутри микроциклов характерна для малых волн.

Соотношение объема и интенсивности нагрузок в микроциклах должно быть

различным. В практике тренировочного процесса рекомендуется наиболее

интенсивные тренировочные занятия проводить, в основном, в первой половине

микроцикла, а наиболее объемные во второй, но иногда целесообразно и

противоположное сочетание, что зависит прежде всего от особенностей вида

спорта и этапа тренировки. Всегда проводить интенсивные занятия в первой

половине микроцикла, а большие во второй половине не обязательно, следует

учитывать фазу МЦ, с которой начинается или возобновляется тренировка.

В зависимости от сочетания указанных компонентов тренировочной

нагрузки тренировка может быть направлена преимущественно на формирование

техники движений, воспитание того или иного физического качества,

поддержания уровня работоспособности (тренированности). Установленная

зависимость между сочетанием компонентов тренировочной нагрузки и

направленностью тренировочного процесса, в сою очередь позволяет создать

модель тренировочного занятия с достаточно достоверной предсказуемостью его

направленности, что делает тренировочный процесс более управляемым и

эффективным.

Набор компонентов нагрузки позволяет воссоздать более 3 тысяч

вариантов тренировочного урока, но все они будут достаточно контрастными,

исходя из практического опыта, можно утверждать, что создание 10-15

вариантов моделей тренировочных уроков вполне обеспечивает оперативное

управление процессом тренировки. Именно такая структура в построении

недельных микроциклов способствует реализации широкого комплекса задач

спортивного совершенствования, ограничивающих возможность нарушения МЦ и

тем самым способствующих сохранению внутренних резервов организма.

Во всех видах спорта день отдыха у спортсменок, в основном,

воскресенье. Последующая же нагрузка после выходного дня, как правило,

планируется большая. Такой подход не правомерен, потому что большая

нагрузка может совпадать с зоной снижения адаптации. Следовательно,

спортсменка с нагрузкой может не справиться, или же это может привести к

нарушению ее МЦ (имеется в виду применение большой нагрузки в фазе

овуляции).

Взаимообусловленность занятий и их зависимость от общего режима работы

и отдыха в микроциклах особенно существенны при ежедневных занятиях с

несколькими тренировками.

На сегодняшний день тренеры добиваются успехов за счет увеличения

времени, отводимого для тренировочного процесса. Сейчас тренировочные

занятия проводятся ежедневно до трех-четырех раз в день. Таким образом,

успех в подготовке достигается не за счет повышения качества тренировки, а

за счет увеличения времени тренировочных занятий. Для повышения качества

тренировки необходим научный подход к этому вопросу. К сожалению, не

сегодняшний день имеются лишь единичные научные разработки в этом

направлении, например, по разработке тренировочного процесса пловцов. В

других видах спорта таких разработок не существует, а количество времени,

отводимое для тренировок, увеличивается. Подобная эффективность ущербна.

Неумение тренеров оптимизировать процесс тренировки по трем критериям –

затрата времени, биологические особенности, результативность – серьезный

недостаток, ведущий к преждевременному исчерпанию энергии у спортсменок. В

этой связи философская категория "мера" имеет огромное значение при

разработке оптимизации тренировочного процесса. Мера – это своего рода

зона, в пределах которого данное качество может модифицироваться, сохраняя

при этом свои существенные характеристики. Отсюда следует, что возможна

определенная "зона оптимума", в пределах которой имеется несколько

оптимальных вариантов решения поставленных задач. Поэтому можно разными

сочетаниями методов, относительно успешно решать поставленную учебно-

тренировочную задачу. При выборе оптимального варианта позволит тренеру

найти оптимальную меру сочетания всех методов обучения. Такой подход

необходим и при выборе средств, форм обучения и др. компонентов учебно-

тренировочного процесса.

На структуру тренировочных глезоциклов существенное влияние оказывает

продолжительность МЦ или регулярность, особо это важно учитывать в период

его становления, когда происходит бурная перестройка организма. Серия

педагогических экспериментов, в которых принимали участие спортсменки,

занимающиеся циклическими и ациклическими видами спорта, показала, что

тренированность в наибольшей мере возрастала в том случае, когда в процессе

подготовки применялись занятия избирательной направленности с разнообразной

программой, построенные в тренировочных учреждениях в режиме различных

методов с учетом фаз МЦ.

Наименее эффективен вариант занятий с длительным применением одних и

тех же средств, потому что происходит, быстра адаптация организма к ним,

замедление, а затем и прекращение роста тренированности, особенно это,

характерно для периода полового созревания.

При составлении тренировочных программ в микроциклах при двух и более

занятий в течение дня необходимо учитывать количество основных и

дополнительных занятий. Не следует уменьшать количество занятий с большими

нагрузками, которые являются могучим фактором роста тренированности.

Применение занятий с малыми и средними нагрузками после занятий с большими

нагрузками целесообразно лишь в том случае, когда в этих занятиях

выполняется работа принципиально иной направленности, при которой основная

нагрузка приходится на другие функциональные системы.

Методика построения средних структурных

циклов подготовки пятиборок.

Планирование тренировочного процесса у женщин проводится идентично

мужскому, разница состоит лишь в том, что мезоцикл у женщин равен

длительности МЦ у одной группы 3 недели (21 день), у другой группы 4 недели

(28 дней) и т. д. Восстановительным или разгрузочным микроциклом является

период менструации (3-7 дней) и овуляторный период (3-4 дня). В этот период

не рекомендуется применять большие тренировочные нагрузки. В остальные дни

можно применять большие и значительные нагрузки по объему и интенсивности в

зависимости от подготовленности.

На основании проведенных научных исследований Пангеловым Б. на

многоборье (легкая атлетика), в плавании Коропов Ю.А., лыжных гонок и

биатлоне Пивоваровой на основании личного практического опыта можно

рекомендовать при проведении учебно-тренировочного процесса по видам

пятиборья среди женщин.

Верховая езда. Если менструации проходят без головных болей с

нормальным самочувствием можно рекомендовать езду с нагрузкой от небольшой

до значительной, без прыжков, с работой на управление на разных аллюрах для

поддержания спортивной формы по верховой езде.

Фехтование. Нагрузки в фехтовании в период менструации от малой до

значительной. Работа над передвижением без партнера и с партнером на

сохранение дистанции, работа на мишени, работа в парах и "рипостная игра",

индивидуальные уроки технико-тактической направленности, с ограничением

выполнения выпадов, взаимоуроки на выполнение преимущественно защитных

действий.

Стрельба. Нагрузка от малой до значительной. Особых ограничений нет.

Не рекомендуется работа сложная и большой психической напряженности. Можно

использовать различные средства и методы тренировки.

Плавание. В первые дни менструации, при нормальном самочувствии можно

применять свободное плавание, преимущественно на руках нагрузка от малой до

средней. На 3-4 дней можно плавать отрезки на руках в мягких режимах со

средней скоростью. Не рекомендуется плавание отрезков на ногах интенсивно.

Общий объем до 2,5 км.

Бег. Нагрузка от средней до значительной с умеренной интенсивностью.

Объем бега от 3 до 8 км. Рекомендуется в этот период больше внимания

уделять упражнениям на развитие гибкости и подвижности в суставах. Можно

давать упражнения на развитие силы мышц рук, плечевого пояса с небольшими и

средними отягощениями, упражнения с резиновыми амортизаторами.

Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ударные,

подводящие, соревновательные и восстановительные. Мы приведем их логический

"набор" (в зависимости от фаз МЦ), а тренер сможет в дальнейшем применять

их к конкретным видам спорта, этапам тренировочного процесса с учетом

периодов тренировки и конкретных задач каждого периода.

На основании данных литературы и исследований для спортсменок

целесообразно построение недельных микроциклов, отражающих общее

направление и требования в построении спортивной тренировки. Если

конкретизировать их с помощью раскрытых ранее понятий, то структура

построения следующая: первые 7 дней, начиная с 1-го дня менструации (для

любой продолжительности МЦ) – втягивающий микроцикл, который состоит из

двух фаз: восстановительный – с 1-го дня и до окончания менструации, т.е.

фазы сниженной адаптации и фазы повышенной адаптации, начинающейся после

окончания менструации (эта фаза микроцикла зависит от продолжительности

менструации).

Втягивающий микроцикл зависит от индивидуальных колебаний

продолжающейся менструации, характеризуется невысокой суммарной нагрузкой

(в первой фазе) и направлен на подведение организма спортсменки к

напряженной тренировочной работе. В нем рекомендуется проводить занятия,

направленные на совершенствование техники, применять упражнения с

преимущественной нагрузкой на мышцы верхних конечностей. Во второй фазе

микроцикла можно использовать упражнения, направленные на повышение

скоростных возможностей, увеличение нагрузок, как по объему, так и по

интенсивности.

Такое построение микроцикла применимо на всех этапах в общей системе

построения тренировочного процесса. С повышением тренированности

спортсменки при достижении ею высоких результатов могут применяться и более

высокие тренировочные нагрузки (при наличии стабильного и четко

повторяющегося двухфазного МЦ).

При коротком, 21-дневном МЦ первый микроцикл состоит из трех фаз, его

построение такое же, как и вышеописанного микроцикла, но третья фаза его

совпадает с днем возможной овуляции (7-й день). Первые 3 дня фаза

снижающейся адаптации, здесь возможны нагрузки малые и средние, 4,5,6-й дни

– фаза повышенной адаптации, в ней возможно применение больших нагрузок.

Учитывая, что овуляторная фаза в коротком МЦ наступает очень быстро, отсюда

вытекает необходимость логического завершения недельного микроцикла.

Для 28 и 21-дневных МЦ второй микроцикл комбинированный – двухфазный.

Его длительность – 7 дней (с 8-го по 14-й день). При 28-дневном МЦ первая

фаза длится 4 дня. Это так называемая зона повышенной адаптации,

разрешается до 12-го дня применения больших и предельных нагрузок. В

настоящее время наибольшее распространение получили два способа повышения

нагрузок – волнообразный, с постепенным изменением параметров, и

вариативный – с разным колебанием нагрузки (принцип "маятника").

Используемые упражнения могут иметь любую направленность в зависимости от

поставленных задач. При этом необходимо помнить о процессах утомления и

восстановления, так как применение больших нагрузок по объему и

интенсивности может иметь сильно выраженное последствие.

Для 21-дневного МЦ первая фаза тренировки прямо противоположна

вышеописанному потому, что она совпадает с фазой овуляции. Учитывая, что в

этой фазе все показатели после тренировки ухудшаются, а большие

тренировочные нагрузки спортсменка переносит трудно, целесообразно

рекомендовать снижение нагрузок до малых и средних при выполнении

небольшого суммарного объема. Необходимо также специально определять

интервалы объема и рассматривать тренировку как восстановительную.

Таким образом, фазу овуляции необходимо использовать как интервал

отдыха, зону психической и физической подготовки спортсменки к очередному

выполнению двигательных действий. Об этом следует помнить всегда, так как

фазу овуляции нужно учитывать как с точки зрения рационального построения

тренировочного процесса, так и с точки зрения сохранения нормального МЦ

спортсменки.

Третий недельный микроцикл для 42-дневного МЦ (с 15-го по 21-й день)

можно использовать как ударный.

Для 35 и 28-дневный МЦ микроцикл комбинированный, состоящий из 2-х

фаз. Первая фаза 35-дневного МЦ захватывает 15-17-йдни и является фазой

повышенной адаптации. Рекомендуются большие нагрузки до 17-го дня

включительно. 18-21-й день овуляции. Нагрузки в эти дни применяются малые и

средние с преимущественной направленностью для развития верхних

конечностей.

Для 28-дневного МЦ первая фаза микроцикла совпадает с овуляцией (15-16

день), во второй фазе – фазе сверхвосстановления (17-21-й день МЦ) возможно

использование ударных нагрузок.

Четвертый недельный микроцикл при 42 и 35-дневных МЦ двухразовый. Для

42-дневного цикла – первая фаза – 4 дня (22-24-й и 25-й дни цикла). Эти дни

соответствуют зоне сверхвосстановления, в связи, с чем нагрузки

рекомендуются большие. С 26-го по 28-й день возможна овуляция – нагрузки

малые и средние. Для 35-дневного МЦ первая фаза микроцикла является фазой

сниженной адаптации. Она соответствует 22-му и 23-му дню МЦ. Последующие 24-

28-й дни рассматриваются как зона сверхвосстановления, нагрузки здесь

большие и значительные.

Для наиболее часто встречающихся 28-дневного МЦ четвертый микроцикл –

последний. Он, как и предыдущие микроциклы, двухфазный: 22-26-й дни

соответствуют зоне снижающейся адаптации. Это предменструальные дни. У

некоторых спортсменок может быть не два, а больше, в связи с чем

уменьшается продолжительность предыдущей фазы. Пятый недельный микроцикл МЦ

для 42-дневного цикла однофазный. Он может быть рекомендован как ударный

микроцикл. В нем целесообразно применять работу большого суммарного объема.

Для 35-дневного МЦ пятый тренировочный микроцикл двухфазный. В первую

фазу с 28-го по 33-й день цикла применялись большие нагрузки. Последние два

дня (34-й и 35-й) относятся к предменструальной фазе, поэтому нагрузки

снижаются. Шестой недельный микроцикл бывает только при 42-дневном МЦ и

охватывает 7 дней (с 36-го по 42-й дни цикла). Он двухфазный. Его

построение соответствует 3-й неделе (35-дневного) или 4-неделе (28-

дневного) МЦ.

Приведенные фазы недельных микроциклов дают возможность четко

подразделить занятия на основные и дополнительные. На основных занятиях (в

зонах повышенной адаптации) решаются главные задачи, выражающие общую

направленность в подготовке спортсменок.

Во всех рассмотренных МЦ продолжительность первой половины цикла (до

овуляции) различная, а продолжительность второй – одинаковая. Поэтому у

спортсменок с укороченным МЦ (21-дневным) всю программу в мезоцикле

приходится реализовать во второй половине МЦ, так как первый микроцикл

строится по типу втягивающего. Методика построения второго и третьего

микроциклов требует тщательного подбора упражнений в тренировочном уроке

различной длительности и направленности, учета сложного взаимоотношения в

развитии определенных качеств (гибкости, выносливости, силы, скоростно-

силовых возможностей и т.д.).

Для этого необходимо создать модель тренирующих воздействий, которая

включала бы все основные компоненты тренировочного процесса.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.