на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нетрадиционные уроки в начальной школе

мнению Л.В.Занковой, могут возникать в процессе прямого научения, а также в

результате самостоятельной переработки внешних воздействий,

вследствие постепенного внутреннего движения.

Овладение теоретическими понятиями, принципами действий и обобщенными

действиями в начальных классах потребовало поиска новых средств отражения

их в учебниках. К основным из них относятся: познавательные вопросы,

которые заменили традиционное название тем и параграфов; введение

практических задач, обеспечивающих развитие познавательной потребности и

осознанности усвоения; замена готовых определений и правил заданиями,

подводящими учеников к самостоятельным обобщениям и выводам. Учебные

задания представляют определенную познавательную трудность для ребенка и в

то же время оказывают как учителю, так и ребенку хорошую методическую

помощь, обеспечивающую постепенность и успешность выполнения заданий

поискового и творческого характера.

Содержание обучения задает определенный способ его усвоения,

определенный тип учения. В традиционном (объяснительно-иллюстративном)

обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает

репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные

усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний,

образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь

в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается

найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных

задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу

нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция

учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и

формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется

коренным образом. Теперь главная задача учителя ( не «донести»,

«преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный

поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как

режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые

условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по

каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого

отвечающего, понять логику его

рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации,

анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению

проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи

не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации,

при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Оправданность

такой логики построения процесса обучения подтверждается исследованиями

Н.Н.Подъякова, который писал, что правильно построенный процесс мышления

характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, вопросов обгоняет

процесс формирования ясных знаний: «В этом суть самостимуляции,

саморазвития процесса мышления. Следует отметить, что мы достаточно часто в

нашем традиционном обучении нарушаем этот закон развития мышления, формируя

знания детей таким образом, чтобы у дошкольников не возникало никаких

неясностей».

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на

иных принципах строится обучение академика Л.В.Занкова: обучение на высоком

уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении,

быстрый темп в изучении программного материала, осознание школьниками

процесса учения, развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

Новым содержанием наполняются такие принципы, как преемственность,

наглядность и научность, в развивающей системе Д.Б.Эльконина(В.В.Давыдова.

Все указанные особенности развивающего обучения проявляются в уроке,

как основной форме организации обучения в начальной школе. Структура,

содержание, способы организации будут существенно изменяться от вида

обучения и его технологии. Так, например, структура урока в развивающей

системе Л.В.Занкова будет, по-видимому, повторять структуру «слоеного

пирога», реализованную в содержании обучения, т.е. для урока характерно

решение нескольких разнопредметных задач. Для развивающего обучения

Д.Б.Эльконина(В.В.Давыдова структура урока будет совпадать со структурой

учебной деятельности, основными компонентами которой являются введение в

ситуацию и выделение учебной задачи, организация учебной деятельности по

решению учебной задачи, состоящей из определенных учебных действий.

Развивающее обучение ( особый вид нетрадиционного обучения,

характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей,

его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина ( В.В.Давыдова

предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного,

традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей

немолодых), то сиситема Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта

методика формирует и развивает все мыслительные операции ( классификацию,

аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает

самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной

атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.

С 1993/94 учебного года нетрадиционную методику преподавания

математики в начальных классах Н.Б.Истоминой взяли на вооружение учителя

калужской средней школы №5. Как и все новое, работа по системе

Н.Б.Истоминой, вызвала у учителей ряд трудностей: необходимость

изготовления большого количества наглядного материала, необычный подход к

ответам учащихся ( выслушать и обсудить мнение всех ( подвести класс к

верному решению.

Необходимо подчеркнуть, что никакого специального отбора детей в

экспериментальный и контрольный классы не было. В течение первого учебного

года заместитель директора и школьный психолог неоднократно посещали уроки

учителей, работающих по новой методике, сравнивали их с традиционными. И

выяснили, что в экспериментальном классе наиболее ярко проявились

индивидуаль-ные особенности мышления учащихся, развитие навыков само- и

взаимоконтроля.

В конце І класса была предложена работа по методике Л.И.Переслени и

Л.Ф.Чупровой, включающая задания на все три мыслительные операции:

Субтест 1 (на классификацию)

Подчеркни лишнее слово:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест 2 (на аналогию)

1. Огурец Гвоздика

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород Сад

редис забор, грибы, яблоки, колодец, скамья

3. Часы Градусник

время стекло, больной, кровать, температура, врач

4. Машина Лодка

мотор река, маяк, парус, волна, берег

5. Стол Пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

Субтест 3 (на обобщение)

Запиши общее слово:

1. Окунь, карась...

2. Огурец, помидор...

3. Шкаф, диван...

4. Июнь, июль...

Учащиеся экспериментального класса, кроме двух учеников, показали

высокий уровень развития всех мыслительных операций; в контрольном классе

результаты менее стабильны. Высокий уровень в этом классе показали только

те учащиеся, которые пришли в школу с хорошим уровнем подготовки.

В конце второго полугодия учащимся была предложена еще одна работа. Ее

цель: определить, способны ли учащиеся переключаться с одного аспекта

рассмотрения объектов на другой (задание 1), умение ориентироваться на два

требования (задание 2), способность к одноаспектному и многоаспектному

рассмотрению объектов (задание 3), комплексное задание (задание 4). Каждое

задание включало в себя такие уровни выполнения:

0 - задание не выполнено;

1 - сделаны правильные попытки к решению задания;

2 - выполнено 50 % задания;

3 - задание выполнено полностью.

Авторы предложенной методики считают, что нормой развития мышления

учащихся на конец ІІ класса считается второй уровень выполнения.

Анализ тестов в экспериментальных и контрольном классах показал, что

уровень развития мышления детей по всем четырем параметрам в классах,

работающих по методике Н.Б.Истоминой, значительно выше, чем в классе с

традиционным обучением.

Еще одна методика ( нетрадиционные уроки внеклассного чтения учителя

средней школы № 41 г.Братска Г.И.Модылевской. Она обоснованно считает, что

уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им

хотелось получать эти знания. Уроки-обсуждения книг, конференции, устные

журналы, концерты, конкурсы являются нетрадиционными уроками в начальной

школе, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в

себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и

кропотливая работа. Как с большей эффективностью провести урок? Какими

должны быть сценарии, оформление урока?

Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое,

интересное для ребят, иначе уже с начальных классов они почувствуют

«показуху» в уроках, а это еще больше будет способствовать их

разочарованию, вырабатывать отрицательное отношение к школе.

Подбор материала ( одна из самых главных задач подготовки. Книги (или

материал из периодики) должны быть в достаточном количестве (один экземпляр

на 1-2 человека). Можно сделать выставку-обзор книг, представить справочную

литературу.

Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное

чтение детей и учителя на уроке обязательны, считает Г.И.Модылевская.

И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока:

повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и

нравственному воспитанию.

За годы работы в школе учитель Модылевская дала много открытых уроков

по внеклассному чтению, полностью разработанных ею.

В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего

общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие

подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества

обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в

мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период

возрастает ценность эстетического образования школьников.

Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную

роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике

развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся,

играет огромную роль в процессе их обучения.

Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников

пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной

музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-

прикладного искусства.

Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет

утверждать, что интеграция предметов искусств ( альтернативная система

обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их

эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы (

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие

для каждого из них цели, не нарушает

принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает

возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на

познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.