окружающего мира.
Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками,
звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал
бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-
лаборатории № 351 Москвы.
Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся
I-IV классов общеобразовательной школы было составлено на учебный год из
расчета 1 часа в неделю.
Таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса
(литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по
системе 1-4) и в ІІІ классе (по системе 1-3) на учебный месяц.
|Неделя |Обучение грамоте |ИЗО |Музыка |
|1 класс (1-4) Апрель |
|1 |Повторение |Аппликации. |В.Калинников,слова |
| |изученного. |Домашние животные ( |народные. |
| |«Зверь на букву Ю». |кошки. Какими |«Киска»(возможна |
| | |красками их можно |инсце-нировка);Е.Тили|
| | |раскрасить? |чеева «Котик и |
| | | |козлик» ( слушание; |
| | | |беседа с учащ. |
|2 |Стихи и рассказы о |Рисование ракеты. |Песни о космонавтах (|
| |кос-монавтах (по | |слушание; беседа с |
| |выбору учи-теля и | |уча-щимися. |
| |желанию уч-ся) | | |
|3 |Закрепление |Рисование предметов |Г.Фрид «Песенка о |
| |пройденного. «Ты эти |на любую букву |бук-вах» ( слушание; |
| |буквы заучи». |алфавита. |испол-нение; беседа с|
| | | |уч. |
|4 |М.Пришвин |Рисование по |Е.Тиличеева «Майская |
| |«Предмайское утро». |представлению на тему|песенка» ( слушание; |
| | |«Весенний день». |беседа с учащимися. |
|ІІІ класс (1-3) Сентябрь |
|1 |Стихотворение о |«Русское зодчество» (|Песни о Москве ( |
| |столице. |рисование по памяти |исполнение; беседа с |
| | |Московского кремля. |учащимися. |
|2 |Русские народные |Выполнение простейших|Движение под музыку. |
| |песни. |эскизов-орнаментов. |Игра «А мы просо |
| | | |сеяли». |
|3 |«Сказка о серебряном |«Сказка в |Слушание русских |
| |блюдечке и наливном |декоративном |народных песен; уч-ся|
| |яблочке» |искусстве». |подбирают музыку к |
| | |Знакомство уч-ся с |сказке; беседа. |
| | |творч. худож. | |
| | |живописи из Палеха. | |
|4 |«Садко» (отрывок). |Беседа по картине |Н.Римский-Корсаков |
| | |И.Репина «Садко». |«Садко» ( слушание |
| | | |отрывка из оперы; |
| | | |беседа. |
Конструирующим, стержневым предметом в этом курсе является
литературное чтение, учебный материал, которого на каждом этапе урока
взаимопереплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая
реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и
воспитывающей.
В эстетической курс включены общеизвестные, хрестоматийные
произведения поэтов, прозаиков, художников-живописцев и композиторов,
тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.
Однако сюда включены и внепрограммные произведения с учетом возрастных
способностей учащихся начальных классов, что способствует активизации
познавательной деятельности детей, расширению их знаний по трем
интегрируемым предметам. Кроме того, тексты литературных художественных
произведений подобраны с учетом сезонных изменений в природе. Это помогает
учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и
представления об окружающем мире с изучаемыми художественными
произведениями, которые служат дополнительным иллюстративным материалом.
Итак, интеграция трех предметов в эстетическом курсе приобретает
особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся
в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной
и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический
вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство
родной природы.
Кроме того, интеграция трех предметов является средством
интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует
развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий
потенциал учащихся.
Большое значение в активизации познавательной деятельности
младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности
в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая
игра ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих
способностей ребенка, тренировки памяти.
На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся,
а для лучшего усвоения ими фактического материала.
Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и
психологическими особенностями учащихся.
Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся
младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих
от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей
говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами
родного языка.
Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и
акцентирования его на изучаемом материале ( для пополнения словарного
запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой,
а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и
обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности
к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу,
сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность
выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот
что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью,
чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как
многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное
упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной
беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и
интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой
все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов,
является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные
силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая
детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок
можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ( как творческую
задачу.
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за
уровнем знаний ( важное условие успешности учебного процесса. Однако
известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи
важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если
проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос
и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы
проверки усвоения фактического материала ( кроссворды. Работать с ними
можно с первого класса.
Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить
учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со
школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую
самостоятельность.
Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их
вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое
пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции
через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий
лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного
вычерчивания.
Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых
представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной
стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый
листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно
использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной
работы.
Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и
для индивидуальной работы с учащимися.
В настоящее время одной из насущных проблем отечественной педагогики
становится разработка методик преподавания иностранных языков в начальной
школе. При этом важную роль играет вопрос об обучении устной речи. Проблема
формирования речи на иностранном языке имеет две стороны ( психологическую
и методическую. Речевое воздействие ( понятие психологическое. «У людей,
говорящих на разных языках, но выражающих одно и то же содержание, мы имеем
дело с одним речевым действием. Однако в различных языках это действие
осуществляется на базе различной операционной структуры, различной
номенклатуры операций».
Изучая иностранный язык, невозможно не представлять себе, что
составляет специфику языка вообще. Язык отражает объективную
действительность, а также является способом познания и понимания
действительности.
Способ понимания в каждом языке специфичен. Своеобразие каждого языка
проявляется в его аспектах ( лексике, грамматике, фонетике, орфографии.
Специфика заключается не только во внешнем звучании и написании, а
представляет собой «языковое сознание», которым обладает народ.
В процессе изучения иностранного языка происходит формирование трех
комплексов ( вербального, акустического и артикуляционного. Все три
комплекса формировались в языке на основе языкового сознания. «Языковое
сознание является, очевидно, тем звеном, через которое осуществляется связь
языка и мышления».
Особенности языкового сознания отразились не только в грамматических
формах, но и в звуковом оформлении языка: в артикуляции, произношении,
звуко-высотном строе и в интонации.
Одним из вопросов преподавания иностранного языка в начальной школе
является вопрос, связанный с обучением интонированию. Как известно,
интерферирующее влияние родного языка может иметь место на разных уровнях:
грамматическом, лексическом, фонетическом.
На уровне интонации оно проявляется в том, что учащиеся переносят
сложившиеся навыки интонирования на родном языке на иностранный. При этом
они не только сами интонируют неправильно, но с трудом воспринимают речь в
«живом звучании». Необходимо изучать правильное интонирование, а особенно
один из важнейших компонентов интонации ( ритм. Интерферирующее влияние
родного языка может быть преодолено, если обучению интонации будет
уделяться достаточное внимание с самого начала, не меньше, чем лексике,
грамматике, произношению.
Одним из способов обучения иноязычной интонации, а также формирования
языкового мышления является применение изучения песенного наследия
иноязычного народа. Следует помнить, что музыка, слово и жест зарождались
одновременно, что именно из интонации произносившего звуки человека
родилась музыка. Кроме характерных, веками закрепленных, из речи родившихся
Страницы: 1, 2, 3, 4
|