на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нетрадиционные уроки в начальной школе

окружающего мира.

Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками,

звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал

бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-

лаборатории № 351 Москвы.

Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся

I-IV классов общеобразовательной школы было составлено на учебный год из

расчета 1 часа в неделю.

Таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса

(литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по

системе 1-4) и в ІІІ классе (по системе 1-3) на учебный месяц.

|Неделя |Обучение грамоте |ИЗО |Музыка |

|1 класс (1-4) Апрель |

|1 |Повторение |Аппликации. |В.Калинников,слова |

| |изученного. |Домашние животные ( |народные. |

| |«Зверь на букву Ю». |кошки. Какими |«Киска»(возможна |

| | |красками их можно |инсце-нировка);Е.Тили|

| | |раскрасить? |чеева «Котик и |

| | | |козлик» ( слушание; |

| | | |беседа с учащ. |

|2 |Стихи и рассказы о |Рисование ракеты. |Песни о космонавтах (|

| |кос-монавтах (по | |слушание; беседа с |

| |выбору учи-теля и | |уча-щимися. |

| |желанию уч-ся) | | |

|3 |Закрепление |Рисование предметов |Г.Фрид «Песенка о |

| |пройденного. «Ты эти |на любую букву |бук-вах» ( слушание; |

| |буквы заучи». |алфавита. |испол-нение; беседа с|

| | | |уч. |

|4 |М.Пришвин |Рисование по |Е.Тиличеева «Майская |

| |«Предмайское утро». |представлению на тему|песенка» ( слушание; |

| | |«Весенний день». |беседа с учащимися. |

|ІІІ класс (1-3) Сентябрь |

|1 |Стихотворение о |«Русское зодчество» (|Песни о Москве ( |

| |столице. |рисование по памяти |исполнение; беседа с |

| | |Московского кремля. |учащимися. |

|2 |Русские народные |Выполнение простейших|Движение под музыку. |

| |песни. |эскизов-орнаментов. |Игра «А мы просо |

| | | |сеяли». |

|3 |«Сказка о серебряном |«Сказка в |Слушание русских |

| |блюдечке и наливном |декоративном |народных песен; уч-ся|

| |яблочке» |искусстве». |подбирают музыку к |

| | |Знакомство уч-ся с |сказке; беседа. |

| | |творч. худож. | |

| | |живописи из Палеха. | |

|4 |«Садко» (отрывок). |Беседа по картине |Н.Римский-Корсаков |

| | |И.Репина «Садко». |«Садко» ( слушание |

| | | |отрывка из оперы; |

| | | |беседа. |

Конструирующим, стержневым предметом в этом курсе является

литературное чтение, учебный материал, которого на каждом этапе урока

взаимопереплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая

реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и

воспитывающей.

В эстетической курс включены общеизвестные, хрестоматийные

произведения поэтов, прозаиков, художников-живописцев и композиторов,

тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

Однако сюда включены и внепрограммные произведения с учетом возрастных

способностей учащихся начальных классов, что способствует активизации

познавательной деятельности детей, расширению их знаний по трем

интегрируемым предметам. Кроме того, тексты литературных художественных

произведений подобраны с учетом сезонных изменений в природе. Это помогает

учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и

представления об окружающем мире с изучаемыми художественными

произведениями, которые служат дополнительным иллюстративным материалом.

Итак, интеграция трех предметов в эстетическом курсе приобретает

особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся

в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной

и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический

вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство

родной природы.

Кроме того, интеграция трех предметов является средством

интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует

развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий

потенциал учащихся.

Большое значение в активизации познавательной деятельности

младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности

в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая

игра ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих

способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся,

а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и

психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся

младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих

от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей

говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами

родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и

акцентирования его на изучаемом материале ( для пополнения словарного

запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой,

а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и

обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности

к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу,

сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность

выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот

что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью,

чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как

многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное

упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной

беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и

интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой

все объяснения, к ней привязанные».

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов,

является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные

силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая

детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок

можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ( как творческую

задачу.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за

уровнем знаний ( важное условие успешности учебного процесса. Однако

известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи

важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если

проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос

и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы

проверки усвоения фактического материала ( кроссворды. Работать с ними

можно с первого класса.

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить

учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со

школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую

самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их

вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое

пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции

через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий

лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного

вычерчивания.

Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых

представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной

стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый

листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно

использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной

работы.

Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и

для индивидуальной работы с учащимися.

В настоящее время одной из насущных проблем отечественной педагогики

становится разработка методик преподавания иностранных языков в начальной

школе. При этом важную роль играет вопрос об обучении устной речи. Проблема

формирования речи на иностранном языке имеет две стороны ( психологическую

и методическую. Речевое воздействие ( понятие психологическое. «У людей,

говорящих на разных языках, но выражающих одно и то же содержание, мы имеем

дело с одним речевым действием. Однако в различных языках это действие

осуществляется на базе различной операционной структуры, различной

номенклатуры операций».

Изучая иностранный язык, невозможно не представлять себе, что

составляет специфику языка вообще. Язык отражает объективную

действительность, а также является способом познания и понимания

действительности.

Способ понимания в каждом языке специфичен. Своеобразие каждого языка

проявляется в его аспектах ( лексике, грамматике, фонетике, орфографии.

Специфика заключается не только во внешнем звучании и написании, а

представляет собой «языковое сознание», которым обладает народ.

В процессе изучения иностранного языка происходит формирование трех

комплексов ( вербального, акустического и артикуляционного. Все три

комплекса формировались в языке на основе языкового сознания. «Языковое

сознание является, очевидно, тем звеном, через которое осуществляется связь

языка и мышления».

Особенности языкового сознания отразились не только в грамматических

формах, но и в звуковом оформлении языка: в артикуляции, произношении,

звуко-высотном строе и в интонации.

Одним из вопросов преподавания иностранного языка в начальной школе

является вопрос, связанный с обучением интонированию. Как известно,

интерферирующее влияние родного языка может иметь место на разных уровнях:

грамматическом, лексическом, фонетическом.

На уровне интонации оно проявляется в том, что учащиеся переносят

сложившиеся навыки интонирования на родном языке на иностранный. При этом

они не только сами интонируют неправильно, но с трудом воспринимают речь в

«живом звучании». Необходимо изучать правильное интонирование, а особенно

один из важнейших компонентов интонации ( ритм. Интерферирующее влияние

родного языка может быть преодолено, если обучению интонации будет

уделяться достаточное внимание с самого начала, не меньше, чем лексике,

грамматике, произношению.

Одним из способов обучения иноязычной интонации, а также формирования

языкового мышления является применение изучения песенного наследия

иноязычного народа. Следует помнить, что музыка, слово и жест зарождались

одновременно, что именно из интонации произносившего звуки человека

родилась музыка. Кроме характерных, веками закрепленных, из речи родившихся

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.