большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для
развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык;
стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и
использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных
умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:
. создание условий для ранней коммуникативно-психологической
адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка
и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического
барьера в использовании иностранного языка как средства
коммуникации;
. ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным
фольклором, миром игр и развлечений;
. приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра
проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и
школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;
формирование представлений об общих чертах и особенностях общения
на родном и иностранных языках;
. формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах
деятельности с учетом возможностей и потребностей младших
школьников;
. формирование некоторых универсальных лингвистических понятий,
наблюдаемых в родном и иностранном языках
При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V
– X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое
развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в
процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,
письма.
Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение
иностранного языка как средства международного общения посредством:
. Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности;
. Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран
изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции;
. Социокультурного развития школьников в контексте европейской и
мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и
лингво-культуроведческого материала;
. Культуроведческого и художественно-эстетического развития
школьников при ознакомлении с культурным наследием стран
изучаемого языка;
. Формирование умений представить родную культуру и страну в
условиях иноязычного межкультурного общения;
. Ознакомление школьников с доступными им стратегиями
самостоятельного изучения языков и культур.
На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в
XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать
иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование
иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в
учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной
сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания –
развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление
культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых
языков.
Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников
варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного
подключения иностранного языка к изучению других предметов.
Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:
. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности
школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами
межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной
и учебно-профессиональной сферах;
. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при
обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
. Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать
культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для
учащихся;
. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки
уровня владения языком;
. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа
жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;
. Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном
образовании.
В зависимости от профиля школы последнее предполагает профессионально
ориентированное обучение иностранного языка при изучении:
. Гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая
художественная культура, граждановедение) посредством спецкурсов
на иностранном языке или интегрированных курсов по страноведению и
культуроведению, курса по подготовке гидов-переводчиков и др.;
. Естественно-научных дисциплин через спецкурсы на иностранном языке
на интерактивной основе, курсы по техническому переводу и другие
курсы, оказывающие языковую поддержку для профессионально
профильного образования и общения школьников;
. Дисциплин, ориентированных на конкретную профессию, с помощью
профильно-ориентированных языковых курсов для учащихся
профессионально-технических лицеев.
Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников
к изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих
учащихся, так и общества в целом.
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе
Обеспечение стабильного функционирования и развития системы
образования, необходимого условия развития общества и государства, во
многих странах уже давно рассматривается как приоритетный вопрос
государственной политики. Реформы образования проводятся сейчас в
большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в XXI веке определяющим
в конкуренции государств будут уровень образования нации в целом, ее
способность реализовать и развивать прогрессивные технологии.
В январе 2000 г. в России была принята Концепция новой структуры и
содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным
результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не
система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций
в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и
прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержание образования
должны быть обязательно иностранные языки (как широко используемые в мире
европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский,
норвежский, эстонский, латышский и т.д.) и информационные технологии.
Поэтому, согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего
образования, начиная со II класса начальной школы, вводится изучение
английского, немецкого, французского, испанского языков и обучение работе с
компьютером.
Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение
иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в
неделю. В основной школе (V – X классы) на изучение иностранного языка
выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII
классы) изучение иностранного языкам также является обязательным и
предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа
в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).
Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного
образования в области изучения иностранных языков, что соответствует
современным потребностям личности и общества.
Тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык предполагается изучать
со II класса, является признаком объективно существующего социального
интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного
предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких,
например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к
общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному
сотрудничеству.
Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области
раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким
опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана.
Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному
языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение
иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их
стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
. Бесспорное положительное влияние на развитие психических функций
ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и
др.;
. Стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.
Ранее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в
плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу
для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает
возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам,
необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения
иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в
общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом
постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им
действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной
национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том,
что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на
реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных
возрастных групп, на усиление детального характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам
уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно
представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели:
. Способствовать более раннему приобщению младших школьников к
новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети
еще не испытывают психологических барьеров в использовании
иностранного языка как средства общения; формировать у детей
готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой
к дальнейшему его изучению;
. Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с
учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
. Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с
доступным детям образцами детской художественной литературы на
изучаемом языке;
. Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием
иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых
социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного
представления о наиболее общих особенностях речевого
взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих
интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого
языка;
. Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,
наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая
интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|