педагогической науки - профессиональная педагогика.
Профессиональная педагогика, ее предмет и задачи
В самом названии этой отрасли педагогики отражается ее специфика,
назван объект воздействия, определены предмет специального анализа и, в
какой-то степени, ее задачи. Главное предназначение профессиональной
педагогики - теоретическое обеспечение процесса воспитания специалистов
высшей квалификации, подготовки и переподготовки профессионалов высокого
класса непосредственно на предприятиях, в объединениях или в
специализированных учебных заведениях.
Объектом воздействия профессиональной педагогики выступает как
правило, человек, уже обладающий определенным запасом знаний, с некоторым
набором профессиональных навыков и умений, разного уровня совершенства от
начального до достаточно высокого, однако допускающего дальнейший рост
мастерства.
По мнению методистов, профессиональная педагогика касается следующих
элементов:
педагога, главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Педагогика
поможет определить необходимые ему для успешной деятельности качества
учителя и воспитателя и пути их формирования (как через систему повышения
квалификации, так и путем самообразования);
слушателей, основного объекта воздействия. Педагогика посоветует, как
комплектовать учебные группы, школы, семинары с учетом социально-
психологических характеристик обучаемых, определять исходный уровень их
знаний, навыков и умений, какой намечать конечный результат обучения и как
отслеживать происходящие в сознании и поведении личности изменения;
содержания изучаемых предметов, дисциплин. Педагогика должна помочь
отобрать главное, существенное, действительно необходимое для становления
специалиста и убрать все случайное, второстепенное, несущественное,
бесполезное;
методики обучения. Педагогика нацелит на применение активных форм и
методов овладения знаниями, превращения их в убеждения, социально значимые
мотивы и практические действия;
цели обучения, последнего в порядке перечисления, но первого по
влиянию на содержание и характер учебного процесса составляющего элемента.
Педагогика должна помочь формулированию целей активных, действенных,
направленных на немедленную отдачу в ходе обучения, а не просветительских,
созерцательных, малопродуктивных. И, конечно, педагогика должна помочь
достижению этих целей.
Как трансформируются общие задачи профессиональной педагогики
применительно к частному случаю - деятельности отдельного преподавателя
ПЭО? Есть одно понятие, содержание которого как бы отражает такую
трансформацию или суммарный итог решения важнейших задач, стоящих перед
педагогом. Это понятие - педагогическая культура преподавателя. Если
рассмотреть показатели, которыми определяется этот термин, то станет ясно,
какие задачи нужно решать преподавателю, чтобы добиться ее высокого уровня.
Педагогическая культура характеризуется: глубоким и основательным усвоением
знаний в области теории педагогики; умением применять эти знания творчески,
методически грамотно, эффективно; учетом особенностей взрослой трудовой
аудитории слушателей, их интересов и опыта; способностью постоянно
анализировать свою педагогическую практику и вносить коррективы в свои
действия.
Процесс обучения. Его функции
Обучение - это целенаправленный, организованный процесс формирования
у различных категорий работников общественно значимых профессиональных
знаний, навыков и умений в конкретной области трудовой деятельности с
учетом достижений научно-технического прогресса.
В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все
важнейшие, основные функции педагогического процесса - образовательная,
развивающая и воспитывающая.
Успешная реализация каждой из этих функций предполагает решение
определенной группы задач обучения. Так, в группу образовательных задач
входит формирование знаний, выработка специфических умений и, наконец,
накопление необходимого личного опыта практической работы в той или иной
области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач
свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная
обязанность преподавателя в процессе решения этих задач состоит в том,
чтобы не забыться, не увлечься одной какой-либо стороной образования.
Получается, что следить нужно за выполнением всех задач практически
одновременно. Это означает, что беспокоиться он должен а формировании
системы профессиональных и экономических знаний, навыков и умений, причем
связанных не с абстрактным теоретизированием, а с выполнением конкретных
производственных программ и заданий. Поэтому для изучения должна отбираться
только необходимая информация, способная реально помочь производству. Такой
подход, конечно, отдает прагматизмом, но в его обосновании лежит здоровое
начало-требование интенсификации производства.
Сложность и противоречивость педагогического процесса как раз и
проистекают из необходимости обеспечить, с одной стороны, систему знаний, а
с другой - выполнение производственных задач на практике. И выход из этого
противоречия - в разумном соединении той и другой сторон, однако с
сознательными педагогическими акцентами в области жизненных (читай -
производственных) проблем.
Задачи общего развития обучаемого работника, трудящейся личности
лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер
человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной
деятельности и в области развития его разного рода способностей и
продуманно взвешенных потребностей.
В центре группы задач профессиональной педагогики, касающихся второй
функции - развития личности в процессе обучения,- находится обязанность
обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического и
технического мышления, продуктивных навыков рационализаторской
деятельности, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения
рационально учиться и образовываться.
Воспитывающая функция производственно-экономического обучения связана
с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого
высокого социального звучания - формирование зрелого мировоззрения и
важнейших личностных качеств, образующихся в процессе идейно-политического,
нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового,
физического воспитания и т. д.
Для преподавателя ПЭО и всех его организаторов эти высокие задачи
должны конкретизироваться в процессе воспитания у слушателей экономической
культуры, социалистической предприимчивости и деловитости, чувства
полноправного хозяина своего предприятия, коллективизма и социальной
активности.
Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и
пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в
органическом единстве. Например, формирование определенных навыков
самообразования связано с воспитанием у слушателей высоких волевых качеств,
влияет на рост социальной ответственности за судьбу своего трудового
коллектива и предприятия, что в свою очередь формирует чувство. хозяина.
Это чувство заставляет действовать активно и деловито в русле
социалистической предприимчивости, использовать свои знания и навыки для
разработки рационализаторских предложений. Человек осознает необходимость
учебы, вникает в тонкости экономической и технической политики, становится
все более активным социально, решительнее и смелее участвует в постановке и
разрешении конкретных производственных проблем.
Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением,
одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над
созданием которых, возможно, придется потрудиться кое-кому из
преподавателей ПЭО. Их не так уж много, но они существенно важны. Это
действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить
словами -я очень, очень хочу учиться); обучение на высоком уровне
интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула -
учиться, оказывается, очень тяжело); насыщенность всех занятий
положительными эмоциональными переживаниями (формула - учиться тяжело, но
очень и очень интересно, мне нравится); высокая степень активности
обучаемых (формула - больше выигрывает тот, кто более активен в учебе);
осознание слушателями значения и сути учебного труда и необходимости
учиться самим (формула-учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и
можно учиться самостоятельно).
Обучение - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание
и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему -
педагогу, пропагандисту, преподавателю ПЭО. Они и осуществляют одну сторону
процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение,
она реализуется в деятельности обучаемых, слушателей ПЭО. Большое значение
при этом имеют такие качества слушателей, как активность и
самостоятельность.
Хорошо, если слушатели сразу вступают в педагогический процесс с
этими качествами. Но если их нет? Тогда задача преподавателя состоит в том,
чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие
качества. Он создает благоприятные условия для их формирования,
руководствуясь своими “словесными формулами”:
- я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;
- тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не “загорелся” идеей,
мы ее найдем;
- тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно;
- я помогу тебе быть активным, но и ты помогай мне;
- я объясню тебе суть постоянной учебы, и ты все сможешь сделать сам.
Советская педагогика накопила ценный опыт создания таких условий, при
которых успешно решаются указанные задачи. Данный опыт получил отражение в
так называемой педагогике сотрудничества. За этим понятием стоит целое
педагогическое направление, сторонники которого считают, что обучаемый
должен овладевать знаниями, навыками и умениями, должен развиваться”
воспитываться в процессе выполнения различных, внутренне взаимосвязанных
видов деятельности, и прежде всего в сочетании общественно полезной,
трудовой, учебно-познавательной и игровой. Это только кажется, что взрослые
люди - народ серьезный и потому не любят играть. На самом деле все готовы
включиться в игру и овладеть в заданных ею ситуациях необходимыми знаниями.
Сторонники педагогики сотрудничества делают процесс обучения и
воспитания творческим, опираясь на демократические начала, совместную
работу, реальное взаимодействие обучающего и обучаемых, преподавателя и
слушателей. Опыт свидетельствует о том, что в выигрыше оказываются и
педагоги, и их подопечные. У слушателей развивается желание и умение
учиться, вырабатывается самостоятельность, ответственность за порученное
дело, уверенность в личной способности справиться с любой учебной либо
жизненной проблемой.
Дидактика, ее принципы и их отражение в ПЭО
Вспомним, что дидактика - это часть педагогической науки,
раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и
образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде
закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм
и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для
всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало
быть, и к производственно- экономическому обучению.
Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это
основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического
процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы,
оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей,
на целесообразный отбор содержания занятий.
К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:
направленность обучения - определяется комплексным решением задач
образования, воспитания в духе социалистической сознательности и
всестороннего развития личности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|