на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общая и производственная педагогика

педагогической науки - профессиональная педагогика.

Профессиональная педагогика, ее предмет и задачи

В самом названии этой отрасли педагогики отражается ее специфика,

назван объект воздействия, определены предмет специального анализа и, в

какой-то степени, ее задачи. Главное предназначение профессиональной

педагогики - теоретическое обеспечение процесса воспитания специалистов

высшей квалификации, подготовки и переподготовки профессионалов высокого

класса непосредственно на предприятиях, в объединениях или в

специализированных учебных заведениях.

Объектом воздействия профессиональной педагогики выступает как

правило, человек, уже обладающий определенным запасом знаний, с некоторым

набором профессиональных навыков и умений, разного уровня совершенства от

начального до достаточно высокого, однако допускающего дальнейший рост

мастерства.

По мнению методистов, профессиональная педагогика касается следующих

элементов:

педагога, главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Педагогика

поможет определить необходимые ему для успешной деятельности качества

учителя и воспитателя и пути их формирования (как через систему повышения

квалификации, так и путем самообразования);

слушателей, основного объекта воздействия. Педагогика посоветует, как

комплектовать учебные группы, школы, семинары с учетом социально-

психологических характеристик обучаемых, определять исходный уровень их

знаний, навыков и умений, какой намечать конечный результат обучения и как

отслеживать происходящие в сознании и поведении личности изменения;

содержания изучаемых предметов, дисциплин. Педагогика должна помочь

отобрать главное, существенное, действительно необходимое для становления

специалиста и убрать все случайное, второстепенное, несущественное,

бесполезное;

методики обучения. Педагогика нацелит на применение активных форм и

методов овладения знаниями, превращения их в убеждения, социально значимые

мотивы и практические действия;

цели обучения, последнего в порядке перечисления, но первого по

влиянию на содержание и характер учебного процесса составляющего элемента.

Педагогика должна помочь формулированию целей активных, действенных,

направленных на немедленную отдачу в ходе обучения, а не просветительских,

созерцательных, малопродуктивных. И, конечно, педагогика должна помочь

достижению этих целей.

Как трансформируются общие задачи профессиональной педагогики

применительно к частному случаю - деятельности отдельного преподавателя

ПЭО? Есть одно понятие, содержание которого как бы отражает такую

трансформацию или суммарный итог решения важнейших задач, стоящих перед

педагогом. Это понятие - педагогическая культура преподавателя. Если

рассмотреть показатели, которыми определяется этот термин, то станет ясно,

какие задачи нужно решать преподавателю, чтобы добиться ее высокого уровня.

Педагогическая культура характеризуется: глубоким и основательным усвоением

знаний в области теории педагогики; умением применять эти знания творчески,

методически грамотно, эффективно; учетом особенностей взрослой трудовой

аудитории слушателей, их интересов и опыта; способностью постоянно

анализировать свою педагогическую практику и вносить коррективы в свои

действия.

Процесс обучения. Его функции

Обучение - это целенаправленный, организованный процесс формирования

у различных категорий работников общественно значимых профессиональных

знаний, навыков и умений в конкретной области трудовой деятельности с

учетом достижений научно-технического прогресса.

В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

важнейшие, основные функции педагогического процесса - образовательная,

развивающая и воспитывающая.

Успешная реализация каждой из этих функций предполагает решение

определенной группы задач обучения. Так, в группу образовательных задач

входит формирование знаний, выработка специфических умений и, наконец,

накопление необходимого личного опыта практической работы в той или иной

области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач

свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная

обязанность преподавателя в процессе решения этих задач состоит в том,

чтобы не забыться, не увлечься одной какой-либо стороной образования.

Получается, что следить нужно за выполнением всех задач практически

одновременно. Это означает, что беспокоиться он должен а формировании

системы профессиональных и экономических знаний, навыков и умений, причем

связанных не с абстрактным теоретизированием, а с выполнением конкретных

производственных программ и заданий. Поэтому для изучения должна отбираться

только необходимая информация, способная реально помочь производству. Такой

подход, конечно, отдает прагматизмом, но в его обосновании лежит здоровое

начало-требование интенсификации производства.

Сложность и противоречивость педагогического процесса как раз и

проистекают из необходимости обеспечить, с одной стороны, систему знаний, а

с другой - выполнение производственных задач на практике. И выход из этого

противоречия - в разумном соединении той и другой сторон, однако с

сознательными педагогическими акцентами в области жизненных (читай -

производственных) проблем.

Задачи общего развития обучаемого работника, трудящейся личности

лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер

человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной

деятельности и в области развития его разного рода способностей и

продуманно взвешенных потребностей.

В центре группы задач профессиональной педагогики, касающихся второй

функции - развития личности в процессе обучения,- находится обязанность

обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического и

технического мышления, продуктивных навыков рационализаторской

деятельности, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения

рационально учиться и образовываться.

Воспитывающая функция производственно-экономического обучения связана

с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого

высокого социального звучания - формирование зрелого мировоззрения и

важнейших личностных качеств, образующихся в процессе идейно-политического,

нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового,

физического воспитания и т. д.

Для преподавателя ПЭО и всех его организаторов эти высокие задачи

должны конкретизироваться в процессе воспитания у слушателей экономической

культуры, социалистической предприимчивости и деловитости, чувства

полноправного хозяина своего предприятия, коллективизма и социальной

активности.

Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и

пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в

органическом единстве. Например, формирование определенных навыков

самообразования связано с воспитанием у слушателей высоких волевых качеств,

влияет на рост социальной ответственности за судьбу своего трудового

коллектива и предприятия, что в свою очередь формирует чувство. хозяина.

Это чувство заставляет действовать активно и деловито в русле

социалистической предприимчивости, использовать свои знания и навыки для

разработки рационализаторских предложений. Человек осознает необходимость

учебы, вникает в тонкости экономической и технической политики, становится

все более активным социально, решительнее и смелее участвует в постановке и

разрешении конкретных производственных проблем.

Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением,

одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над

созданием которых, возможно, придется потрудиться кое-кому из

преподавателей ПЭО. Их не так уж много, но они существенно важны. Это

действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить

словами -я очень, очень хочу учиться); обучение на высоком уровне

интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула -

учиться, оказывается, очень тяжело); насыщенность всех занятий

положительными эмоциональными переживаниями (формула - учиться тяжело, но

очень и очень интересно, мне нравится); высокая степень активности

обучаемых (формула - больше выигрывает тот, кто более активен в учебе);

осознание слушателями значения и сути учебного труда и необходимости

учиться самим (формула-учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и

можно учиться самостоятельно).

Обучение - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание

и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему -

педагогу, пропагандисту, преподавателю ПЭО. Они и осуществляют одну сторону

процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение,

она реализуется в деятельности обучаемых, слушателей ПЭО. Большое значение

при этом имеют такие качества слушателей, как активность и

самостоятельность.

Хорошо, если слушатели сразу вступают в педагогический процесс с

этими качествами. Но если их нет? Тогда задача преподавателя состоит в том,

чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие

качества. Он создает благоприятные условия для их формирования,

руководствуясь своими “словесными формулами”:

- я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;

- тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не “загорелся” идеей,

мы ее найдем;

- тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно;

- я помогу тебе быть активным, но и ты помогай мне;

- я объясню тебе суть постоянной учебы, и ты все сможешь сделать сам.

Советская педагогика накопила ценный опыт создания таких условий, при

которых успешно решаются указанные задачи. Данный опыт получил отражение в

так называемой педагогике сотрудничества. За этим понятием стоит целое

педагогическое направление, сторонники которого считают, что обучаемый

должен овладевать знаниями, навыками и умениями, должен развиваться”

воспитываться в процессе выполнения различных, внутренне взаимосвязанных

видов деятельности, и прежде всего в сочетании общественно полезной,

трудовой, учебно-познавательной и игровой. Это только кажется, что взрослые

люди - народ серьезный и потому не любят играть. На самом деле все готовы

включиться в игру и овладеть в заданных ею ситуациях необходимыми знаниями.

Сторонники педагогики сотрудничества делают процесс обучения и

воспитания творческим, опираясь на демократические начала, совместную

работу, реальное взаимодействие обучающего и обучаемых, преподавателя и

слушателей. Опыт свидетельствует о том, что в выигрыше оказываются и

педагоги, и их подопечные. У слушателей развивается желание и умение

учиться, вырабатывается самостоятельность, ответственность за порученное

дело, уверенность в личной способности справиться с любой учебной либо

жизненной проблемой.

Дидактика, ее принципы и их отражение в ПЭО

Вспомним, что дидактика - это часть педагогической науки,

раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и

образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде

закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм

и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для

всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало

быть, и к производственно- экономическому обучению.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это

основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического

процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы,

оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей,

на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

направленность обучения - определяется комплексным решением задач

образования, воспитания в духе социалистической сознательности и

всестороннего развития личности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.