на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение информатике

учебных заведений.

Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде

можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для

развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного

образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и

способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности ученика, дает

ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных

областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов

и углубления в изучении отдельных предметов, право на переход из одного

класса в другой, право на выбор учителя, выбор экзамена и формы его сдачи и

т.д. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к

социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя

из его задатков.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что

дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших

направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью,

которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных

систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей,

познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки

учащихся и т.д.

Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет

предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых,

дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный

процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой

учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей

содержания обучения информатике (средства информационных технологий и

методы их использования в различных областях деятельности человека),

которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания

обучения.

Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных

учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко

дифференцировано в практике обучения во многих школах.

Однако анализ опыта дифференциации школьного образования по

информатике показывает, что этот процесс носит во многом стихийный

характер, не имеет достаточного обоснования дидактического и психолого-

педагогического обоснования, часто обусловлен субъективными факторами. К

тому же, среди преподавателей информатики в школе немало бывших

программистов, не получавших полноценного педагогического образования, а

многие учителя других предметов, ведущих сейчас и информатику, окончили

педвуз тогда, когда дифференциация рассматривалась лишь как средство

реализации индивидуального подхода к обучению.

К сожалению, до сих пор не проведено систематических исследований

проблемы дифференциации обучения информатике, нет соответствующих

методических рекомендаций для учителя.

§2. Структура обучения информатике

В Национальном докладе Российской Федерации «Политика в области

образования и новые информационные технологии» (13) отражены основные

тенденции развития структуры и содержания обучения информатике в школе:

переход от курса информатики, изучаемого в старших классах, к непрерывному

обучению информатике в школе, усиления фундаментального,

общеобразовательного потенциала информатики как учебного предмета

общеобразовательной школы.

Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора

педагогических наук А.А. Кузнецова (5), являются:

1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не

только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и

умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом

информационное моделирование;

2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда

включено изучение фундаментальных основ информатики.

Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных

аспектов информатики и направлен на достижение некоторого уровня

компьютерной грамотности, обеспечивающего возможности использования

полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики,

так и в других предметах.

Второй этап посвящен изучению основ информатики как фундаментальной

отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного

мировоззрения школьников. При этом содержание обучения информатике в

старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на

профессиональную подготовку школьников.

М.В.Швецким в работе (23) высказывается близкая к этому позиция. Им

выделяется 2 этапа изучения информатики. Первый этап связан с освоением

прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования

полученных знаний и умений, как при изучении теоретических основ самой

информатики, так и в других предметах. Второй этап посвящен изучению основ

информатики как фундаментальной науки.

В последние годы в методике информатики происходит осознание того,

что курс информатики не может быть связан только с задачей формирования

компьютерной грамотности. А.А.Кузнецов (5) указывает, что задачи курса

информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к

практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как

общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных

задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной

грамотности.

На коллегии Министерства образования Российской Федерации, которая

состоялась 22 февраля 1995 года, обсуждался ход реализации программы

информатизации образования на 1994-1995 гг. Был рассмотрен вопрос о

совершенствовании организации обучения информатике в общеобразовательной

школе на современном этапе. Коллегия постановила признать целесообразной

необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики

и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:

- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;

- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;

- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с

компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе

использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров

и т.д.

Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум

подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися

методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование

навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей

учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса

формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе,

обществе, технике.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в

7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного

образования широкого использования знаний и умений по информатике в других

учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими

факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого

возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной

ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного

мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все

3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и

отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о

системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли

информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих

закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

- "пользовательский " аспект, связанный с формированием компьютерной

грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях

широкого использования информационных технологий;

- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время

уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области

информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и

содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной

подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического

профиля возможно углубленное изучение программирования и методов

вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс

информатики, связанный с применением компьютера для моделирования,

обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля –

представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на

формирование умений применять информационную технологию для решения задач

организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.

Предложенная А.А.Кузнецовым структура обучения информатике в школе легла

в основу ряда экспериментов по созданию системы непрерывного обучения

информатике.

Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе,

следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в

старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый

этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий

обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –

дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных

курсов.

§2. Профильная дифференциация

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:

профильную и уровневую.

Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания

обучения.

Стремительный рост объема информации в современном мире делает

невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к

необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и

специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная

дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования

определяется в направленной специализации образования в области устойчивых

интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их

развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в

относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым

программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и

умениям школьников.

Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации

содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее

благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных

особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться

устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками

профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,

достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена

на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам

учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:

отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или

иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и

учителя.

В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к

проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы

с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные

классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-

математические и другие.

Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.