учебных заведений.
Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде
можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для
развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного
образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и
способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности ученика, дает
ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных
областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов
и углубления в изучении отдельных предметов, право на переход из одного
класса в другой, право на выбор учителя, выбор экзамена и формы его сдачи и
т.д. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к
социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя
из его задатков.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что
дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших
направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью,
которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных
систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей,
познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки
учащихся и т.д.
Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет
предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых,
дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный
процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой
учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей
содержания обучения информатике (средства информационных технологий и
методы их использования в различных областях деятельности человека),
которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания
обучения.
Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных
учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко
дифференцировано в практике обучения во многих школах.
Однако анализ опыта дифференциации школьного образования по
информатике показывает, что этот процесс носит во многом стихийный
характер, не имеет достаточного обоснования дидактического и психолого-
педагогического обоснования, часто обусловлен субъективными факторами. К
тому же, среди преподавателей информатики в школе немало бывших
программистов, не получавших полноценного педагогического образования, а
многие учителя других предметов, ведущих сейчас и информатику, окончили
педвуз тогда, когда дифференциация рассматривалась лишь как средство
реализации индивидуального подхода к обучению.
К сожалению, до сих пор не проведено систематических исследований
проблемы дифференциации обучения информатике, нет соответствующих
методических рекомендаций для учителя.
§2. Структура обучения информатике
В Национальном докладе Российской Федерации «Политика в области
образования и новые информационные технологии» (13) отражены основные
тенденции развития структуры и содержания обучения информатике в школе:
переход от курса информатики, изучаемого в старших классах, к непрерывному
обучению информатике в школе, усиления фундаментального,
общеобразовательного потенциала информатики как учебного предмета
общеобразовательной школы.
Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора
педагогических наук А.А. Кузнецова (5), являются:
1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не
только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и
умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом
информационное моделирование;
2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда
включено изучение фундаментальных основ информатики.
Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных
аспектов информатики и направлен на достижение некоторого уровня
компьютерной грамотности, обеспечивающего возможности использования
полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики,
так и в других предметах.
Второй этап посвящен изучению основ информатики как фундаментальной
отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного
мировоззрения школьников. При этом содержание обучения информатике в
старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на
профессиональную подготовку школьников.
М.В.Швецким в работе (23) высказывается близкая к этому позиция. Им
выделяется 2 этапа изучения информатики. Первый этап связан с освоением
прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования
полученных знаний и умений, как при изучении теоретических основ самой
информатики, так и в других предметах. Второй этап посвящен изучению основ
информатики как фундаментальной науки.
В последние годы в методике информатики происходит осознание того,
что курс информатики не может быть связан только с задачей формирования
компьютерной грамотности. А.А.Кузнецов (5) указывает, что задачи курса
информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к
практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как
общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных
задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной
грамотности.
На коллегии Министерства образования Российской Федерации, которая
состоялась 22 февраля 1995 года, обсуждался ход реализации программы
информатизации образования на 1994-1995 гг. Был рассмотрен вопрос о
совершенствовании организации обучения информатике в общеобразовательной
школе на современном этапе. Коллегия постановила признать целесообразной
необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики
и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:
- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;
- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;
- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.
На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с
компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе
использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров
и т.д.
Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум
подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися
методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование
навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей
учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса
формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе,
обществе, технике.
Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в
7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного
образования широкого использования знаний и умений по информатике в других
учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими
факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого
возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной
ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного
мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все
3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и
отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о
системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли
информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих
закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
- "пользовательский " аспект, связанный с формированием компьютерной
грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях
широкого использования информационных технологий;
- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время
уже в большей мере с развитием мышления школьников.
Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области
информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и
содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной
подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического
профиля возможно углубленное изучение программирования и методов
вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс
информатики, связанный с применением компьютера для моделирования,
обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля –
представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на
формирование умений применять информационную технологию для решения задач
организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.
Предложенная А.А.Кузнецовым структура обучения информатике в школе легла
в основу ряда экспериментов по созданию системы непрерывного обучения
информатике.
Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе,
следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в
старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый
этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий
обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –
дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных
курсов.
§2. Профильная дифференциация
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе
принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:
профильную и уровневую.
Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания
обучения.
Стремительный рост объема информации в современном мире делает
невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к
необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и
специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная
дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.
В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования
определяется в направленной специализации образования в области устойчивых
интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их
развития в избранном направлении.
Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в
относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым
программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и
умениям школьников.
Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации
содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее
благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных
особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться
устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.
Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками
профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,
достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена
на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам
учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:
отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или
иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и
учителя.
В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к
проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы
с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные
классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-
математические и другие.
Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|