Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически
обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике
школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и
информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших
классах.
Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как
учебного предмета общеобразовательной школы.
Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,
роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного
образования.
В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается
новая общественная структура – информационное общество. Его развитие
существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует
изменение методов и организационных форм обучения.
Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы
деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие
исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую
революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий
приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения
развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с
информационной индустрией.
Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,
педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в
решение основных задач общего образования человека:
1) формирование современного научного мировоззрения школьников;
2) развитие мышления учащихся;
3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,
продолжению образования, труду в информационном обществе.
Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,
формирования черт личности, отвечающих требованиям современного
производства.
Изучение информатики связано также с формированием целого ряда
важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование
цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,
формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).
Общеобразовательная функция информатики связана также с решением
задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях
информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического
образования и профессионального самоопределения молодежи.
Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,
и средства информатики используются в настоящее время уже практически во
всех областях человеческой деятельности.
Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания
обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в
области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению
образования в этой области, можно предположить, что информатика,
информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов
содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.
Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач
школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности
учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему
профессиональному образованию убедительно показывает необходимость
обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации
образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля
специализации.
Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном
плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения
дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения
информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках
дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения
многоэтапной структуры обучения информатике в школе.
С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к
дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными
авторами.
Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-
ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое
программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные
системы, базы данных, информационные и экспертные системы.
Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено
курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:
- "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в
математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на
компьютере различных численных методов; моделирование различных
пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,
движение тел и фигур и другое.
- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с
различными словарями и другое.
- "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых
классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в
различных условиях и т.д.
- "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,
разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.
Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной
стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация
содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных
дисциплин.
В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),
А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного
изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):
1) Архитектура компьютера и операционная система;
2) Арифметические и логические основы компьютера;
3) Алгоритмизация и языки программирования;
4) Решение задач на компьютере;
5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;
6) Основы технологии мультимедиа;
7) Компьютерные телекоммуникационные сети.
Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных
курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда
оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.
Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный
характер, недостаточно систематизированы.
В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных
технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в
классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в
информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".
И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка
Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать
математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать
аксиоматику школьного курса геометрии.
В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение
имеют 2 принципа:
-принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание
общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;
-принцип дифференциации содержания образования по его ведущей
педагогической функции.
В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной
области в содержание общего среднего образования, образовательная область
отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,
с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей
действительности. К примеру, информатика представлена в содержании
школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип
"информатизации образования".
Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по
критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –
"пользовательских") профильных курсов.
К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их
по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для
"фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать
формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной
картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,
труду.
Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные
курсы информатики "фундаментального" направления?
Направления их профилизации определяются применительно к предметным
областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления
специализации обучения в школе (классе).
Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по
предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и
социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный
курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел
информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся
ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной
школе (классе).
Например, в классах математической специализации может быть предложен
курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"
(С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов
естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"
(В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных
экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс
"Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).
Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,
формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других
фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или
развитыми информатикой.
Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или
"пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по
критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов
– формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в
разных областях.
Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»
В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации
содержания обучения информатике на старшей ступени школы. Были обоснованы
два основных принципа дифференциации, в соответствии с которыми выделены
профильные курсы фундаментальной и прикладной направленности.
Профильный курс в 10-11 классах – продолжение подготовки по
информатике и смежным областям, где требуются более специальные знания. Он
отмечается значительной широтой, максимальным использованием меж предметных
связей информатики. Учащиеся приобщаются к вычислительной технике, у них
вырабатываются навыки систематического использования вычислительной техники
в повседневной деятельности. Компьютер из объекта познания переходит в
раздел инструментов познания, инструмент для самореализации учащихся.
Во второй главе рассмотрим подход к разработке содержания прикладного
профильного курса «Новые информационные технологии».
§1. Курс «Новые информационные технологии» для
специализированных классов
Потребность в математических расчетах по-прежнему велика в нашем
обществе, идущем сквозь тернии к рыночной экономике. Миллионам людей
приходится вести математические расчеты. Не говоря уж об учебе, ни одна
серьезная разработка в любой отрасли науки и производства не обходится без
трудоемких математических расчетов. Для облегчения таких расчетов были
созданы мощные, универсальные интегрированные системы (пакеты прикладных
программ). Под пакетом прикладных программ следует понимать комплекс
взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать
некоторый класс задач. Такое понимание пакета позволяет охватить достаточно
широкий круг программных разработок, имеющих своей целью повышение уровня
прикладной квалификации вычислительной машины путем совместного
использования прикладных и системных программ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|