на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение информатике

Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически

обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике

школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и

информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших

классах.

Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как

учебного предмета общеобразовательной школы.

Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,

роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного

образования.

В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается

новая общественная структура – информационное общество. Его развитие

существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует

изменение методов и организационных форм обучения.

Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы

деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие

исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую

революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий

приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения

развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с

информационной индустрией.

Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,

педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в

решение основных задач общего образования человека:

1) формирование современного научного мировоззрения школьников;

2) развитие мышления учащихся;

3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,

продолжению образования, труду в информационном обществе.

Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,

формирования черт личности, отвечающих требованиям современного

производства.

Изучение информатики связано также с формированием целого ряда

важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование

цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,

формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

Общеобразовательная функция информатики связана также с решением

задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях

информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического

образования и профессионального самоопределения молодежи.

Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,

и средства информатики используются в настоящее время уже практически во

всех областях человеческой деятельности.

Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания

обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в

области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению

образования в этой области, можно предположить, что информатика,

информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов

содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач

школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности

учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему

профессиональному образованию убедительно показывает необходимость

обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации

образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля

специализации.

Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном

плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения

дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения

информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках

дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения

многоэтапной структуры обучения информатике в школе.

С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к

дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными

авторами.

Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-

ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое

программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные

системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено

курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:

- "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в

математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на

компьютере различных численных методов; моделирование различных

пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,

движение тел и фигур и другое.

- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с

различными словарями и другое.

- "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых

классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в

различных условиях и т.д.

- "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,

разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.

Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной

стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация

содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных

дисциплин.

В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),

А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного

изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):

1) Архитектура компьютера и операционная система;

2) Арифметические и логические основы компьютера;

3) Алгоритмизация и языки программирования;

4) Решение задач на компьютере;

5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;

6) Основы технологии мультимедиа;

7) Компьютерные телекоммуникационные сети.

Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных

курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда

оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.

Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный

характер, недостаточно систематизированы.

В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных

технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в

классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в

информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".

И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка

Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать

математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать

аксиоматику школьного курса геометрии.

В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение

имеют 2 принципа:

-принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание

общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;

-принцип дифференциации содержания образования по его ведущей

педагогической функции.

В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной

области в содержание общего среднего образования, образовательная область

отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,

с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей

действительности. К примеру, информатика представлена в содержании

школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип

"информатизации образования".

Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по

критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –

"пользовательских") профильных курсов.

К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их

по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для

"фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать

формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной

картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,

труду.

Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные

курсы информатики "фундаментального" направления?

Направления их профилизации определяются применительно к предметным

областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления

специализации обучения в школе (классе).

Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по

предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и

социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный

курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел

информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся

ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной

школе (классе).

Например, в классах математической специализации может быть предложен

курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"

(С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов

естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"

(В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных

экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс

"Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).

Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,

формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других

фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или

развитыми информатикой.

Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или

"пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по

критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов

– формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в

разных областях.

Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации

содержания обучения информатике на старшей ступени школы. Были обоснованы

два основных принципа дифференциации, в соответствии с которыми выделены

профильные курсы фундаментальной и прикладной направленности.

Профильный курс в 10-11 классах – продолжение подготовки по

информатике и смежным областям, где требуются более специальные знания. Он

отмечается значительной широтой, максимальным использованием меж предметных

связей информатики. Учащиеся приобщаются к вычислительной технике, у них

вырабатываются навыки систематического использования вычислительной техники

в повседневной деятельности. Компьютер из объекта познания переходит в

раздел инструментов познания, инструмент для самореализации учащихся.

Во второй главе рассмотрим подход к разработке содержания прикладного

профильного курса «Новые информационные технологии».

§1. Курс «Новые информационные технологии» для

специализированных классов

Потребность в математических расчетах по-прежнему велика в нашем

обществе, идущем сквозь тернии к рыночной экономике. Миллионам людей

приходится вести математические расчеты. Не говоря уж об учебе, ни одна

серьезная разработка в любой отрасли науки и производства не обходится без

трудоемких математических расчетов. Для облегчения таких расчетов были

созданы мощные, универсальные интегрированные системы (пакеты прикладных

программ). Под пакетом прикладных программ следует понимать комплекс

взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать

некоторый класс задач. Такое понимание пакета позволяет охватить достаточно

широкий круг программных разработок, имеющих своей целью повышение уровня

прикладной квалификации вычислительной машины путем совместного

использования прикладных и системных программ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.